Определение №АК/43047/15 Определение о возбуждении дела в отношении ПАО «Мегафон» от 18 августа 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возбуждении дела № 3-5-27/00-08-15
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
18 августа 2015 г. г. Москва
Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы смартфона MegaFon Login+,
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило заявление ЗАО «Сибинтертелеком» с претензией к рекламе смартфона MegaFon Login+.
Данная реклама распространялась в феврале-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов Рен ТВ, ТВ3, ТНТ, СТС.
В рекламе смартфона MegaFon Login+ звуковым сообщением и крупным хорошо читаемым текстом указывалось, что данное устройство можно приобрести в салонах связи Мегафон по цене 4990 рублей.
В нижней части экрана текстовым сообщением на дисклеймерах указывались иные условия , при которых можно совершить такую покупку:
на первом дисклеймере - «Цена действует до 08.03.2015 при покупке телефона MegaFon Login+ с одновременным подключением опции «Интернет S» или тарифного плана «Мегафон — Все включено М» и внесением абонентской платы за определенный период»;
на втором дисклеймере - «Логин. Цена телефона MegaFon Login+ без подключения опции или тарифного плана 6990 рублей. Количество товара ограничено. Со стоимостью опции и тарифного плана, периодом внесения абонентской платы и подробными условиями в Вашем регионе можно ознакомиться на www.megafon.ru».
Реклама завершается кадром с текстом, выполненным крупным хорошо читаемым шрифтом «Двойная выгода: телефон, он же планшет Login+. 4990 рублей».
Текст дисклеймеров выполнен мелким шрифтом и размещался в рекламном видеоролике примерно на 1/9 площади кадра, продолжительность первого дисклеймера составляет 5 секунд, второго дисклеймера – 4 секунды.
Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 5 и 4 секунды, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАО «Мегафон» http://moscow.megafon.ru/, покупку телефона Megafon Login+ по цене 4990 рублей возможно совершить только при подключении тарифного плана «Мегафон — Все Включено М» с одновременным внесением авансового платежа в размере 1180 рублей для предоплаты двух полных месяцев использования либо при подключении опции «Интернет S» с внесением авансового платежа в размере 700 рублей для предоплаты двух полных месяцев пользования этой опцией. По истечении двух месяцев с момента подключения опции «Интернет S» с Абонента списывается абонентская плата за использование опции «Интернет S» в размере 350 рублей в соответствии с условиями опции «Интернет S». Без подключения указанных опций цена смартфона составляет 6990 рублей.
Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — цене телефона MegaFon Login+ в размере 4990 рублей, которое указано крупным хорошо читаемым шрифтом.
Формальное присутствие в рекламе условий, при которых возможно приобретение смартфона по цене 4990 рублей, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (цена смартфона — 4990 рублей).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях приобретения телефона MegaFon Login+ по цене 4990 рублей, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Вместе с тем информация о том, что приобретение телефона MegaFon Login+ по цене 4990 рублей возможно только с одновременным подключением опции «Интернет S» или тарифного плана «Мегафон — Все включено М» и внесением абонентской платы за определенный период, является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости телефона MegaFon Login + .
Таким образом, в рекламе телефона MegaFon Login+, распространявшейся в феврале-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002).
На основании части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 3-5-27/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицом, участвующим в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ПАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001; дата регистрации 15.07.2002).
3. Назначить дело № 3-5-27/00-08-15 к рассмотрению на « 24 » сентября 2015 года в « 12 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301, 3 этаж (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 437).
4. ПАО «Мегафон» надлежит в срок до 20 сентября 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:
копии учредительных документов ПАО «Мегафон» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы смартфона MegaFon Login+, распространявшейся в феврале-марте 2015 года в эфире телеканалов;
копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых в феврале-марте 2015 года в эфире телеканалов осуществлялось распространение рекламы смартфона MegaFon Login+ ;
графики распространения рекламы смартфона MegaFon Login+ в эфире телеканалов в феврале-марте 2015 г. по настоящее время;
информацию о рекламораспространителях с указанием наименования, адреса и реквизитов;
информацию о масштабе рекламной кампании смартфона MegaFon Login+ с указанием средств массовой информации и иных способов распространения рекламы, адресной программы, периодов распространения;
письменные объяснения по существу претензий и обстоятельствам распространения рекламы смартфона MegaFon Login+.
Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ПАО «Мегафон».
Явка представителей ПАО «Мегафон», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-5-27/00-08-15 ).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.