Постановление №АК/49639/16 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу 4-14.3-793/00-08-16 в отношении ООО «... от 20 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-793/00-08-16

об административном правонарушении

«20» июля 2016 г.                                                             г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-793/00-08-16 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «Киа Моторс РУС» (юридический адрес: ул. Валовая, д. 26, г. Москва, 115054, ИНН 7728674093, ОГРН 5087746291760, КПП 774901001, дата регистрации: 22.10.2008),

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа № 280/16 от 18.03.2016 руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена проверка в отношении ООО «Киа Моторс РУС».

По результатам проверки выявлено, что рекламная компания с предложением к продаже автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» на условиях кредитования по ставке 6,9 % годовых, 7.9 % годовых осуществлялась в ноябре 2015 - январе 2016 года на рекламных конструкциях, телевидении и радио с признаками нарушения законодательства о рекламе.

 

1) Реклама с предложением к продаже автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» на условиях кредитования по ставке 6,9 % годовых распространялась посредством рекламных конструкций в ноябре-декабре 2015 года на территории Российской Федерации, в том числе в городах Челябинск, Екатеринбург, Иркутск, Калининград, Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Сургут, Тюмень.

 

В рекламе приводились изображения автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» и сообщалось:

«Моментальный кредит 6,9 % ***»

В рекламе крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 6,9% годовых*** (ставка отмечена знаком сноски).

В сносках, в зависимости от размера рекламного плаката, мелким шрифтом на площади 15 %, 23 % от площади рекламного щита в нижней его части указаны иные условия, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения:

 

«*6,9 % - ставка в кредитном договоре клиента по кредитному продукту «ЭКСПРЕСС КИА в кредит (СЖ 3,5) ГП в рамках государственной программы льготного автокредитования при покупке нового автомобиля KIA Rio (КИА РИО) KIA cee'd (КИА сид) стоимостью не более 1 000 000 рублей, 2015 года выпуска. Первоначальный взнос от 30% стоимости автомобиля. Срок кредита — 36 мес. Валюта кредита — рубли РФ. Страхование жизни и здоровья заемщика на весь срок кредита обязательно, возможно включить в сумму кредита. Оформление страхового полиса каско по тарифам соответствующих страховых компаний обязательно. Обеспечение по кредиту — залог приобретаемого автомобиля. Принятие решения о выдаче кредита осуществляется от 30 минут по двум документам (паспорт и водительское удостоверение). Кредит предоставляется ООО «Русфинанс Банк», генеральная лицензия № 1792 от 13.02.2013 (в тексте - «Банк»). Предложение носит информационный характер, не является публичной офертой (ст. 437 ГК РФ) и действительно с 21.10.2015 по 30.11.2015 (01.12.2015 по 31.12.2015). Условия предложения могут быть изменены в случае изменения процентных ставок Банком. Подробности на www.kia.ru».

 

Форма и условия размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих и определяющих стоимость кредита.

 

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

 

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

 

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения о кредите не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Указание в рекламе лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о стоимости кредита и сумме расхода, который понесут лица, воспользовавшиеся кредитом при покупке автомобилей «KIA Cee'd», «KIA Rio».

 

Наименование лица, оказывающего финансовые услуги, также не не доводится до потребителя надлежащим образом, поскольку указано мелким шрифтом в сноске и лишь формально присутствует в рекламе, соответственно данная информация в рекламе фактически отсутствует.

 

Более того, кредитное предложение по ставке 6,9 % распространяется только на покупку автомобилей «KIA Cee'd», «KIA Rio», и не распространяется на покупку автомобиля «KIA Sportage».

Соответственно потребители вводятся в заблуждение относительно возможности приобретения автомобиля «KIA Sportage» в кредит по ставке 6,9 %.

 

Таким образом, реклама с предложением к продаже автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» на условиях кредитования по ставке 6,9 % годовых, распространявшаяся посредством рекламных конструкций в ноябре-декабре 2015 года, нарушает часть 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

2) Рекламные ролики с предложением к продаже автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» на условиях кредитования по ставке 6,9 % годовых распространялись в ноябре-декабре 2015 года в эфире телеканалов Первый, Рен ТВ, ТВ3, Пятница, 5 канал, Россия 1, Матч ТВ, СТС, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда.

 

В рекламе демонстрируются автомобили «KIA Sorento», «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» в условиях зимнего леса и города.

В закадровом тексте рекламного ролика, распространявшегося в ноябре 2015 года, озвучивается следующее:

«Только в ноябре Ваши любимые автомобили КИА с выгодой до 170 000 рублей или моментальный кредит за 6,9 % (шесть и девять десятых процента). Выбирайте новый КИА с пакетом «Теплые опции» и зима будет в радость. Узнайте подробности у дилеров КИА».

В закадровом тексте рекламного ролика, распространявшегося в декабре 2015 года, озвучивается следующее:

«К Новому году праздничные предложения от КИА! Кредит всего за 6,9 %! Новый автомобиль КИА с пакетом «Теплые опции» да с таким кредитом – просто праздник! Но, только в декабре. Так что поторопитесь к дилерам КИА».

При этом визуальный ряд рекламных роликов с 3 секунды по 12 секунду (ноябрь 2015 года) и с 1 секунды по 12 секунду (декабрь 2015 года) в нижней части экрана сопровожден текстом «Моментальный кредит 6,9%», выполненном шрифтом белого цвета на поле квадрата бордового цвета, справа от которого располагаются три дисклеймера. Тексты дисклеймеров поочередно демонстрируются в течение 3 секунд (ноябрь 2015 год), 4 секунд (декабрь 2015 года) при смене кадра.

Первый дисклеймер:

6,9 % - ставка в кредитном договоре клиента по кредитному продукту «ЭКСПРЕСС КИА в кредит (СЖ 3,5) ГП в рамках государственной программы льготного автокредитования при покупке нового автомобиля KIA Rio (КИА РИО) KIA cee'd (КИА сид) стоимостью не более 1 000 000 рублей, 2015 года выпуска. Первоначальный взнос от 30% стоимости автомобиля. Срок кредита — 36 мес. Валюта кредита — рубли РФ.

Второй дисклеймер:

Страхование жизни и здоровья заемщика на весь срок кредита обязательно, возможно включить в сумму кредита. Оформление страхового полиса каско по тарифам соответствующих страховых компаний обязательно. Обеспечение по кредиту — залог приобретаемого автомобиля. Принятие решения о выдаче кредита осуществляется от 30 минут по двум документам (паспорт и водительское удостоверение).

Третий дисклеймер:

Кредит предоставляется ООО «Русфинанс Банк», генеральная лицензия № 1792 от 13.02.2013 (в тексте - «Банк»). Предложение носит информационный характер, не является публичной офертой (ст. 437 ГК РФ) и действительно с 21.10.2015 по 30.11.2015 (01.12.2015 по 31.12.2015). Условия предложения могут быть изменены в случае изменения процентных ставок Банком. Подробности на www.kia.ru».

 

Завершается рекламный ролик пэк-шотом с изображением автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» и текстовым сообщением:

«Теплые опции. Выгода до 170 000 р. Моментальный кредит 6,9 %» (ноябрь 2015 года).

«Теплые опции. Моментальный кредит 6,9 %» (декабрь 2015 года).

 

В рекламе крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 6,9% годовых.

Текст с иными условиями по кредиту, влияющими на стоимость кредита и возможность его получения, а также о лице, оказывающем финансовую услугу, размещался в дисклеймерах на площади не более 13 % от площади кадра и был выполнен мелким шрифтом белого цвета на общем фоне рекламы. При этом форма и условия размещения дисклеймеров в рекламе не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с условиями, влияющими и определяющими стоимость кредита, ввиду мелкого шрифта, значительного объема информации и краткого времени показа (в течение 3-4 сек.) в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.

Соответственно, потребители не получают всю необходимую для сознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, определяющих стоимость кредита.

 

Таким образом, рекламные ролики с предложением к продаже автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» на условиях кредитования по ставке 6,9 % годовых распространявшиеся в ноябре-декабре 2015 года в эфире телеканалов Первый, Рен ТВ, ТВ3, Пятница, 5 канал, Россия 1, Матч ТВ, СТС, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда, нарушают часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

3) Реклама с предложением к продаже автомобилей КИА на условиях кредитования распространялась в эфире радиостанций Европа-Плюс, Наше радио, Дорожное радио, Русское радио, DFM, HIT FM, Авторадио, Юмор FM, Шансон, Ретро FM в ноябре-декабре 2015 года с указанием процентной ставки по кредиту 6,9 % годовых, в январе 2016 года — 7,9 % годовых.

 

В рекламе, распространявшейся в ноябре 2015 года, сообщалось:

«Только в ноябре ваши любимые автомобили КИА с выгодой до ста семидесяти тысяч рублей или моментальный кредит за шесть и девять десятых процента (6,9 %). Выбирайте новый КИА с пакетом «Теплые опции» и зима будет в радость. Узнайте подробности у дилеров КИА. Кредит предоставляет ООО «Русфинанс Банк».

 

В рекламе, распространявшейся в декабре 2015 года, сообщалось:

«К Новому году праздничные предложения от КИА! Кредит всего за шесть и девять десятых процента (6,9 %)! Новый автомобиль КИА с пакетом «Теплые опции» да с таким кредитом – просто праздник! Но, только в декабре. Так что поторопитесь к дилерам КИА. Кредит предоставляется ООО Русфинанс Банк.»

 

В рекламе, распространявшейся в январе 2016 года, сообщалось:

«Забыли времена выгодных кредитов? Kia их возвращает. До конца января на ваши любимые модели KIA действует специальная ставка по кредиту от семи и девяти десятых процента (7,9 %). Как в старые добрые времена. Подробности у дилеров Kia и на сайтe kia.ru. Кредит предоставляет ООО «Сетелем Банк».

 

В рекламе указывается лишь отдельное условие кредита — процентная ставка, однако иные условия, влияющие и определяющие стоимость кредита, которые обязательны к указанию в рекламе на основании части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация об условиях, влияющих и определяющих стоимость кредита, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий кредита.

Таким образом, рекламе, распространявшаяся в эфире радиостанций с указанием процентной ставки по кредиту 6,9 % годовых в ноябре-декабре 2015 года и 7,9 % годовых - в январе 2016 года, нарушает часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

4) Реклама с предложением к продаже автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» на условиях кредитования по ставке 6,9 % годовых и 7.9 % годовых, распространявшаяся в ноябре 2015 — январе 2016 года на рекламных конструкциях, в эфире радиостанций и на телевидении.

 

Наружная, телевизионная и радио реклама давала потребителям основание полагать, что автомобили «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» возможно приобрести в кредит по указанным в рекламе ставкам (в рекламе демонстрировались изображения всех трех автомобилей или указывалось на все модели КИА). Однако кредит по процентной ставке, указанной в рекламе, предоставлялся только на новые автомобили «KIA Cee'd» и «KIA Rio» 2015 года выпуска. При этом информация о данном условии в рекламе на телевидении и на рекламных конструкциях доводилась до сведения потребителей в сносках и дисклеймерах ненадлежащим образом (формально - мелким шрифтом, в течение короткого времена), а в рекламе на радио - отсутствовала.

Отсутствие информации о данном условии искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение о возможности приобретения автомобиля «KIA Sportage» (иных моделей КИА) в кредит на условиях, указанных в рекламе.

Таким образом, реклама с предложением к продаже автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» на условиях кредитования по ставке 6,9 % или 7,9 % годовых, распространявшаяся на рекламных конструкциях, на телевидении и радио в ноябре 2015 года — январе 2016 года, нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьями 5, 28 Федерального закона «О рекламе».

 

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Киа Моторс РУС» (юридический адрес: ул.Валовая, д.26, г.Москва, 115054, ИНН 7728674093, ОГРН 5087746291760, КПП 774901001, дата регистрации: 22.10.2008).

 

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ООО «Киа Моторс РУС» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ООО «Киа Моторс РУС» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении в ноябре 2015 - январе 2016 года на рекламных конструкциях, телевидении и радио рекламы с предложением к продаже автомобилей «KIA Sportage», «KIA Cee'd», «KIA Rio» на условиях кредитования по ставке 6,9 % годовых, 7.9 % годовых.

 

Руководствуясь частью 7 статьи 5, частями 1, 3 статьи 28, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к ООО «Киа Моторс РУС» меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.

      • Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

 

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

Банк получателя: Операционный департамент Банка России г. Москва 705

ИНН 7703516539

КПП 770301001

БИК 044583001

р/с 40101810800000010041

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКТМО 45380000

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova @ fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны