Решение №АК/50590/17 Решение по делу № 3-28-20/00-08-17 в отношении ПАО "МКБ" рек... от 25 июля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-28-20/00-08-17

18 июля 2017 г.                                                                             г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <...>,

рассмотрев материалы о распространении ПАО «Московский кредитный банк» рекламы кредита по ставке 12,5 % в марте 2017 года на рекламных конструкциях в г. Москва,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ПАО «Московский кредитный банк» (адрес: ул. Луков переулок, д. 2, к. 1, г. Москва, 107045, ОГРН 1027739555282, ИНН 7734202860, КПП 775001001, дата регистрации: 18.11.2002)<...> (доверенность № 318/2016 от 23.06.2016),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного контроля было выявлено распространение ПАО «Московский кредитный банк» рекламы кредита по ставке 12,5 % на рекламной конструкции, размещенной по адресу г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, в марте 2017 года.

В рекламе крупным шрифтом сообщалось:

«12,5% *

Кредиты

на то, что важно сейчас

МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК».

В рекламе крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 12,5% годовых* (ставка отмечена знаком сноски).

В сноске мелким нечитаемым шрифтом на площади менее 1/6 от площади рекламного щита в нижней его части указаны иные условия, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения:

«*Ставка 12,5 % годовых в руб. применяется при предоставлении нецелевых (потреб) кредитов (далее — НК) физлицам, не имеющим на дату подачи заявки действующих НК В ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК», в случае выбора заемщиком условия погашения задолженности по кредитному договору с обеспечением ден.средств на счете за 10 календ. дней до наступления даты погашения кредита и уплаты процентов и услуги по добровольному страхованию. Кредит предоставляется на срок от 6 мес. до 12 мес., в сумме от 100 000 руб. до 2 млн. руб. Иные требования к заемщику: возраст — от 18 лет (либо ранее в случае вступления в брак, эмансипации), гражданство РФ, постоянная регистрация (местожительства) на территории РФ, стабильный источник дохода. Регистрация работодателя или его официального представителя — Москва, МО. Обязательный документ — паспорт РФ. Банк вправе запросить доп.документы. Акция проходит до 31.05.2017 года включительно. Не является публичной офертой. ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК». Ген.лиц. Банка России № 1978 от 06.05.2016 г.»

Форма и условия размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих и определяющих стоимость кредита.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения о кредите не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Указание в рекламе лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о стоимости кредита и сумме расхода, который понесут лица, воспользовавшиеся услугой специального кредитования по ставке 12,5 %.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем является ПАО «Московский кредитный банк» (адрес: ул. Луков переулок, д. 2, к. 1, г. Москва, 107045, ОГРН 1027739555282, ИНН 7734202860, КПП 775001001, дата регистрации: 18.11.2002).

На основании части 7 статьи 5, части 3 статьи 28, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1.  Признать ненадлежащей распространявшуюся в марте 2017 на рекламных конструкциях, рекламу кредита ПАО «Московский кредитный банк» по ставке 12,5 %, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе отсутствует часть существенной информации об остальных условиях кредита, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, при указании одного из таких условий - процентной ставки по кредиту 12,5 % годовых.

2. Выдать ПАО «Московский кредитный банк» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Московский кредитный банк».

Решение изготовлено в полном объеме 24 июля 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны