Определение №АК/51827/17 Определение о возбуждении дела № 3-24-37/00-08-17 в отношени... от 28 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возбуждении дела № 3-24-37/00-08-17
по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
26 июля 2017 г. г. Москва
Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, <...>, рассмотрев материалы о распространении АО «Санофи» рекламы лекарственного препарата «НО-ШПА» в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года на телеканалах «Первый Канал», «Россия 1», «ТВ-3», «Пятница», «ТНТ», «Домашний» и иных,
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа № 459/17 от 10.04.2017 руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена проверка в отношении акционерного общества «Санофи Россия».
По результатам проверки выявлено, что реклама лекарственного препарата «НО-ШПА» распространялась с декабря 2016 года по апрель 2017 года на телеканалах «Первый Канал», «Россия 1», «ТВ-3», «Пятница», «ТНТ», «Домашний» и иных посредством четырех рекламных роликов:
а) рекламный ролик хронометражем 10 секунд, являющимся спонсорской заставкой к телепрограмме «Танцы» на телеканалах «ТНТ», «ТНТ4»;
б) рекламный ролик хронометражем 20 секунд («Карнавал»);
в) рекламный ролик хронометражем 25 секунд («Сити»);
г) рекламный ролик хронометражем 25 секунд, являющимся спонсорской заставкой к телепрограмме «Холостяк» на телеканалах «ТНТ», «ТНТ4».
В рекламном ролике хронометражем 10 секунд, являющимся спонсорской заставкой к телепрограмме «Танцы», сообщается следующее:
«Моя жизнь — ритм, движение, страсть. Когда боль встает на пути, НО-ШПА снимает спазм, и боль уходит».
На последнем кадре рекламы демонстрируется упаковка лекарственного препарата «НО-ШПА» и утверждение «НО-ШПА СНИМАЕТ СПАЗМ, И БОЛЬ УХОДИТ!».
В рекламном ролике хронометражем 20 секунд сообщается следующее:
«-Мам, дай что-нибудь от боли.
-Когда боль вызвана спазмом, что-нибудь может не подойти. НО-ШПА начинает работать через 12 минут после приема, устраняя основную причину боли — спазм. И продолжает работать до 8 часов. НО-ШПА снимает спазм, боль уходит».
В рекламном ролике хронометражем 25 секунд сообщается следующее:
«Сегодня особенный день — наш. У меня на него большие планы. Очень романтичные. И я не позволю этой боли все испортить. Основная причина боли в животе — спазм. НО-ШПА устраняет спазм. Она готова действовать через 12 минут после приема и продолжает действовать до 8 часов. НО-ШПА — боли нет в моих планах. Теперь это точно лучший день».
В рекламном ролике хронометражем 25 секунд, являющемся спонсорской заставкой к телепрограмме «Холостяк», сообщается следующее:
«Сегодня долгожданное свидание с Холостяком. У меня на него большие планы. Очень романтичные. И я не позволю этой боли все испортить. Основная причина боли в животе — спазм. НО-ШПА устраняет спазм. Она готова действовать через 12 минут после приема и продолжает действовать до 8 часов. НО-ШПА — боли нет в моих планах. Это лучшее свидание в моей жизни».
Согласно регистрационному удостоверению № П N011854/02 от 23.07.2010 препарат «НО-ШПА» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.
Согласно разделу «Фармакодинамика» инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «НО-ШПА» дротаверин представляет собой производное изохинолина, которое проявляет мощное спазмолитическое действие на гладкую мускулатуру за счет ингибирования фермента фосфодиэстеразы IV типа. Ингибирование фермента ФДЭ IV приводит к повышению концентрации цАМФ, инактивации киназы легкой цепи миозина, что в дальнейшем вызывает расслабление гладкой мускулатуры. Дротаверин эффективен при спазмах гладкой мускулатуры как нейрогенного, так и мышечного происхождения. Независимо от типа вегетативной иннерации, дротаверин расслабляет гладкую мускулатуру желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих путей, мочеповолой системы. Вследствие своего сосудорасширяющего действия дротаверин улучшает кровоснабжение тканей. Таким образом, вышеописанные механизмы действия дротаверина устраняют спазм гладкой мускулатуры, что приводит к уменьшению боли.
Соответственно положительным действием лекарственного препарата «НО-ШПА» является устранение спазма гладкой мускулатуры и уменьшение боли.
В рекламе сообщается «НО-ШПА снимает спазм, и боль уходит», «НО-ШПА устраняет спазм», «НО-ШПА начинает работать через 12 минут после приема, устраняя основную причину боли — спазм».
Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля слово гарантия означает ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, заверение, слово гарантировать - в значении гарантировать что, обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, поручиться.
Согласно словарю (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) гарантия — это обеспечение осуществления, исполнения чего-л.; поручительство; то, что подтверждает осуществление, исполнение чего-л.
Соответственно в рекламе гарантируется положительное действие лекарственного препарата «НО-ШПА» и его эффективность в устранении спазма.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
В рекламе сообщается «НО-ШПА начинает работать через 12 минут после приема, устраняя основную причину боли — спазм. И продолжает работать до 8 часов», «Она готова действовать через 12 минут после приема и продолжает действовать до 8 часов (прим. - НО-ШПА)».
Согласно подразделу «Абсорбция» раздела «Фармакокинетика» инструкции по применению медицинского препарата «НО-ШПА» дротаверин по сравнению с папаверином при приеме внутрь быстрее и более полно абсорбируется из желудочно-кишечного тракта. После пресистемного метаболизма в системный кровоток поступает 65% принятой дозы дротаверина. Максимальная концентрация дротаверина в плазме крови достигается через 45-60 минут. Согласно подразделу «Абсорбция» раздела «Фармакокинетика» период полувыведения дротаверина составляет 8-10 часов. В течение 72 часов дротаверин практически полностью выводится из организма.
При этом в инструкции по применению лекарственного препарата «НО-ШПА» отсутвует указание на то, что НО-ШПА начинает работать через 12 минут после приема препарата.
Соответственно в рекламе сообщается о свойствах и характеристиках лекарственного препарата «НО-ШПА» вне пределов показаний, содержащихся в инструкции по медицинскому применению.
Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
Таким образом в рекламе лекарственного препарата «НО-ШПА», распространявшейся с декабря 2016 года по апрель 2017 года на телеканалах «Первый Канал», «Россия 1», «ТВ-3», «Пятница», «ТНТ», «Домашний» и иных, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24, части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 1,6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является АО «Санофи Россия» (юридический адрес: ул. Тверская, д. 22, г. Москва, 125009, ИНН 7705018169, ОГРН 1027739079940, КПП 771001001, дата регистрации: 19.08.2002).
На основании пункта 8 части 1, части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 3-24-37/00-08-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
АО «Санофи Россия» (юридический адрес: ул. Тверская, д. 22, г. Москва, 125009, ИНН 7705018169, ОГРН 1027739079940, КПП 771001001, дата регистрации: 19.08.2002).
3. Назначить дело № 3-24-37/00-08-17 к рассмотрению на 5 сентября 2017 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 413, т. 8(499) 755-23-23 (вн. 474, 674).
Явка представителей АО «Санофи Россия», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей лица - с подлинной доверенностью на представление интересов организации, в том числе по делу № 3-24-37/00-08-17).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.