Решение №АК/5227/16 РЕШЕНИЕ по делу № 3-5-60/00-08-15 от 1 февраля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 3-5-60/00-08-15

21 января 2016 г.                                                                               г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы о распространении рекламы фильтров для воды «Барьер»,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:

ЗАО «МЕТТЭМ-ТЕХНОЛОГИИ» (адрес: 143900, Московская обл., г.Балашиха, ул. Парковая, д. 3, ОГРН 1025000510061, ИНН 5001017207, КПП 500101001, дата регистрации: 03.10.2002) <...> (доверенность № 10 от 18.01.201), Рябогиной А.Н. (доверенность № 11 от 18.01.201);

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе фильтров для воды «Барьер», распространявшейся посредством плаката в вагонах метро Замоскворецкой линии в ноябре 2015 года.

В рекламе крупным планом изображен фильтр для воды и товарный знак «Барьер», слева от фильтра размещено увеличенное под микроскопом изображение содержащихся в воде элементов, а также предлагается «Своевременно меняйте фильтроэлементы» и утверждается «Чистая вода — разумный выбор».

Кроме того, в левом верхнему углу рекламы содержится герб г. Москвы и указывается «При поддержке Правительства Москвы».

Информация, размещенная в рекламе, направлена на привлечение внимания к товарному знаку «Барьер», индивидуализирующему товары ЗАО «МЕТТЭМ-ТЕХНОЛОГИИ», формированию и поддержанию интереса к фильтрам для воды «Барьер» и продвижению их на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Данные признаки содержатся в информации о фильтрах для воды «Барьер», размещенной на плакатах в вагонах метро Замоскворецкой линии в ноябре 2015 года, соответственно такая информация отвечает законодательному определению рекламы и в силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой товара - фильтров для воды «Барьер».

Согласно пункту 2 части 5 статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускаются указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

В рекламе фильтров для воды «Барьер» утверждается «Чистая вода — разумный выбор» и предлагается своевременно менять фильтроэлементы с указанием на товарный знак, индивидуализирующий фильтры для воды «Барьер». Данное предложение сопровождается указанием «При поддержке Правительства Москвы», которое дает основания полагать, что объект рекламирования (фильтр «Барьер») одобряется органом государственной власти (Правительством Москвы).

Таким образом, в указанной рекламе содержится признаки нарушения пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ЗАО «МЕТТЭМ-ТЕХНОЛОГИИ» (адрес: 143900, Московская обл., г.Балашиха, ул. Парковая, д. 3, ОГРН 1025000510061, ИНН 5001017207, КПП 500101001, дата регистрации: 03.10.2002).

 

Из объяснений ЗАО «МЕТТЭМ-ТЕХНОЛОГИИ» следует, что указанная реклама является социальной, а товарный знак представляет собой информацию о спонсоре, соответственно в социальной рекламе допустимо указывать на поддержку Правительства Москвы и товарный знак «Барьер».

 

Вместе с тем по смыслу пункта 11 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

В силу части 4 статьи 10 Федерального закона «О рекламе» в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона «О рекламе» установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти и о спонсорах.

 

В рассматриваемой рекламе используется изображение товарного знака, являющегося средством индивидуализации товара — фильтра для воды «Барьер». При этом в рекламе отсутствует информация о ЗАО «МЕТТЭМ-ТЕХНОЛОГИИ» как о спонсоре городской целевой программы «Чистая вода Москвы» или федеральной целевой программы «Чистая вода», принятых соответственно Правительством Москвы и Правительством Российской Федерации. Также в рекламе отсутствует информация, которая свидетельствовала бы о благотворительных и иных общественно полезных целях, а также об обеспечении интересов государства, на достижение которых направлена реклама.

Соответственно, реклама фильтров для воды «Барьер» имеет цель продвинуть на рынок конкретный товар (фильтр для воды «Барьер») и не преследует достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

В этой связи рассматриваемая реклама не отвечает статусу социальной рекламы и является рекламой товара.

С учетом изложенного на рекламу фильтров «Барьер» распространяются общие требования Федерального закона «О рекламе», в том числе требования пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

На основании пункта 2 части 5 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу фильтров для воды «Барьер», распространявшуюся в вагонах метро Замоскворецкой линии в ноябре 2015 года, нарушающей требования пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рекламе указывается на одобрение объекта рекламирования (фильтр «Барьер») органом государственной власти (Правительством Москвы).

2. Выдать ЗАО «МЕТТЭМ-ТЕХНОЛОГИИ» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «МЕТТЭМ-ТЕХНОЛОГИИ».

    •  

Решение изготовлено в полном объеме 27 января 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны