Постановление №АК/57396/18 Постановление по делу 4-14.3-1002/00-08-18 АО "РТК" реклама ... от 24 июля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-1002/00-08-18

об административном правонарушении

23 июля 2018г. г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы <...>, рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-1002/00-08-18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении АО «Русская телефонная компания» (АО «РТК») (адрес: ул. Воронцовская, д. 5, стр. 2, г. Москва, 109147, ОГРН 1027739165662, ИНН 7709356049, КПП 770901001, дата регистрации: 09.09.2002),

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина, из которого следует, что на телеканалах «Первый канал», «Россия-1», «Россия-24», «НТВ», «Матч ТВ», «ТВ Центр», «Пятый канал» в феврале 2018 года распространялась реклама смартфона Honor 9 Lite.

В рекламе смартфона Honor 9 Lite демонстрируется поход отца с сыном в салон МТС и сообщается о продаже смартфона в рассрочку: «... смартфон Honor 9 Lite с камерами для отличных фото в рассрочку за 625 рублей в месяц».

В нижней части видеоролика расположена сноска :

«Акция с 01.02.2018 по 28.02.2018 в салонах МТС и на shop.mts.ru(при условии самовывоза). Организатор — АО «РТК», ОГРН 1027739165662, 109147, г. Москва, ул. Воронцовская, д.5 стр.2. Кредит предоставляется ПАО «МТС-Банк»»;

«...(лицензия Банка России № 2268 от 17.12.2014г.). Первонач. взнос и переплата за товар в кредит — 0%, срок кредита 24 мес., ставка по кредиту 8,14% годовых. АО «РТК» дает скидку на товар в размере 8,00% годовых»

«...установленных банком по кредитному договору (иные суммы в расчете скидки не учитываются). Сумма кредита — от 3000 до 170000 руб. Полное/ частичное досрочное погашение возможно в любом объеме»

«...без взимания комиссий с предварит. Уведомлением банка. Неустойка за неисполнение/ несвоевременное исполнение обязательств — 0,1% от суммы просроч. задолженности за каждый день просрочки. При погашении»

«...кредита через третьих лиц взимается комиссия согласно тарифам. Реклама не является публичной офертой, банк вправе отказать в выдаче кредита. Товар сертифицирован. Информация об организаторе акции ,»

«...подробности предоставления кредита и перечень акционных смартфонов — на www.shop.mts.ru. Платеж в месяц- для модели Honor 9 Lite (лайт).»

 

В рекламном ролике сноска представлена в виде 6 частей, следующих друг за другом в кадрах видеоролика. Текст сноски выполнен белыми буквами на черном фоне мелким нечитаемым шрифтом. Продолжительность размещения всей сноски в видеоролике составляет 18 секунд, а каждой ее части в кадре 3 секунды.

Согласно статьи 3 Федерального закон «О рекламе», под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из содержания рекламы МТС вытекает, что рекламируется два объекта: конкретный товар — смартфон Honor 9 Lite и финансовая услуга (кредит) — рассрочка за 625 рублей в месяц.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Сумма расходов, которую понесут потребители, формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.

В рекламе данной рекламе с предложением к продаже по акции товара в рассрочку содержится указание на одно из условий, влияющих на сумму расходов (размер ежемесячного платежа 625 рублей), которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Вместе с тем иные условия, влияющие на сумму расходов, такие как срок предоставления финансовой услуги, сумма кредита и пр., а также наименование предоставляющего финансовую услугу лица (банка) в рекламе указаны формально и не могут быть восприняты потребителями в виду следующих обстоятельств.

Форма, время и обстоятельства размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст, в отличие от информации о размере ежемесячного платежа в погашении рассрочки, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, для осознанного выбора, потребители не получают всю необходимую информацию обо всех условиях приобретения смартфона Honor 9 Lite в рассрочку.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта информации, которая должна быть приведена обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой смартфона, формально присутствовали в ней, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие. Форма и время предоставления данных сведений такова, что они не усматриваются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера и времени показа шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Следовательно, выполненные мелким шрифтом в сноске сведения о кредите и лице (банке) его предоставляющим не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий приобретения смартфона и лица, предоставляющего кредит на покупку смартфона.

В рекламе прямо указано на то, что при продаже смартфона Honor 9 Light потребителю предоставляется рассрочка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 489 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. Договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей.

Таким образом, договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа заключает продавец товара (торговая организация) с потребителем.

В силу части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, кредитный договор заключается между банком или иной кредитной организацией и потребителем.

Рассматриваемая реклама дает основания полагать, что при покупке смартфона Honor 9 Lite потребители смогут воспользоваться рассрочкой, а не кредитом, и рассрочка будет предоставлена продавцом (торговой организацией) смартфона, в рассматриваемом случае АО «Русская телефонная компания» (далее - АО «РТК»).

Вместе с тем согласно сноске потребителям предлагается кредит на покупку смартфона, который предоставляется кредитной организацией, в рассматриваемом случае ПАО «МТС-Банк».

Не изучив сноску в ролике, выполненную мелким шрифтом потребитель не сможет понять полный смысл рекламы и осознать, что фактически ему предлагается не рассрочка платежа на приобретенный в салоне МТС товар, а банковский кредит, предоставляемый кредитной организацией на определенных условиях.

Выполненные мелким шрифтом сведения о кредите и о лице, предоставляющем финансовые услуги, не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно существа предлагаемой финансовой услуги, а также того, что рекламируемую финансовую услугу предоставляет иное лицо нежели продавец товара (АО «РТК»).

Данная информация является существенной для потребителя и ее отсутствие искажает смысл рекламы, вводит потребителей в заблуждение относительно условий предоставления финансовой услуги.

Таким образом, реклама смартфона Honor 9 Lite нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»‚ поскольку в данной рекламе отсутствует информация о лице предоставляющем финансовые услуги, а также о всех условиях оказания услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся кредитом лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, что вводит потребителей в заблуждение.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из пояснений АО «РТК» следует, что общество является продавцом рекламируемого смартфона и заказчиком его рекламы по договору №D1205864 от 12.03.2012, заключенного с ПАО «МТС», и выступает рекламодателем рекламы смартфона Honor 9 Lite с предложением к продаже в рассрочку.

Согласно письменным пояснениям ПАО «МТС» общество не является рекламодателем вышеуказанной рекламы, поскольку не определяло объект рекламирования и содержание указанной рекламы. ПАО «МТС» не осуществляет деятельность по продаже смартфонов и иного телефонного оборудования и не является организатором акции, согласно которой потребителю предоставляется рассрочка оплаты товара при условии заключения кредитного договора с ПАО «МТС-банк».

Между ПАО «МТС» и АО «РТК» заключен договор №D1205864 от 12.03.2012, согласно которому Исполнитель (ПАО «МТС») по заданию заказчика (АО «РТК») обязуется оказать посреднические услуги по размещению рекламно-информационных материалов (РИМ) Заказчика в эфире телеканалов на основании получения от Заказчика соответствующего заказа, а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги Исполнителя. Оказание ПАО «МТС» услуг по договору №D1205864 от 12.03.2012 подтверждается заказом АО «РТК» на размещение рекламы смартфона Honor 9, актом сдачи-приемки работ №83 от 24.04.2018, счетом №AR/0010000/2060 от 24.04.2018, счетом-фактурой № №AR/0010000/2060 от 24.04.2018.

При этом ПАО «МТС» предоставило АО «РТК» право использования в своей предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав, включающего товарные знаки и поддоменное имя shop.mts.ru, правообладателем которых является ПАО «МТС», на основании договора коммерческой концессии № 1013644 от 01.09.2010. Тот факт, что интернет-ресурс shop.mts.ru используется АО «РТК» в своей хозяйственной деятельности также подтверждается указанием на самом сайте http://shop.mts.ru/.

Таким образом, рекламодателем рекламы смартфона Honor 9 Lite с предложением к продаже в рассрочку является АО «Русская телефонная компания» (АО «РТК») (адрес: ул. Воронцовская, д. 5, стр. 2, г. Москва, 109147, ОГРН 1027739165662, ИНН 7709356049, КПП 770901001, дата регистрации: 09.09.2002).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

АО «РТК» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина АО «РТК» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы смартфона Honor 9 Lite, распространявшейся в феврале 2018 на телеканалах «Первый канал», «Россия-1», «Россия-24», «НТВ», «Матч ТВ», «ТВ Центр», «Пятый канал».

Руководствуясь частью 7 статьи 5, частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к АО «Русская телефонная компания» (АО «РТК») (адрес: ул. Воронцовская, д. 5, стр. 2, г. Москва, 109147, ОГРН 1027739165662, ИНН 7709356049, КПП 770901001, дата регистрации: 09.09.2002) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО

ИНН 7703516539
КПП 770301001

БИК 044525000

Расчетный счет 40101810045250010041

КБК 161 1 1626000016000140

ОКТМО 4538 0000

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте <...>, delo@fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Связанные организации

АО "Русская телефонная компания"
ИНН 7709356049, ОГРН 1027739165662