Определение №АК/57938/15 Определение о возбуждении дела в отношении ПАО «ВТБ 24» от 21 октября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-18-43/00-08-15

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

«20» октября 2015 г. г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении в 06.10.2015 рекламы услуг ПАО «ВТБ 24» по сети подвижной радиотелефонной связи посредством смс-сообщения,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина о распространении 06.10.2015 смс-рекламы финансовых услуг ПАО «ВТБ 24» по сети подвижной радиотелефонной связи.

Гражданин XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее - Заявитель) указал, что на его телефонный номер посредством смс-сообщения 06.10.2015 поступила реклама финансовых услуг ПАО «ВТБ 24», согласия на которую обществу он не давал, кроме того Заявитель обращался в ПАО «ВТБ 24» с требованием прекратить любые рекламные рассылки на его абонентский номер.

19.09.2015 Заявитель направил в банк заявление о прекращении смс-рассылки рекламного характера, в том числе об одобренном кредитном предложении банка или других предложениях банка и их партнеров.

Вместе с тем 06.10.2015 на абонентский номер Заявителя поступила реклама финансовых услуг ПАО «ВТБ 24»:

 

06.10.2015 в 16:02 от отправителя «VTB24»

«Уважаемый XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, для Вас есть персональное предложение от банка ВТБ24 (ПАО) — кредит наличными на сумму 453 000 руб. на специальных условиях. В ближайшие дни Вы получите письмо по почте. Подробности по бесплатному тел. 88001002424 или на vtb24».

 

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» информация о кредите на сумму 453000 рублей, размещенная в смс-сообщении, является рекламой финансовых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – кредиту на сумму 453000 рублей, формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке, а так же лицу его оказывающему услугу – ПАО «ВТБ 24».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее не известно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).

Физические лица, получившие смс-сообщения от банка, в том числе одно физическое лицо, составляют такой неопределённый круг, поскольку заранее не известно ознакомятся ли они с смс-сообщением об услугах ПАО «ВТБ 24» и вступят ли в конкретные правоотношения по поводу открытия кредита и приобретения карты.

По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Данные признаки содержатся в информации, направленной ПАО «ВТБ 24» Заявителю - абоненту мобильной связи, посредством смс-сообщения . Информация об услугах банка распространялась среди неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение внимания к услугам банка и формирование интереса к ним. Такая информация отвечает законодательному определению рекламы и является рекламой.

Из нормы части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем.

Заявитель предоставил сведения, свидетельствующие о направлении заявления в адрес ПАО «ВТБ 24» с требованием прекратить всю возможную рекламную рассылку. Указанное заявление было зарегистрировано в ПАО «ВТБ 24» 19.09.2015.

Таким образом, распространение смс-рекламы услуг ПАО «ВТБ 24» посредством смс-сообщения 06 октября 2015 года по сети электросвязи осуществлялось без согласия Заявителя с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

ПАО «ВТБ 24» (адрес:ул. Мясницкая, д. 35, г. Москва, 101000, ИНН 7710353606, ОГРН 1027739207462, КПП 775001001, дата регистрации: 17.09.2002) является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.

На основании части 1 статьи 18, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-18-43/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ПАО «ВТБ 24» (адрес:ул. Мясницкая, д. 35, г. Москва, 101000, ИНН 7710353606, ОГРН 1027739207462, КПП 775001001, дата регистрации: 17.09.2002);

3. Назначить дело № 3-18-43/00-08-15 к рассмотрению на « 17 » ноября 2015 года в « 11 » часов « 30 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301, (т. (495) 755-23-23 доб. 088-674, 088-194).

4. ПАО «ВТБ 24» надлежит в срок до 11 ноября 2015 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ПАО «ВТБ 24» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

тексты рекламы услуг ПАО «ВТБ 24», направленной 06.10.2015 в 16.02, 01.06.2015 в 10.00 XXXXXXXXX посредством смс‑сообщений (в смс отправителем обозначен VTB24);

копии договоров, платежных поручений и иных документов, на основании которых распространялась смс-реклама ПАО «ВТБ 24» по сети электросвязи 06.10.2015 на телефонные номера абонентов, в том числе гражданину XXXXXXXXXXX;

копии договоров с третьими лицами, включая оператора связи, на основании которых 06.10.2015 распространялась реклама услуг ПАО «ВТБ 24» по сети электросвязи;

информацию о порядке, в котором ПАО «ВТБ 24» осуществляет распространение рекламы по сетям радиотелефонной связи, и копии документов, определяющих такой порядок;

информацию о способе получения предварительного согласия граждан на распространение смс-рекламы ПАО «ВТБ 24» в их адрес;

информацию о порядке, в котором прекращается распространение рекламы по сетям электросвязи в случае отказа граждан от получения рекламы, и копии документов, определяющих такой порядок;

информацию об используемом в ПАО «ВТБ 24» оборудовании (аппаратах, устройствах) и программном обеспечении для распространения смс-рекламы по сетям электросвязи;

копии документов, свидетельствующих о согласии XXXXXXXXX - абонента телефонного номера XXXXXXXXXXX, на получение смс-рекламы услуг ПАО «ВТБ 24»;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам распространения смс‑рекламы услуг ПАО «ВТБ 24» в адрес XXXXXXXXXXX

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ПАО «ВТБ 24».

 

Явка представителей ПАО «ВТБ 24» в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-18-43/00-08-15).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны