Определение №АК/61220/16 Определение о возбуждении дела № 3-18-44/00-08-16 по признак... от 6 сентября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-18-44/00-08-16

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

06 сентября 2016 г.                                                                         г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении ПАО «Вымпел-Коммуникации» смс-рекламы страховых услуг без согласия абонента в июле 2016 года,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к распространению ПАО «Вымпел-Коммуникации» рекламы страховых услуг без его согласия в июле 2016 года.

29.07.2016 в 11:20 на абонентский номер Заявителя (+7 962 978 40 34) поступила реклама страховых услуг от отправителя «Beeline»:

«Уважаемый Клиент, сколько стоит Ваше спокойствие? С новой услугой Билайн Вы можете застраховать от потопа, кражи, пожара и других рисков своё недвижимое имущество, отделку жилья и даже гражданскую ответственность перед соседями. Страхование без осмотра и описи! Узнайте подробнее: beeline.ru/insurance».

Согласно договору об оказании услуг связи № 572883977 от 28.12.2015, заключенному между <...> и ПАО «Вымпел-Коммуникации», Вертелецкий П.П. отказался от получения рекламной информации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» информация о услугах страхования движимого имущества, отделки жилья и гражданской ответственности, размещенная в смс-сообщении, является рекламой страховых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам страхования, формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее не известно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).

Физические лица, получившие смс-сообщения от Билайн, составляют такой неопределённый круг, поскольку заранее не известно ознакомятся ли они с смс-сообщением об услугах страхования и вступят ли в конкретные правоотношения по поводу страхования движимого имущества, отделки жилья и гражданской ответственности.

По смыслу законодательного определения рекламы, рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Данные признаки содержатся в информации, направленной ПАО «Вымпел-Коммуникации» Заявителю - абоненту мобильной связи, посредством смс-сообщения. Информация о страховых услугах распространялась среди неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение внимания к услугам страхования и формирование интереса к ним. Такая информация отвечает законодательному определению рекламы и является рекламой.

Таким образом, распространение ПАО «Вымпел-Коммуникации» рекламы страховых услуг посредством смс-сообщения в июле 2016 года по сети электросвязи осуществлялось без согласия Заявителя с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама страховых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В тексте смс-сообщения, направленного Заявителю, отсутствует наименование лица, оказывающего рекламируемые страховые услуги.

Согласно информации, представленной на официальном сайте оператора связи Билайн (beeline.ru/insurance), услуги страхования оказывает ОАО «АльфаСтрахование».

Таким образом, в смс-рекламе страховых услуг, распространяемой ПАО «Вымпел-Коммуникации» в июле 2016 года по сети электросвязи усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18, частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламораспространителем и рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Вымпел-Коммуникации» (юридический адрес: ул. Восьмого Марта, д. 10, стр 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636; ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации 28.08.2002).

На основании части 1 статьи 18, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 3-18-44/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ПАО «Вымпел-Коммуникации» (юридический адрес: ул. Восьмого Марта, д. 10, стр 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636; ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации 28.08.2002);

3. Назначить дело № 3-18-44/00-08-16 к рассмотрению на « 10 » октября 2016 года в « 11 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301, 3 этаж (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 474).

4. ПАО «Вымпел-Коммуникации» надлежит в срок до 5 октября 2016 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ПАО «Вымпел-Коммуникации» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

тексты рекламы страховых услуг, направленной 29.07.2016 в 11:20 <...> посредством смс‑сообщения от отправителя Beeline;

копии договоров с третьими лицами на основании которых в июле 2016 г. распространялась реклама страховых услуг по сети электросвязи;

информацию о порядке, в котором ПАО «Вымпел-Коммуникации» осуществляет распространение рекламы по сетям радиотелефонной связи, и копии документов, определяющих такой порядок;

информацию о способе получения предварительного согласия граждан на распространение смс-рекламы ПАО «Вымпел-Коммуникации» в их адрес;

информацию о порядке, в котором прекращается распространение рекламы по сетям электросвязи в случае отказа граждан от получения рекламы, и копии документов, определяющих такой порядок;

информацию об используемом в ПАО «Вымпел-Коммуникации» оборудовании (аппаратах, устройствах) и программном обеспечении для распространения смс-рекламы по сетям электросвязи;

копии документов, свидетельствующих о согласии <...> - абонента телефонного номера +7 962 978 40 34, на получение смс-рекламы услуг ПАО «Вымпел-Коммуникации»;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам распространения смс‑рекламы страховых услуг в адрес <...>

 

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ПАО «Вымпел-Коммуникации».

 

Явка представителей ПАО «Вымпел-Коммуникации», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу 3-18-44/00-08-15 ).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

 

Председатель комиссии                                                          А.Б. Кашеваров

Связанные организации

Связанные организации не указаны