Решение №АК/63272/17 Решение по делу 3-24-37/00-08-17 АО "Санофи" реклама препара... от 13 сентября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-24-37/00-08-17

05 сентября 2017 г.                                                                                г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы о распространении АО «Санофи» рекламы лекарственного препарата «НО-ШПА» в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года на телеканалах «Первый Канал», «Россия 1», «ТВ-3», «Пятница», «ТНТ», «Домашний» и иных,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

АО «Санофи Россия» (юридический адрес: ул. Тверская, д. 22, г. Москва, 125009, ИНН 7705018169, ОГРН 1027739079940, КПП 771001001, дата регистрации: 19.08.2002) — <...> (доверенность б/н от 01.09.17)

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа № 459/17 от 10.04.2017 руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена проверка в отношении акционерного общества «Санофи Россия».

По результатам проверки выявлено, что реклама лекарственного препарата «НО-ШПА» распространялась с декабря 2016 года по апрель 2017 года на телеканалах «Первый Канал», «Россия 1», «ТВ-3», «Пятница», «ТНТ», «Домашний» и иных посредством четырех рекламных роликов:

а) рекламный ролик хронометражем 10 секунд, являющимся спонсорской заставкой к телепрограмме «Танцы» на телеканалах «ТНТ», «ТНТ4»;

б) рекламный ролик хронометражем 20 секунд («Карнавал»);

в) рекламный ролик хронометражем 25 секунд («Сити»);

г) рекламный ролик хронометражем 25 секунд, являющимся спонсорской заставкой к телепрограмме «Холостяк» на телеканалах «ТНТ», «ТНТ4».

В рекламном ролике хронометражем 10 секунд, являющимся спонсорской заставкой к телепрограмме «Танцы», сообщается следующее:

«Моя жизнь — ритм, движение, страсть. Когда боль встает на пути, НО-ШПА снимает спазм, и боль уходит».

На последнем кадре рекламы демонстрируется упаковка лекарственного препарата «НО-ШПА» и утверждение «НО-ШПА СНИМАЕТ СПАЗМ, И БОЛЬ УХОДИТ!».

В рекламном ролике хронометражем 20 секунд сообщается следующее:

«-Мам, дай что-нибудь от боли.

-Когда боль вызвана спазмом, что-нибудь может не подойти. НО-ШПА начинает работать через 12 минут после приема, устраняя основную причину боли — спазм. И продолжает работать до 8 часов. НО-ШПА снимает спазм, боль уходит».

В рекламном ролике хронометражем 25 секунд сообщается следующее:

«Сегодня особенный день — наш. У меня на него большие планы. Очень романтичные. И я не позволю этой боли все испортить. Основная причина боли в животе — спазм. НО-ШПА устраняет спазм. Она готова действовать через 12 минут после приема и продолжает действовать до 8 часов. НО-ШПА — боли нет в моих планах. Теперь это точно лучший день».

В рекламном ролике хронометражем 25 секунд, являющемся спонсорской заставкой к телепрограмме «Холостяк», сообщается следующее:

«Сегодня долгожданное свидание с Холостяком. У меня на него большие планы. Очень романтичные. И я не позволю этой боли все испортить. Основная причина боли в животе — спазм. НО-ШПА устраняет спазм. Она готова действовать через 12 минут после приема и продолжает действовать до 8 часов. НО-ШПА — боли нет в моих планах. Это лучшее свидание в моей жизни».

Согласно регистрационному удостоверению № П N011854/02 от 23.07.2010 препарат «НО-ШПА» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

Согласно разделу «Фармакодинамика» инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «НО-ШПА» дротаверин представляет собой производное изохинолина, которое проявляет мощное спазмолитическое действие на гладкую мускулатуру за счет ингибирования фермента фосфодиэстеразы IV типа. Ингибирование фермента ФДЭ IV приводит к повышению концентрации цАМФ, инактивации киназы легкой цепи миозина, что в дальнейшем вызывает расслабление гладкой мускулатуры. Дротаверин эффективен при спазмах гладкой мускулатуры как нейрогенного, так и мышечного происхождения. Независимо от типа вегетативной иннерации, дротаверин расслабляет гладкую мускулатуру желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих путей, мочеповолой системы. Вследствие своего сосудорасширяющего действия дротаверин улучшает кровоснабжение тканей. Таким образом, вышеописанные механизмы действия дротаверина устраняют спазм гладкой мускулатуры, что приводит к уменьшению боли.

Соответственно положительным действием лекарственного препарата «НО-ШПА» является устранение спазма гладкой мускулатуры и уменьшение боли.

В рекламе сообщается «НО-ШПА снимает спазм, и боль уходит», «НО-ШПА устраняет спазм», «НО-ШПА начинает работать через 12 минут после приема, устраняя основную причину боли — спазм».

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля слово гарантия означает ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, заверение, слово гарантировать - в значении гарантировать что, обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, поручиться.

Согласно словарю (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) гарантия — это обеспечение осуществления, исполнения чего-л.; поручительство; то, что подтверждает осуществление, исполнение чего-л.

Соответственно в рекламе гарантируется положительное действие лекарственного препарата «НО-ШПА» и его эффективность в устранении спазма.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

 

В рекламе сообщается «НО-ШПА начинает работать через 12 минут после приема, устраняя основную причину боли — спазм. И продолжает работать до 8 часов», «Она готова действовать через 12 минут после приема и продолжает действовать до 8 часов (прим. - НО-ШПА)».

Согласно подразделу «Абсорбция» раздела «Фармакокинетика» инструкции по применению медицинского препарата «НО-ШПА» дротаверин по сравнению с папаверином при приеме внутрь быстрее и более полно абсорбируется из желудочно-кишечного тракта. После пресистемного метаболизма в системный кровоток поступает 65% принятой дозы дротаверина. Максимальная концентрация дротаверина в плазме крови достигается через 45-60 минут. Согласно подразделу «Абсорбция» раздела «Фармакокинетика» период полувыведения дротаверина составляет 8-10 часов. В течение 72 часов дротаверин практически полностью выводится из организма.

При этом в инструкции по применению лекарственного препарата «НО-ШПА» отсутвует указание на то, что НО-ШПА начинает работать через 12 минут после приема препарата.

Соответственно в рекламе сообщается о свойствах и характеристиках лекарственного препарата «НО-ШПА» вне пределов показаний, содержащихся в инструкции по медицинскому применению.

Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «НО-ШПА», распространявшейся с декабря 2016 года по апрель 2017 года на телеканалах «Первый Канал», «Россия 1», «ТВ-3», «Пятница», «ТНТ», «Домашний» и иных, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24, части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 1,6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является АО «Санофи Россия» (юридический адрес: ул. Тверская, д. 22, г. Москва, 125009, ИНН 7705018169, ОГРН 1027739079940, КПП 771001001, дата регистрации: 19.08.2002).

Руководствуясь пунктом 8 части 1 и частью 6 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» рекламу лекарственного препарата «НО-ШПА», распространявшуюся в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года на телеканалах «Первый Канал», «Россия 1», «ТВ-3», «Пятница», «ТНТ», «Домашний» и иных, поскольку в рекламе содержится гарантия положительного действия препарата «НО-ШПА».

2. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», рекламу лекарственного препарата «НО-ШПА», распространявшуюся в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года на телеканалах «Первый Канал», «Россия 1», «ТВ-3», «Пятница», «ТНТ», «Домашний» и иных, поскольку в рекламе сообщается о действии препарата «НО-ШПА» вне пределов показаний, содержащихся в инструкциях по применению.

3.Выдать АО «Санофи Россия» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Санофи Россия».

Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны