Решение №АК/73269/18 Решение по делу 3-5-14/00-08-18 по рекламе букмекерской комп... от 13 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-5-14/00-08-18

31 августа 2018 г.                                                                      г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <...>

,

рассмотрев материалы о распространении рекламы букмекерской компании «Лига ставок» на «Первом канале» в июне-июле 2018 г. во время трансляции матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018,

в присутствии лица, участвующего в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Первая международная букмекерская компания» (адрес: 4-й Монетчиковский пер., д. 7, г. Москва, ОГРН 1087746968759, ИНН 7729607406, КПП 774901001; дата регистрации: 11.08.2008) - <...> (доверенность №490 от 17.08.2018);

 

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина, из которого следует, что в июне-июле 2018 года во время трансляций матчей на Чемпионате мира по футболу FIFA 2018 на «Первом канале» распространялась реклама букмекерской компании «Лига ставок» (ООО «Первая международная букмекерская компания»).

В рекламе букмекерской компании «Лига ставок» демонстрируется заполненное болельщиками поле стадиона и футбольные ворота на поле. В визуальном ряде рекламы на футбольном поле в воротах появляется надпись «букмекерская компания Лига Ставок», затем указанная надпись сменяется последовательно текстом, выполненным золотыми буквами:

«Конкурс прогнозов»;

«Главный приз 2 000 000 Р».

В финальной части ролика на однотонном зеленом фоне приводится фраза «Лучшая букмекерская компания по итогам национального голосования*», которая дополнена красным, круглым знаком с изображением «пальца вверх» и текстом «марка №1 в России».

Визуальный ряд рекламы сопровождается закадровым голосом, который сообщает: «Национальный конкурс прогнозов на матчи по футболу. Внимание! Главный приз теперь два миллиона рублей. Заходите на сайт «www.ligastavok.ru»».

В нижней части кадра видеоролика с 4 по 11 секунду размещены две сноски:

  • «Организатор конкурса ООО «ПМБК». Конкурс проводится с 14.06.2018 (00:00:00 МСК) по 17.07.2018 (23:59:59 МСК). Последний прогноз принимается до 15.07.2018 (до начала финального матча). Полные условия конкурса, правила его проведения, призовой фонд, информация о количестве призов и выигрышей, а также информация об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения , о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей указаны на сайте www.ligastavok.ru. 18+»;

«По результатам ежегодной премии народного доверия «Марка №1 в России» 2017 года в категории «Ставки на спорт»».

Дело 3-5-14/00-08-18 в отношении ООО «Первая международная букмекерская компания» возбуждено по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе»:

  • статьи 9, выразившимся в отсутствии в рекламе сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие):

  • срока проведения такого мероприятия;

  • источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Реклама, не сообщающая о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара без указания сроков проведения такого мероприятия, источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения не допускается;

  • пункта 1 части 3 статьи 5, выразившимся в указании не соответствующих действительности сведениях о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

  • части 5 статьи 27, выразившимся в отсутствии в рекламе основанных на риске игр, пари:

  • указания на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари;

  • источника информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей. Реклама, не указывающая на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари, а также на источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей не допускается;

 

В рекламе букмекерской компании «Лига ставок», распространявшейся на «Первом канале» во время трансляции Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, сообщается о конкурсе прогнозов, то есть сообщается о стимулирующем мероприятии.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

      • сроки проведения такого мероприятия;

      • источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Реклама, не сообщающая о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара без указания сроков проведения такого мероприятия, источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения не допускается.

Согласно представленным письменным пояснениям ООО «Первая международная букмекерская компания» и видеороликам, в рекламе букмекерской компании «Лига ставок», распространявшейся на «Первом канале» во время трансляции Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 конкурс прогнозов осуществлялся на безвозмездной основе. Для участия в розыгрыше приобретение товара не требовалось.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в телевизионной рекламе букмекерской компании «Лига ставок», распространявшейся на «Первом канале» во время трансляции Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, отсутствует нарушение статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» реклама основанных на риске игр, пари должна содержать:

1) указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари;

      • источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей. Реклама, не указывающая на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари, а также на источник информации об организаторе основанных на риске игр, пари, о правилах их проведения, о призовом фонде таких игр, пари, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей не допускается.

Согласно представленным письменным пояснениям ООО «Первая международная букмекерская компания» и видеороликам, реклама букмекерской компании «Лига ставок», распространявшаяся на «Первом канале» во время трансляции Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 не призывала делать ставки в букмекерской компании, участвовать в играх, основанных на рисках.

В рекламе букмекерской компании «Лига ставок», распространявшейся на «Первом канале» во время трансляции Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, призывали телезрителей делать прогнозы на сайте www.ligastavok.ru. безвозмездно, реклама не содержала указания на конкретные основанные на риске игр, пари, а также не содержала никаких скрытых условий участия.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в телевизионной рекламе букмекерской компании «Лига ставок», распространявшейся на «Первом канале» во время трансляции Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, отсутствует нарушение части 5 статьи 27 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе утверждение «Лучшая букмекерская компания по итогам национального голосования*» в отношении букмекерской компании «Лига ставок» сопровождается текстом «марка No1 в России» и знаком, изображающим заключенный в красный круг жест «поднятый вверх большой палец». В современной европейской культуре жест «поднятый вверх большой палец» выражает согласие, одобрение, означает, что «все здорово», «все в порядке», «во!» и символизирует наивысшую оценку, даваемую кому-нибудь или чему-нибудь.

Таким образом, рекламные утверждения и изображения выражают превосходство букмекерской компании «Лига ставок» в сравнении с иными организаторами основанных на риске игр, пари в букмекерских конторах и тотализаторах и дают основания полагать, что качество игорной деятельности в букмекерской компании «Лига ставок» значительно лучше, чем у других компаний.

Для утверждений о рекламируемом товаре, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение. К таким критериям можно отнести соответствующие критерии, раскрывающие содержание преимущества и достоверность приводимого сравнения.

В поясняющей рекламное утверждение сноске сообщается: «По результатам ежегодной премии народного доверия «Марка No1 в России» 2017 года в категории «Ставки на спорт»». Круглый красный знак с изображением жеста «поднятый вверх большой палец» и текстом «МАРКА No1 в России» является ежегодной премией, которая присуждается на конкурсе «Народная марка», представляющем собой систему оценки известности брендов и уровня доверия к ним покупателей.

Согласно информации на официальном сайте конкурса «Народная Марка» http://narodnayamarka.ru/ процесс отбора победителей конкурса представляет собой рэнкинг лидирующих на российском рынке брэндов в широком спектре марочных потребительских товаров. Категории конкурса отбираются на основе исследований потребительского рынка так, чтобы товары, представленные в категории, были в основном марочными, имели национальную дистрибуцию и использовались большинством жителей страны.

Таким образом, премия «Марка № 1 в России» представляет собой награду в области построения брэндов на российском рынке, присуждается на основе мнения покупателей о брэнде и отражает оценку спонтанной известности марки и уровня доверия покупателей к ней. При этом на конкурсе не оцениваются потребительские свойства товаров, его качество, объемы продаж.

Однако представленная в рекламе букмекерской компании «Лига ставок» информация даёт потребителям основания полагать, что на конкурсе оценивались именно качественные показатели деятельности организатора основанных на риске игр, пари, что не соответствует действительности.

Таким образом, приведенные в рекламе сведения о преимуществе букмекерской компании «Лига ставок» перед иными организаторами основанных на риске игр, пари не соответствуют действительности, поскольку признание бренда «Лига ставок» «Маркой «№ 1» не свидетельствует о том, что сама букмекерская компания является лучшей.

Вместе с тем, использованное в рекламе утверждение «Лучшая букмекерская компания по итогам национального голосования*» указывает на превосходство данной букмекерской компанией в сравнении с другими букмекерскими компаниями, поскольку «Лучшая» подразумевает, что рекламируемые услуги компании «Лига Ставок» являются лучшими из числа других однородных услуг, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство услуг букмекерской компании перед другими букмекерскими компаниями («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

Текст сноски, в которой указывается «По результатам ежегодной премии народного доверия «Марка No1 в России» 2017 года в категории «Ставки на спорт», выполнен мелким шрифтом и демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 2 секунд.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с критериями, обосновывающими утверждение «Лучшая», ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации «Лучшая букмекерская компания по итогам национального голосования*», которая дополнена красным, круглым знаком с изображением «пальца вверх» и текстом «марка №1 в России», которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.

Формальное присутствие в рекламе критерия, по которому проводилось сравнение услуг букмекерских компаний, не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

Учитывая изложенное, реклама букмекерской компании «Лига ставок» с утверждением «Лучшая букмекерская компания по итогам национального голосования*», сообщающая о проведении конкурса и распространявшаяся на «Первом канале» в июне-июле 2018 г. во время трансляции матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно Договору №13/06/2018-4 от 13.06.2018, заключенному между ООО «Первая международная букмекерская компания» (Спонсор) и ООО «Азь Арт ТВ» (Спонсируемый), Спонсируемый обязуется обеспечить размещение спонсорской рекламы Спонсора на условиях и в сроки, согласованные Сторонами в Договоре.

Таким образом, рекламодателем указанной рекламы букмекерской компании «Лига ставок» является ООО «Первая международная букмекерская компания». (юридический адрес:переулок Монетчиковский 4-й, д. 7, г. Москва,115054; ОГРН 1087746968759, ИНН 7729607406 , КПП 774901001; дата регистрации: 11.08.2008).

На основании части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 часть 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу букмекерской компании «Лига ставок», распространявшуюся на «Первом канале» во время трансляции Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, поскольку реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

2. Выдать ООО «Первая международная букмекерская компания» (адрес: 4-й Монетчиковский пер., д. 7, г. Москва,115054; ОГРН 1087746968759, ИНН 7729607406, КПП 774901001; дата регистрации: 11.08.2008) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Первая международная букмекерская компания» (адрес: 4-й Монетчиковский пер., д. 7, г. Москва, 115054; ОГРН 1087746968759, ИНН 7729607406, КПП 774901001; дата регистрации: 11.08.2008).

 

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

ООО "Первая международная букмекерская компания"
ИНН 7729607406, ОГРН 1087746968759