Решение №АК/7756/15 Решение по делу от 20 февраля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-18-66/00-08-14

«13» февраля 2015 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 3-18-66/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг ОАО «Абсолют банк» посредством радиосвязи и сети электросвязи в октябре-ноябре 2014 г.,

в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО АКБ «Абсолют Банк» (127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 18, ОГРН 1027700024560, ИНН 7736046991, КПП 775001001; дата регистрации: 12.07.2002) - <...> (доверенность № 150203/4 от 03.02.2015);

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензиями к распространению рекламы финансовых услуг ОАО «Абсолют банк».

Гражданин <...> указал, что на его телефонный номер и электронную почту по сетям электросвязи поступила реклама финансовых услуг ОАО АКБ «Абсолют Банк», согласия на которую банку он не давал.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Гражданин направил в банк письменный отказ от получения рекламы с требованием прекратить рекламные рассылки на его телефон и электронную почту. Данный отказ зарегистрирован ОАО АКБ «Абсолют Банк» 10.07.2014.

Однако 07.11.2014 года в 14:33 на телефонный номер <...> гражданина от отправителя «AbsolutBank» поступила смс‑реклама:

«Александр Николаевич, приумножайте Ваши средства, не выходя из дома! Получайте до 10% годовых по вкладам в Интернет-банке. 88002002005».

16.10.2014 в 15:08 на электронную почту e-mail: <...> гражданина от отправителя «AbsolutBank@absolutbank.ru» поступила реклама:

«Александр Николаевич,

ВНИМАНИЕ! АБСОЛЮТ БАНК ОТМЕНЯЕТ ГРАНИЦЫ ПО ИПОТЕКЕ!

До 31 декабря 2014г. Ставка снижена до 11,9% годовых!

При первоначальном взносе от 25%!

По программам ипотечного кредитования на первичном и вторичном рынках жилья!

Узнать подробности Вы можете:

  • по телефону 8 800 200 200 5 (звонок бесплатный),

  • на сайте www.absolutbank.ru

  • или в отделениях Банка

Если у Вас возникли проблемы при просмотре этого сообщения, пожалуйста, ознакомьтесь с он-лайн версией.»

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее не известно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).

Физические лица, получившие смс-сообщения и электронные письма от банка, в том числе одно физическое лицо, составляют такой неопределённый круг, поскольку заранее не известно ознакомятся ли они с смс-сообщением и/или электронным письмом об услугах ОАО АКБ «Абсолют Банк» и вступят ли в конкретные правоотношения по поводу открытия вклада.

По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Данные признаки содержатся в информации, направленной ОАО АКБ «Абсолют Банк» гражданину посредством смс-сообщения и электронного письма. Информация об услугах банка распространялась среди неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение внимания к услугам банка - вкладу по ставке 10% годовых и ипотеке до 11,9% годовых, и формирование интереса к ним и их продвижению на рынке, а также к лицу, оказывающему услуги – ОАО АКБ «Абсолют Банк». Такая информация отвечает законодательному определению рекламы и является рекламой.

В этой связи Комиссия ФАС России находит несостоятельным довод ОАО АКБ «Абсолют Банк» о том, что банк направил гражданину информацию об условиях вкладов и ипотеки, а не рекламу, поскольку гражданин является клиентом банка и, заключая договор комплексного обслуживания физических лиц от 25 января 2012 г. и договор банковского вклада «Доходный» от 15 мая 2012 г., выразил согласие на получение информации о банковских услугах и продуктах.

При этом Комиссия учитывала, что направленная гражданину реклама не содержит информации о финансовых услугах банка, которыми пользуется гражданин.

ОАО АКБ «Абсолют Банк» не представил доказательств наличия согласия конкретного абонента - физического лица на получение рекламной информации от банка.

Таким образом, распространение рекламы финансовых услуг ОАО АКБ «Абсолют Банк» по сетям электросвязи в октябре-ноябре 2014 г. осуществлялось без согласия гражданина с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

ОАО АКБ «Абсолют Банк» (127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 18, ОГРН 1027700024560, ИНН 7736046991, КПП 775001001; дата регистрации: 12.07.2002) является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.

Руководствуясь частью 1 статьи 18, частью 7 статьи 38, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО АКБ «Абсолют Банк» по распространению рекламы финансовых услуг ОАО АКБ «Абсолют Банк» по сетям электросвязи нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», поскольку рассылка рекламы осуществлялась без согласия гражданина.

2. Выдать ОАО АКБ «Абсолют Банк» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО АКБ «Абсолют Банк».

 

Решение изготовлено в полном объеме 17 февраля 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

по делу № 3-18-66/00-08-14

«13» февраля 2015 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

 

на основании своего решения от 13 февраля 2015 г. по делу № 3 18 66/00 08 14 о признании рекламы финансовых услуг АКБ «Абсолют Банк» (ОАО), распространяемой посредством радиосвязи и сети электросвязи в октябре-ноябре 2014 г., нарушающей часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. АКБ «Абсолют Банк» (ОАО) (127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 18, ОГРН 1027700024560, ИНН 7736046991, КПП 775001001; дата регистрации: 12.07.2002) прекратить нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы финансовых услуг АКБ «Абсолют Банк» (ОАО) по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента.

 

Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.

2. АКБ «Абсолют Банк» (ОАО) представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 марта 2015 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны