Определение №АК/8839/16 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о возбуждении дела № 3-5-5/00-08-16... от 15 февраля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возбуждении дела № 3-5-5/00-08-16
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
12 февраля 2016 г. г. Москва
Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы тарифа «Smart mini» ПАО «МТС»,
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращение Общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» с претензией к рекламе тарифа «Smart mini» ПАО «МТС», распространявшейся с ноября 2015 года в эфире федеральных телеканалов, в кинотеатрах, в сети Интернет при подлючении к сети Wi-Fi в Московском метрополитене, посредством SMS-сообщений и пр.
В рекламном видеоролике тарифа «Smart mini» ПАО «МТС», распространявшейся на федеральных телеканалах, в форме текста и аудио-сообщения указывалось на предоставление безлимитного скоростного 4G интернетом и бесплатных звонков за 200 рублей, а именно, в рекламе сообщалось:
«Это Потап. Потап смотрит. Смотрит. Говорит. Говорит. Смотрит и говорит о том, что посмотрел. Смотрит, о чем говорить, и говорит. Если Потап не говорит - он смотрит. А если Потап не смотрит, что он делает?! Правильно! Говорит. Потому что у Потапа «Smart mini» - тариф с безлимитным скоростным 4G интернетом за 200 рублей, чтобы смотреть, и бесплатными звонками, чтобы говорить. Потап - ты знаешь, что можешь! Смотреть и говорить». Кроме того отображалась надпись хорошо читаемым крупным шрифтом:
БЕЗЛИМИТНЫЙ 4G
БЕСПЛАТНЫЕ звонки
Тариф SMART mini
за 200 Р/мес
При этом в дисклеймерах к ролику в течение короткого времени, не более 5 секунд, с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводится иная информация о данной опции и условиях ее использования:
* Smart mini = Смарт мини. 4G/LTE - технология предоставления доступа в сеть интернет. Ежемесячно в домашнем регионе предоставляются: безлимитный доступ в интернет в сети 4G (сессия, начатая в сети 2G и 3G при последующем переходе в сеть 4G считается потребленной в сети 2G и 3G);
* 0 руб/мин в пределах пакета минут, включенного в тариф. Ежемесячная плата - 200 руб. Условия действуют с 12.11.2015 по 31.01.2016 г. и зависят от регионов. Подробности об ограничениях по тел 8 800 250 08 90
Вместе с тем указанный в дисклеймах текст не представляется возможным прочесть за 5 секунд, ввиду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию. Кроме того, содержание указанных дисклеймов трудно воспринять даже при остановке кадра.
В рекламе тарифа «Smart mini», распространявшейся посредством рекламного изображения, появляющегося на экране мобильного устройства при подключении к сети Wi-Fi в Московском метрополитене, также крупным хорошо читаемым шрифтом, занимающая верхнюю половину изображения (1/2 часть), указана надпись следующего содержания:
БЕЗЛИМИТНЫЙ 4G
БЕСПЛАТНЫЕ звонки
Смотри и говори за 200 Р/мес
МТС Тариф SMART mini
В нижней части экрана расположен дисклеймер, текст которого выпопнен мелким нечитаемым шрифтом (1/10 часть от общей площади) следующего содержания:
* Smart mini = Смарт мини. 4G = 4 Джи. Ежемесячно предоставляются: безлимитный доступ в интернет в 4G (сессия, начатая в 2G/3G, при последующем переходе в 4G считается потребленной в 2G/3G); 0 руб./мин. в пределах пакета минут. Ежемесячная плата - 200 руб. Условия действуют по 31.01.2016 г. Подробности: www.mts.ru.
В рекламном SMS-сообщении, распространявшемся 23.12.2015 среди клиентов МТС вместе с информацией о балансе лицевого счета, сообщалось: «Тариф «Smart mini» - БЕЗЛИМИТНЫЙ 4G интернет и 200 минут на все сети всего за 200 руб./мес. Перейти: *555*285#»
Соответственно, в рекламе тарифа, распространявшейся посредством видеоролика на федеральных телеканалах, посредством изображения в сети Интернет, появляющегося на экране мобильного устройства при подключении к сети Wi-Fi в Московском метрополитене, а также SMS-сообщения, внимание потребителя фокусируется на утверждении «Smart mini» - тариф с безлимитным скоростным 4G интернетом за 200 рублей, БЕСПЛАТНЫЕ звонки».
Вместе с тем согласно тарифу безлимитный 4G интернет действует только по 31.01.2016. Начиная с 01.02.2016, интернет-трафик в сети 4G на тарифе «Smart mini» будет предоставляться в объеме до 1 Гб. После исчерпания 1 ГБ каждый дополнительный пакет 500 МБ должен оплачиваться за отдельную плату в размере 50 рублей.
Кроме того бесплатные звонки предоставляются в объеме 200 минут, после исчерпания 200 минут исходящие вызовы на номера московского региона абонентам других операторов связи будут палтными и их стоимость будет составлять 1,50 руб./мин.; исходящие вызовы в другие регионы России на мобильные телефоны МТС - 1,50 руб./мин.; исходящие вызовы в другие регионы России абонентам других операторов связи - 14 руб./мин.
При этом в случае нахождения вне московского региона звонки не будут бесплатными. В поездках по России все входящие и исходящие вызовы и интернет-трафик оплачиваются дополнительно, если не подключить опцию «Везде как дома Smart» стоимостью 100 руб./мес.
Таким образом, использование потребителями безлимитного скоростного 4G интернета и бесплатных звонков за 200 рублей возможно только с 12.11.2015 по 31.01.2016 г., после чего интернет-трафик будет ограничен 1 Гб, кроме того при этом бесплантыми звонки будут до истечения 200 минут пользования.
Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — «Smart mini» - тариф с безлимитным скоростным 4G интернетом за 200 рублей, БЕСПЛАТНЫЕ звонки», которое сообщается голосом за кадром в рекламном ролике и дополнительно указано крупным хорошо читаемым шрифтом.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие («Smart mini» - тариф с безлимитным скоростным 4G интернетом за 200 рублей, БЕСПЛАТНЫЕ звонки»).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования тарифной опции, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Вместе с тем информация об установлении на тарифе «Smart mini» лимита интернет-трафика в размере 1 Гб начиная с 01.02.2016, лимита бесплатных звонков — 200 минут и необходимости соответствующей оплаты трафика при превышении лимита (1 Гб) и оплаты звонков при исчерпании 200 бесплатных минут является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий использования тарифной опции и стоимости услуг при ее подключении.
Таким образом, в рекламе тарифа «Smart mini», распространявшейся с ноября 2015 г. на федеральных каналах, а также посредством изображения в сети Интернет, появляющегося на экране мобильного устройства при подключении к сети Wi-Fi в Московском метрополитене и посредством SMS-сообщения, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ОГРН 1027700149124; ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000).
На основании части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 3-5-5/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицом, участвующим в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ОГРН 1027700149124; ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000).
3. Назначить дело № 3-5-5/00-08-16 к рассмотрению на « 11 » марта 2016 года в « 12 » часов « 30 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301, 3 этаж (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 674).
4. ПАО «Мобильные ТелеСистемы» надлежит в срок до 10 марта 2016 года представить ФАС России следующие документы и материалы:
копии учредительных документов ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы тарифа «Smart mini», распространявшейся с ноября 2015 г. на федеральных каналах, а также посредством изображения в сети Интернет, появляющегося на экране мобильного устройства при подключении к сети Wi-Fi в Московском метрополитене и посредством SMS-сообщения;
копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых с ноября 2015 г. на федеральных каналах, а также посредством изображения в сети Интернет, появляющегося на экране мобильного устройства при подключении к сети Wi-Fi в Московском метрополитене и посредством SMS-сообщения распространялась реклама тарифа «Smart mini»;
графики распространения с ноября 2015 г. рекламы тарифа «Smart mini» в эфире телеканалов, в сети Интернет и посредством смс-сообщений;
информацию о рекламораспространителях с указанием наименования, адреса и реквизитов;
информацию о масштабе рекламной кампании тарифа тарифа «Smart mini» с указанием средств массовой информации и иных способов распространения рекламы, адресной программы, периодов распространения;
письменные объяснения по существу претензий и обстоятельствам распространения рекламы тарифа «Smart mini».
Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ПАО «Мобильные ТелеСистемы».
Явка представителей ПАО «Мобильные ТелеСистемы» , в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-5-5/00-08-16).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.