Решение №АК/91383/17 Решение по делу № 3-24-51/00-08-17 в отношении АО "Байер" ре... от 26 декабря 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-24-51/00-08-17

14 декабря 2017 г.                                                                                 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы о распространении АО «Байер» рекламы лекарственных препаратов «Терафлекс» и «Терафлекс Хондрокрем Форте» на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центр, Звезда, Россия 24, ТВ-3 в период с января по июнь 2017 года и в сети «Интернет»в период с февраля по октябрь 2017 года,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002) — <...> (доверенность № 329 от 16.02.2017).

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа № 1242/17 от 18.09.2017 руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена проверка в отношении акционерного общества «Байер».

1. По результатам проверки выявлено, что реклама лекарственного препарата «Терафлекс» распространялась:

a) в период с января по июнь 2017 года на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центра, Звезда, Россия 24, ТВ-3 и других посредством рекламных роликов хронометражем 15 и 20 секунд;

b) в период с февраля по октябрь 2017 года в сети «Интернет» посредством рекламных баннеров:

динамический баннер из двух сменяющихся визуальных рядов;

три варианта статических баннеров.

 

В рекламных роликах, распространяемых на телевидении, сообщается следующее:

«При боли в суставах возьми капсулы Терафлекс. Благодаря активным ингредиентам Терафлекс стимулирует восстановление хрящевой ткани и позволяет уменьшить боль. Клинически доказано в 96 % случаев. Терафлекс. Продлите молодость суставов. Байер».

Рекламные ролики завершаются кадром, на котором изображена упаковка лекарственного препарата «Терафлекс» с утверждениями: «Терафлекс. Продлите молодость суставов. WWW.TERAFLEX.RU». Утверждение сопровождается сноской «*при применении в течение 6 месяцев. Светлова М.С. Современная ревматология 2010. № 2. 47-53».

 

В динамическом рекламном баннере, состоящем из двух сменяющихся визуальных рядов, о лекарственном препарате «Терафлекс» сообщалось следующее:

визуальный ряд первой страницы баннера - изображение колена и утверждение «при боли в суставах»;

визуальный ряд второй страницы баннера — изображение упаковки Терафлекс сопровождается утверждениями: «Терафлекс в капсулах уменьшает боль в суставах*, стимулирует восстановление хрящевой ткани**», «Клинически доказано в 96 % случаев», которые в свою очередь поясняются сносками «*Светлова М.С. Современная ревматология № 2, 2010» и «**Согласно инструкции по применению препарата Терафлекс от 22.08.2016».

Визуальный ряд динамического баннера в целом сопровождается предупреждением: «Имеются противопоказания. Необходимо ознакомится с инструкцией», а также товарный знак компании «Байер».

Статические баннеры содержат аналогичные рекламные изображения и тексты.

 

В соответствии с регистрационным удостоверением П N015287/01 от 26.07.2010 препарат «Терафлекс» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

Согласно инструкции по применению препарат «Терафлекс» при лечении остеоартроза облегчает симптомы заболевания и уменьшает потребность в НПВП.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Указание на то, что препарат Терафлекс уменьшает боль в суставах и такое действие препарата клинически доказано в 96 % случаев свидетельствует о гарантии положительного действия лекарственного препарата и его эффективности в устранении боли в суставах и восстановлении хрящевой ткани.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля: гарантия - ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх; гарантировать - обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, дать залог, поручиться, заручиться; заложиться, взять на свой страх.

Согласно Большому толковому словарю русского языка С. А. Кузнецова: гарантия1. Обеспечение осуществления чего-л., выполнения каких-л. обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-л. 2. Условие, обеспечивающее, подтверждающее осуществление, исполнение чего-л.

Таким образом, гарантия — это заверение наступления, осуществления чего- либо, поручительство.

В рекламе препарата «Терафлекс» АО «Байер» заверяет и ручается, что Терафлекс уменьшает боль в суставах, а также заверяет потребителей в том, что в 96% случаев наступил положительный эффект при применении препарата, соответственно, в рекламе присутствует гарантия.

При этом наличие исследования о том, что положительное действие и эффективность препарата наступает в 96 % случаях, не является основанием для гарантии в рекламе результата такого положительного действия и эффективности в виду прямого запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Данный запрет действует независимо от наличия каких-либо исследований, подтверждающих положительное действие и эффективность лекарственных препаратов.

Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Терафлекс», распространявшейся на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центра, Звезда, Россия 24, ТВ-3 и других в период с января по июнь 2017 года, а также в сети «Интернет» в период с февраля по октябрь 2017 года, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Реклама лекарственного препарата «Терафлекс Хондрокрем Форте» распространялась:

a) в период с января по июнь 2017 года на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центра, Звезда, Россия 24, ТВ-3 и других посредством рекламного ролика;

b) в период с сентября по октябрь 2017 года в сети «Интернет» посредством динамического рекламного баннера.

 

В телевизионном рекламном ролике сообщается следующее:

«При острой боли в суставах на помощь приходит новинка — крем от Терафлекс. А для стимулирования восстановления хрящевой ткани Терафлекс в капсулах при курсовом приеме. Терафлекс. Капсулы и новый крем для комплексного лечения суставов. Байер».

При этом видеоряд рекламного ролика с 5 по 7 секунду содержит утверждение «уменьшает острую боль».

 

В рекламе лекарственного препарата «Терафлекс» представляющем собой динамический баннер из четырех сменяющихся визуальных рядов сообщалось следующее.

Первый визуальный ряд содержит изображение колена и утверждение «при боли в суставах».

Второй визуальный ряд — изображение упаковки «Терафлекс хондрокрем форте» и утверждение: «Терафлекс крем уменьшает боль в суставах».

Третий визуальный ряд - изображение упаковки «Терафлекс» и утверждение «Терафлекс капсулы способствует восстановлению хрящевой ткани».

Четвертый визуальный ряд — изображения упаковок «Терафлекс Хондрокрем Форте», «Терафлекс» и утверждение «Терафлекс для комплексного лечения суставов».

Кроме того, в визуальных рядах баннера в нижней части содержалось предупреждение «Имеются противопоказания. Необходимо ознакомится с инструкцией», а также товарный знак компании «Байер».

В соответствии с регистрационным удостоверением № ЛП-000276 от 17.02.2011 препарата «Терафлекс Хондрокрем Форте» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Указания на то, что Терафлекс крем уменьшает боль в суставах, уменьшает острую боль, свидетельствует о гарантии положительного действия лекарственного препарата и его эффективности в устранении боли в суставах.

Вместе с тем согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля: гарантия - ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх; гарантировать - обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, дать залог, поручиться, заручиться; заложиться, взять на свой страх.

Согласно Большому толковому словарю русского языка С. А. Кузнецова: гарантия1. Обеспечение осуществления чего-л., выполнения каких-л. обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-л. 2. Условие, обеспечивающее, подтверждающее осуществление, исполнение чего-л.

Таким образом, гарантия — это заверение наступления, осуществления чего- либо, поручительство.

В рекламе «Терафлекс Хондрокрем Форте» АО «Байер» заверяет и ручается, что Терафлекс уменьшает боль в суставах, соответственно, в рекламе присутствует гарантия.

Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Терафлекс Хондрокрем Форте», распространявшейся на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центра, Звезда, Россия 24, ТВ-3 и других в период с января по июнь 2017 года и в сети «Интернет» в период с сентября по октябрь 2017 года, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002).

Руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», рекламу лекарственных препаратов «Терафлекс» и «Терафлекс Хондрокрем Форте», распространявшуюся на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центр, Звезда, Россия 24, ТВ-3 в период с января по июнь 2017 года и в сети «Интернет»в период с февраля по октябрь 2017 года, поскольку в рекламе гарантируется положительное действие препаратов и их эффективность в устранении боли в суставах и восстановлении хрящевой ткани.

2.Выдать АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Байер».

Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

АО "Байер"
ИНН 7704017596, ОГРН 1027739373903