Определение №КТ/31731/24 Определение по делу 08/05/28-33/2024 АО "Альфа Банк" (Лучшая... от 15 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возбуждении дела № 08/05/28-33/2024
и назначении дела к рассмотрению
12 апреля 2024 г. г. Москва
Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Таукенова К.М., рассмотрев материалы о распространении в сентябре 2023 года на радио «РАДИО 7 НА СЕМИ ХОЛМАХ» рекламы АО «Альфа-Банк»,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России обратился гражданин с жалобой на рекламу АО «Альфа-Банк», распространявшуюся в сентябре 2023 года на радио «РАДИО 7 НА СЕМИ ХОЛМАХ».
В рассматриваемой рекламе сообщается: «Лучшая ипотека в России в Альфа-Банке. Держим ставки 5,6 %, а лимит на новостройки увеличиваем до 30 000 000 (тридцати) миллионов рублей. Рассчитайте онлайн на alfabank.ru. АО «Альфа-Банк».
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе сообщается следующая информация:
- «Ставка 5,6 %».
- «Лимит на новостройки до 30 000 000 млн. руб.».
В то же время к существенным условиям договора кредита, обеспеченного ипотекой, относится:
- Срок исполнения обязательства;
- Рамки процентной ставки, в зависимости от суммы кредитования;
- Лимиты сумм, предоставляемых в по договору кредита;
- Условие о первоначальном взносе и т.д.
В рассматриваемой рекламе АО «Альфа-Банк» при указании одного из условий, влияющих на конечную стоимость финансовой услуги (ипотеки), умалчиваются остальные условия, которые должны быть указаны на основании пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Использованное в рекламе утверждение «Лучшая ипотека в России» указывает на превосходство оказываемых финансовых услуг данного банка в сравнении с услугами других банков, поскольку «Лучшая» подразумевает, что рекламируемая услуга является лучшей во всех критериях из числа других однородных услуг, обладает более высокими достоинствами и преимуществом перед условиями других банков.
При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.
В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение ипотечного кредитования в банке АО «Альфа-Банк» с ипотечным кредитованием других банков и который имеет объективное подтверждение того, что ипотечное кредитование Альфа-Банка является лучшим.
Следовательно, рекламное утверждение: «Лучшая ипотека в России» содержит некорректное сравнение финансовых услуг АО «Альфа-Банк» с финансовыми услугами других банков.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, части 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27, ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328), КПП 770801001, дата регистрации: 26.07.2002).
На основании пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
-
Возбудить производство по делу № 08/05/28-33/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
-
Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998).
-
Назначить дело № 08/05/28-33/2024 к рассмотрению на 15 мая 2024 года в «14» часов «30» минут по адресу: ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 204 КУБ (второй этаж), т. <...> (вн. <...>).
-
АО «Альфа-Банк» надлежит в срок до 13 мая 2024 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:
копии учредительных документов АО «Альфа-Банк» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии (образцы, макеты, записи на флеш-накопителях и пр.) указанной рекламы кредитной карты АО «Альфа-Банк», распространяемой в сентябре 2023 года на радио «РАДИО 7 НА СЕМИ ХОЛМАХ»;
копии платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась указанная реклама АО «Альфа-Банк» в в сентябре 2023 года на радио «РАДИО 7 НА СЕМИ ХОЛМАХ»;
информацию о масштабах (средствах и способах, периоде и территории распространения) указанной рекламной кампании АО «Альфа-Банк» в 2023 г., в том числе, информацию о периоде распространения рассматриваемой рекламы;
справку о полной стоимости рекламной компании за период рекламирования указанной рекламы АО «Альфа-Банк» в 2023 г.;
письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам проведения рекламной кампании.
Все документы и материалы должны быть надлежаще оформлены и заверены.
Явка представителей АО «Альфа-Банк», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна (для представителей организации - подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу № 08/05/28-33/2024).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии и паспортные данные представителей необходимо в обязательном порядке сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день (по электронной почте <...>@fas.gov.ru или по телефону <...> (вн. <...>).
Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела с использованием системы видео-конференц-связи. Ходатайство необходимо направить за пять рабочих дней до рассмотрения дела (на почту <...>@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии |
К.М. Таукенова |
|
|
|
|