Письмо №КТ/10338/23 Постановление по делу № 08/04/14.3-100/2022 в отношении Банк... от 14 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 08/04/14.3-100/2022

об административном правонарушении

«09» февраля 2023 г.                                                                                          г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Таукенова К.М., рассмотрев протокол и материалы дела № 08/04/14.3-100/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Банк ВТБ (ПАО) (адрес: 191144, г. Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 лит. А, ОГРН: 1027739609391, ИНН: 7702070139, КПП: 784201001, дата регистрации: 17.10.1990),

УСТАНОВИЛА:

В марте - апреле 2022 года на центральных телеканалах распространялась реклама накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО) по ставке от 21 %.

В рекламном видеоролике накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО) сообщается:

«Сбережения - это от слова «беречь» и сейчас особенно важно найти того, кому можно доверить свои сбережения. Берегите все, что для вас важно с накопительным счетом от ВТБ «сейф» со ставкой от 21 % годовых и надежностью проверенного банка. ВТБ — все получится.»

Видеоряд рекламы демонстрирует мужчину и женщину с ноутбуком, на экране которого крупным шрифтом указано: «Накопительный счет «Сейф» от 21 %», в кадрах видеоряда всплывают плашки с текстами: «Накопительный счет «Сейф», «от 21 % на минимальный ежемесячный остаток», «Накопительный счет «Сейф» от 21 %», «ВТБ все получится!».

На протяжении всего сюжета реклама сопровождается пятью поясняющими сносками, следующими друг за другом, каждая продолжительностью 4-5 секунд:

- «Доходность до 25 % по Накопительному счету «Сейф» в рублях — для владельцев Мультикарты ВТБ с опцией «Сбережения» (подключенной с 20.07.2020), впервые открывших Накопительный счет «Сейф» в руб. и не имевших начиная с 01.03.2019 открытых и пополненных в валюте рубли накопительных счетов «Копилка», достигается за счет начисления повышенной процентной ставки 24 % годовых и вознаграждения по опции «Сбережения» 1 % годовых (за покупки по Мульткарте ВТБ на сумму от 10 тыс. руб./мес.) на сумму минимального остатка, не превышающую 999 999, 99 руб.»;

- «При первом открытии Накопительного счета «Сейф» в руб. и одновременном отсутствии открытых и пополненных ранее (начиная с 01.03.2019) в валюте рубли накопительных счетов «Копилка» на суммовой сегмент минимального остатка до 999 999,99 руб. включительно начисляется повышенная процентная ставка с 1-го по 3-й календарный месяц — 24 % годовых, с 4-го — базовая процентная ставка 21 % годовых.»;

- «При повторном открытии Накопительного счета «Сейф» начисляется базовая процентная ставка 21 % годовых при любом сроке размещения средств на всю сумму минимального остатка. На суммовой сегмент минимального остатка свыше 999 999,99 руб., процентная ставка составляет 21 % годовых (базовая процентная ставка) для любого срока размещения средств.»;

- «Вознаграждение по опции «Сбережения» в размере 1 % годовых начисляются на величину минимального совокупного остатка по накопительным счетам в руб. за отчетный месяц, но не более 1,5 млн руб.»;

- «Подробная информация — на официальном сайте vtb.ru и во всех подразделениях Банка ВТБ (ПАО). Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России № 1000. Реклама. 0+»;

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

К условиям, влияющим на сумму доходов по вкладу относятся сумма банковского вклада, срок банковского вклада, проценты по вкладу, порядок снятия денежных средств со счета по вкладу и его пополнения и иные условия.

В рекламе накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО) крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя процентная ставка (от 21 % годовых).

Текст с иными условиями вклада, влияющими на сумму доходов, которую получат вкладчики, такими как:

- размер повышенной процентной ставки в льготный период - 24 % годовых;

- срок льготного периода предоставления повышенной процентной ставки - три первых месяца;

- сумма остатка на счете, от которой зависит начисление повышенной процентной ставки в льготный период - до 999 999,99 руб.;

- выплата процентов ежемесячно,

размещался в рекламном видеоролике в поясняющих сносках трудным для восприятия способом мелким нечитаемым шрифтом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.

Форма и продолжительность предоставления текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о размере процентной ставки по накопительному счету и возможности повышения собственного дохода, которая в рекламе приводится крупным шрифтом, а также озвучивается диктором. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях накопительного счета, определяющих и влияющих на сумму дохода по счету.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Таким образом, в рекламе накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО) при указании одного из условий, влияющих на доходность вклада (процентной ставки 21 % годовых), умалчиваются остальные такие условия.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, в рекламе накопительного счета «Сейф» (вклада) Банка ВТБ (ПАО), распространявшейся в эфире центральных телеканалов в марте - апреле 2022 года, содержатся признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, а также части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является Банк ВТБ (ПАО) (адрес: 191144, г. Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 лит. А, ОГРН: 1027739609391, ИНН: 7702070139, КПП: 784201001, дата регистрации: 17.10.1990).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Банк ВТБ (ПАО) имело возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина Банк ВТБ (ПАО) в нарушении законодательства о рекламе при распространении рекламы накопительного счета «Сейф» (вклада) по ставке от 21 %.

Срок давности привлечения Банк ВТБ (ПАО) к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, а также пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Применить к Банк ВТБ (ПАО) (адрес: 191144, г. Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11 лит. А, ОГРН: 1027739609391, ИНН: 7702070139, КПП: 784201001, дата регистрации: 17.10.1990) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель

УИН 16100500000001591543

ИНН 7703516539 КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК (для ФАС России л/с 04951001610)

ОКТМО 45380000

Банк получателя

Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное

УФК г. Москва

Номер счета банка получателя (номер единого казначейского счета)

40102810045370000002

Номер счета получателя (номер казначейского счета)

03100643000000019500

БИК 024501901

КБК 16111601141010003140

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте: <...>, delo@fas.gov.ru).

 

 

Заместитель руководителя

                                                                 К.М. Таукенова

Связанные организации

Банк ВТБ (ПАО)
ИНН 7702070139, ОГРН 1027739609391