Постановление №КТ/106113/22 Постановление по делу № 08/04/14.3-31/2022 в отношении АО "... от 23 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 08/04/14.3-31/2022
об административном правонарушении
21 ноября 2022 г. г. Москва
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Таукенова К.М., рассмотрев протокол и материалы дела № 08/04/14.3-31/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, помещение III, комната 9, эт 6, ОГРН: 1027739007559, ИНН: 7703105112, КПП: 770301001, дата регистрации: 01.07.1993),
УСТАНОВИЛА:
ФАС России установила распространение на федеральном канале «Звезда» рекламы лекарственного препарата «Терафлю» в ноябре 2021 г.
Реклама производилась в двух сюжетных вариантах:
1ый рекламный ролик:
В визуальном ряде демонстрируется девушка с симптомами простуды, которая принимает лекарственный препарат, завершается ролик демонстрацией упаковки препарата «Терафлю от гриппа и простуды» с утверждением «№ 1 в рекомендациях специалистов*».
В аудиоряде рекламы сообщается:
«Для меня грипп и простуда — это не просто плохое самочувствие. Дети без присмотра, работа встала.
Лечитесь всерьез с первых симптомов. Терафлю содержит 4 активных компонента от 7 симптомов гриппа и простуды. Терафлю - № 1 в рекомендациях специалистов».
Утверждение «Терафлю № 1 в рекомендациях специалистов» раскрывается в сноске: «По результатам аудита ПромоТестТМ базы данных «Система исследования рынка «Фармэксплорер» за июль 2020г. - июнь 2021 г., бренд Терафлю №1 в рекомендациях специалистов: более 8 тысяч респондентов в 21 крупнейшем городе РФ, в т.ч. в 15 городах-миллионниках, среди лекарственных средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях. Согласно социологическому исследованию ООО «Проксима Рисерч» за период с 07 июня по 09 июля 2021 г., 653 специалиста из 688 в 21 крупнейшем городе РФ рекомендовали Терафлю как: 1) Покупатели предпочитают (69%); 2) Хорошее соотношение цены и качества (59%); 3) Собственный опыт использования 56%. PM-RU-THRFI-21-00126».
В дисклеймере приводится предупреждение: «Имеются противопоказания к применению. Необходимо проконсультироваться со специалистом».
2ой рекламный ролик:
В визуальном ряде демонстрируется молодой человек с перечислением симптомов простуды, который принимает лекарственный препарат, завершается ролик демонстрацией упаковки препарата «Терафлю от гриппа и простуды» с утверждением «№ 1 в рекомендациях специалистов*».
Визуальный ряд рекламы комментирует актер:
«При простудных заболеваниях даже принимая средства для борьбы с вирусами, важно облегчать симптомы. Ведущие эксперты рекомендуют симптоматическое лечение. Терафлю содержит 4 активных компонента и борется с 7 симптомами гриппа и простуды. Терафлю - № 1 в рекомендациях специалистов».
Утверждение «Терафлю № 1 в рекомендациях специалистов» раскрывается в сноске: «По результатам аудита ПромоТестТМ базы данных «Система исследования рынка «Фармэксплорер» за июль 2020г. - июнь 2021 г., бренд Терафлю №1 в рекомендациях специалистов: более 8 тысяч респондентов в 21 крупнейшем городе РФ, в т.ч. в 15 городах-миллионниках, среди лекарственных средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях. Согласно социологическому исследованию ООО «Проксима Рисерч» за период с 07 июня по 09 июля 2021 г., 653 специалиста из 688 в 21 крупнейшем городе РФ рекомендовали Терафлю как: 1) Покупатели предпочитают (69%); 2) Хорошее соотношение цены и качества (59%); 3) Собственный опыт использования 56%. ИМП препарата Терафлю от гриппа и простуды РУ П N012063/01 от 31.05.2011».
В дисклеймере приводится предупреждение: «Имеются противопоказания к применению. Необходимо проконсультироваться со специалистом».
Рекламные утверждения «Терафлю № 1 в рекомендациях специалистов» выражают преимущество лекарственного препарата «Терафлю» в сравнении с другими лекарственными препаратами, применяемыми при кашле и простудных заболеваниях.
При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.
Текст сноски, в которой указывается критерий сравнения лекарственных препаратов для борьбы с простудными заболеваниями, выполнен мелким шрифтом, размещен на около 10% площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течение 3х секунд.
Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст со сведениями о том, по каким свойствам и показаниям медицинские и фармацевтические работники выбирали и оценивали лекарственные препараты для применения при кашле и простудных заболеваниях, обосновывающих утверждение «№ 1 в рекомендациях специалистов», ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о первенстве лекарственного препарата «Терафлю», которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.
Вместе с тем приводимое в рекламе сравнение должно быть полным, основываться на сопоставимых критериях и позволять объективно оценить свойства товара.
В случае, когда сведения, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которых способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.
Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве лекарственного препарата «Терафлю» над продукцией других производителей, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» в своих пояснениях указывает на то, что информация о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве лекарственного препарата «Терафлю», указана в дисклеймере рекламного видеоролика, ключевые критерии сравнения были выделены цветом, отличным от цвета текста всего дисклеймера, дисклеймер не содержал в себе иной информации, не относящейся к раскрытию критериев сравнения.
Вместе с тем за время демонстрации дисклеймера, выполненного мелким шрифтом и содержащего большой объем информации, в течение 3 секунд потребители не успевают ознакомиться с информацией о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве лекарственного препарата «Терафлю».
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Терафлю», распространявшейся в эфире телеканала «Звезда» в ноябре 2021 года, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: Пресненская наб., д. 10, пом. III, ком. 9, эт. 6, г. Москва, 123112, ОГРН: 1027739007559, ИНН: 7703105112, КПП: 770301001, дата регистрации: 22.07.2002).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» имело возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» в нарушении законодательства о рекламе при распространении рекламы лекарственного препарата «Терафлю» на федеральном канале «Звезда» в ноябре 2021 г.
Срок давности привлечения АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
31.05.2021 в отношении АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» ФАС России было вынесено постановление о наложении штрафа по делу № 08/04/14.3-53/2021 об административном правонарушении за нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе лекарственного препарата «Терафлю».
Данное постановление было исполнено АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» 29.07.2021.
Соответственно АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» повторно совершило однородное административное правонарушение в период, когда лицо считалось подвергнутым административному наказанию.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
1. Применить к АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: Пресненская наб., д. 10, пом. III, ком. 9, эт. 6, г. Москва, 123112, ОГРН: 1027739007559, ИНН: 7703105112, КПП: 770301001, дата регистрации: 22.07.2002) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 150 000 рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель
УИН 16100500000001542321
ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК (для ФАС России л/с 04951001610)
ОКТМО 45380000
Банк получателя
Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва
Номер счета банка получателя (номер единого казначейского счета)
40102810045370000002
Номер счета получателя (номер казначейского счета)
03100643000000019500
БИК 024501901
КБК 16111601141010003140
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте <...>@fas.gov.ru, delo@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Заместитель руководителя К.М. Таукенова