Постановление №КТ/106113/22 Постановление по делу № 08/04/14.3-31/2022 в отношении АО "... от 23 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 08/04/14.3-31/2022

об административном правонарушении

21 ноября 2022 г.                                                                                               г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Таукенова К.М., рассмотрев протокол и материалы дела № 08/04/14.3-31/2022 об административном правонарушении, возбужденного в отношении АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, помещение III, комната 9, эт 6, ОГРН: 1027739007559, ИНН: 7703105112, КПП: 770301001, дата регистрации: 01.07.1993),

УСТАНОВИЛА:

ФАС России установила распространение на федеральном канале «Звезда» рекламы лекарственного препарата «Терафлю» в ноябре 2021 г.

Реклама производилась в двух сюжетных вариантах:

1ый рекламный ролик:

В визуальном ряде демонстрируется девушка с симптомами простуды, которая принимает лекарственный препарат, завершается ролик демонстрацией упаковки препарата «Терафлю от гриппа и простуды» с утверждением «№ 1 в рекомендациях специалистов*».

В аудиоряде рекламы сообщается:

«Для меня грипп и простуда — это не просто плохое самочувствие. Дети без присмотра, работа встала.

Лечитесь всерьез с первых симптомов. Терафлю содержит 4 активных компонента от 7 симптомов гриппа и простуды. Терафлю - № 1 в рекомендациях специалистов».

Утверждение «Терафлю № 1 в рекомендациях специалистов» раскрывается в сноске: «По результатам аудита ПромоТестТМ базы данных «Система исследования рынка «Фармэксплорер» за июль 2020г. - июнь 2021 г., бренд Терафлю №1 в рекомендациях специалистов: более 8 тысяч респондентов в 21 крупнейшем городе РФ, в т.ч. в 15 городах-миллионниках, среди лекарственных средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях. Согласно социологическому исследованию ООО «Проксима Рисерч» за период с 07 июня по 09 июля 2021 г., 653 специалиста из 688 в 21 крупнейшем городе РФ рекомендовали Терафлю как: 1) Покупатели предпочитают (69%); 2) Хорошее соотношение цены и качества (59%); 3) Собственный опыт использования 56%. PM-RU-THRFI-21-00126».

В дисклеймере приводится предупреждение: «Имеются противопоказания к применению. Необходимо проконсультироваться со специалистом».

2ой рекламный ролик:

В визуальном ряде демонстрируется молодой человек с перечислением симптомов простуды, который принимает лекарственный препарат, завершается ролик демонстрацией упаковки препарата «Терафлю от гриппа и простуды» с утверждением «№ 1 в рекомендациях специалистов*».

Визуальный ряд рекламы комментирует актер:

«При простудных заболеваниях даже принимая средства для борьбы с вирусами, важно облегчать симптомы. Ведущие эксперты рекомендуют симптоматическое лечение. Терафлю содержит 4 активных компонента и борется с 7 симптомами гриппа и простуды. Терафлю - № 1 в рекомендациях специалистов».

Утверждение «Терафлю № 1 в рекомендациях специалистов» раскрывается в сноске: «По результатам аудита ПромоТестТМ базы данных «Система исследования рынка «Фармэксплорер» за июль 2020г. - июнь 2021 г., бренд Терафлю №1 в рекомендациях специалистов: более 8 тысяч респондентов в 21 крупнейшем городе РФ, в т.ч. в 15 городах-миллионниках, среди лекарственных средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях. Согласно социологическому исследованию ООО «Проксима Рисерч» за период с 07 июня по 09 июля 2021 г., 653 специалиста из 688 в 21 крупнейшем городе РФ рекомендовали Терафлю как: 1) Покупатели предпочитают (69%); 2) Хорошее соотношение цены и качества (59%); 3) Собственный опыт использования 56%. ИМП препарата Терафлю от гриппа и простуды РУ П N012063/01 от 31.05.2011».

В дисклеймере приводится предупреждение: «Имеются противопоказания к применению. Необходимо проконсультироваться со специалистом».

Рекламные утверждения «Терафлю № 1 в рекомендациях специалистов» выражают преимущество лекарственного препарата «Терафлю» в сравнении с другими лекарственными препаратами, применяемыми при кашле и простудных заболеваниях.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

Текст сноски, в которой указывается критерий сравнения лекарственных препаратов для борьбы с простудными заболеваниями, выполнен мелким шрифтом, размещен на около 10%  площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течение 3х секунд.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст со сведениями о том, по каким свойствам и показаниям медицинские и фармацевтические работники выбирали и оценивали лекарственные препараты для применения при кашле и простудных заболеваниях, обосновывающих утверждение «№ 1 в рекомендациях специалистов», ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о первенстве лекарственного препарата «Терафлю», которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.

Вместе с тем приводимое в рекламе сравнение должно быть полным, основываться на сопоставимых критериях и позволять объективно оценить свойства товара.

В случае, когда сведения, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которых способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве лекарственного препарата «Терафлю» над продукцией других производителей, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» в своих пояснениях указывает на то, что информация о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве лекарственного препарата «Терафлю», указана в дисклеймере рекламного видеоролика, ключевые критерии сравнения были выделены цветом, отличным от цвета текста всего дисклеймера, дисклеймер не содержал в себе иной информации, не относящейся к раскрытию критериев сравнения.

Вместе с тем за время демонстрации дисклеймера, выполненного мелким шрифтом и содержащего большой объем информации, в течение 3 секунд потребители не успевают ознакомиться с информацией о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве лекарственного препарата «Терафлю».

Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Терафлю», распространявшейся в эфире телеканала «Звезда» в ноябре 2021 года, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: Пресненская наб., д. 10, пом. III, ком. 9, эт. 6, г. Москва, 123112, ОГРН: 1027739007559, ИНН: 7703105112, КПП: 770301001, дата регистрации: 22.07.2002).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» имело возможность для соблюдения требований законодательства о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» в нарушении законодательства о рекламе при распространении рекламы лекарственного препарата «Терафлю» на федеральном канале «Звезда» в ноябре 2021 г.

Срок давности привлечения АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

31.05.2021 в отношении АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» ФАС России было вынесено постановление о наложении штрафа по делу № 08/04/14.3-53/2021 об административном правонарушении за нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе лекарственного препарата «Терафлю».

Данное постановление было исполнено АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» 29.07.2021.

Соответственно АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» повторно совершило однородное административное правонарушение в период, когда лицо считалось подвергнутым административному наказанию.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Применить к АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: Пресненская наб., д. 10, пом. III, ком. 9, эт. 6, г. Москва, 123112, ОГРН: 1027739007559, ИНН: 7703105112, КПП: 770301001, дата регистрации: 22.07.2002) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 150 000 рублей.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель

УИН 16100500000001542321

ИНН 7703516539 КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК (для ФАС России л/с 04951001610)

ОКТМО 45380000

Банк получателя

Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва

Номер счета банка получателя (номер единого казначейского счета)

40102810045370000002

Номер счета получателя (номер казначейского счета)

03100643000000019500

БИК 024501901

КБК 16111601141010003140

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте <...>@fas.gov.ru, delo@fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя                                                                       К.М. Таукенова

Связанные организации

АО "ГлаксоСмитКляйн Хелскер"
ИНН 7703105112, ОГРН 1027739007559