Решение №КТ/15697/22 Решение по делу 08/05/5-108/2021 по факту распространения ре... от 1 марта 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 08/05/5-108/2021
26 января 2022 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Таукенова К.М. - заместитель руководителя ФАС России,
Члены Комиссии:
<...>,
<...>,
<...>,
<...>,
рассмотрев материалы о распространении рекламы оператора связи «Теле-2»,
в присутствии лица, участвующего в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «Т2 Мобайл» (адрес: 108811, г. Москва, Киевское ш. 22-й километр, домовладение 6, стр. 1, этаж 5, комната 33, ОГРН: 1137746610088, ИНН: 7743895280, КПП: 775101001, дата присвоения ОГРН: 18.07.2013) — <...>(доверенность № Д21/1673 от 08.12.2021),
УСТАНОВИЛА:
В январе-феврале 2021 года на федеральных телеканалах распространялась реклама оператора связи «Теле-2», в которой сообщалось об услуге «вечные минуты и гигабайты».
Видеоряд рекламного ролика представляет вымышленный мир будущего. По сюжету рекламы её персонаж находит старый смартфон из 2021 года и, обращаясь к членам команды Теле-2, вступает в диалог. Диалог поддерживает визуальный ряд.
персонаж рекламы: |
я нашёл необычный предмет, похож на дедушкин раритет. |
визуальный ряд |
персонаж показывает найденный смартфон |
первый член команды Теле-2: |
Сейчас разберемся |
визуальный ряд |
член команды Теле-2 считывает информацию с найденного смартфона |
второй член команды Теле-2: |
Это смартфон человека 21 века. Тут много накопилось за 100 лет. У абонентов «Теле-2» минуты и гигабайты не сгорают никогда. Вечные минуты и гигабайты переносятся снова и снова. |
визуальный ряд |
на голограмме отображается считанная информация: Tele 2, 800 000 минут, 20 000 гигабайт. Переносятся с 2021 года |
второй член команды Теле-2: |
Наши абоненты могут вечно хранить минуты и гигабайты из пакета |
Завершающий рекламу пэкшот |
ВЕЧНЫЕ минуты и ГБ с вами навсегда |
На сайте оператора связи «Теле-2» размещены условия услуги «Вечные минуты и гигабайты», согласно которым услуга действует на тарифах линейки «Мой Tele2» и тарифе «Везде онлайн» только при своевременном списании абонентской платы, установленной для вашего тарифного плана.
Таким образом, при несвоевременном списании абонентской платы, неизрасходованные абонентом из ежемесячного пакета минуты и гигабайты сгорают, соответственно не могут накапливаться и храниться.
По сюжету рассматриваемой рекламы найденный старый смартфон пролежал без использования около 100 лет, и несмотря на отсутствие своевременного списания абонентской платы, минуты и гигабайты на счету смартфона продолжали накапливаться и храниться, что невозможно согласно условиям услуги «Вечные минуты и гигабайты».
Соответственно в рекламе сообщаются несоответствующие действительности сведения и потребители рекламы вводятся в заблуждение относительно условий предоставления услуг связи и возможности сохранить неизрасходованные минуты.
В соответствии пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе оператора связи «Теле-2» озвучивается привлекательная для потребителя информация о том, что неизрасходованные из пакета (накопленные) минуты и гигабайты не сгорают никогда.
Однако информация об условии о своевременном списании (внесении) абонентской платы по тарифу, чтобы накопленные неизрасходованные минуты и гигабайты никогда не сгорали, в рекламном ролике отсутствует.
Соответственно из рассматриваемой рекламы оператора связи «Теле-2» следует, что вне зависимости от уплаты абонентской платы минуты и гигабайты будут продолжать накапливаться и храниться, что противоречит условиям услуги «Вечные минуты и гигабайты», указанным на сайте оператора связи «Теле-2».
Информация об условии накопления и хранения минут и ГБ по услуге «Вечные минуты и гигабайты» является существенной для потребителей информацией, умолчание которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл информации и ввести в заблуждение потребителей рекламы.
С учетом изложенного в рекламе оператора связи «Теле-2», распространявшейся в феврале 2021 г. на федеральных телеканалах, усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
ООО «Т2 Мобайл» на рассмотрение дела 08/05/5-108/2021 предоставило заключение специалиста по результатам лингвистического исследования № 22-02/ИЛ от 26.01.2022. В ходе данного исследования специалисту предложено дать ответ на вопрос» «Содержит ли представленная на исследование видеофонограмма «Минуты и ГБ переносятся вечно» информацию о том, что в течение 100 лет абонентская плата не списывалась со счёта пользователя, поименованного как дедушка».
Согласно выводу специалиста рассматриваемая реклама оператора связи «Теле-2» содержит полную совокупность вербальных (словесных) и композиционных (структурных) элементов, прямо и однозначно свидетельствующих о том, что в течении 100 лет абонентская плата списывалась со счёта пользователя. По мнению эксперта, на это указывают использованные слова «переносится», «накопилось».
Вместе с тем в рекламе содержится однозначное указание на то, что минуты и гигабайты не сгорают никогда, а также, что абоненты « Теле-2» могут вечно хранить минуты и гигабайты, что в совокупности с аудио и видеорядом рекламы доносит до потребителей информацию о том, что хранение минут и гигабайтов по данном тарифу может происходить без каких-либо условий и ограничений.
Комиссия ФАС России пришла к заключению, что вывод специалиста по результатам лингвистического исследования не свидетельствует об отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе в рассматриваемой рекламе оператора связи «Теле-2».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем является ООО «Т2 Мобайл» (адрес: 108811, г. Москва, Киевское ш. 22-й километр, домовладение 6, стр. 1, этаж 5, комната 33, ОГРН: 1137746610088, ИНН: 7743895280, КПП: 775101001, дата присвоения ОГРН: 18.07.2013).
Руководствуясь частями 3, 7 статьи 5 , пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 2 части 3, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу оператора связи «Теле-2», распространявшуюся на федеральных телеканалах в феврале 2021 года, в которой сообщалось об услуге «Вечные минуты и гигабайты», поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что услуга действует только при своевременном списании (внесении) абонентской платы, умолчание которой способно обмануть ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести в заблуждение потребителей относительно условий пользования услугой.
2. Выдать ООО «Т2 Мобайл» (адрес: 108811, г. Москва, Киевское ш. 22-й километр, домовладение 6, стр. 1, этаж 5, комната 33, ОГРН: 1137746610088, ИНН: 7743895280, КПП: 775101001, дата присвоения ОГРН: 18.07.2013) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Т2 Мобайл» (адрес: 108811, г. Москва, Киевское ш. 22-й километр, домовладение 6, стр. 1, этаж 5, комната 33, ОГРН: 1137746610088, ИНН: 7743895280, КПП: 775101001, дата присвоения ОГРН: 18.07.2013).
Решение изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К.М. Таукенова
Члены Комиссии <...>
<...>
<...>
<...>
|
|