Решение (комиссия) №08/53980/24 Решение по делу № 08/05/5-29/2024 в отношении АО "Альфа-Банк... от 21 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 08/05/5-29/2024

«10» июня 2024 г.                                                                 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

Никитина Т.Е. — начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Члены Комиссии:

<...>, <...>, <...>,

рассмотрев материалы по факту распространения рекламы программы лояльности АО «Альфа-Банк» в декабре 2023 года в эфире телеканала «Первый канал», в эфире радиостанции «Бизнес ФМ» с 08.01.2024 по 26.01.2024,

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:

АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27, ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328), КПП 770801001, дата регистрации: 26.07.2002) — уведомлено надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России обратился гражданин с жалобой на рекламу АО «Альфа-Банк», распространявшуюся в эфире Первого канала в декабре 2023 года.

В видеоряде рекламы демонстрируется утверждение «Лучшая программа лояльности» и диктор произносит: «Лучшая программа лояльности для бизнеса». Данные утверждения сопровождаются поясняющей сноской, которая составляет 5% площади кадра и демонстрируется в течение 3 секунд, со следующей информацией:

- «Проект «Программа лояльности для предпринимателей «Деньги сверху»» - победитель номинации «Лучшая программа лояльности» в сегменте В2В по результатам Loyalty Awards Russia (Лоялти Эвордс Россия), 2023 г.

Также в видеоряде рекламы демонстрируется утверждение «Платим 3 000 руб.» и диктор произносит: «Платим 3 000 руб. за открытие счета».

Данные утверждения сопровождаются поясняющей сноской, которая составляет 6% площади кадра и демонстрируется в течение 3 секунд, со следующей информацией:

- «3 000 баллов в акции «Новогодние баллы» клиентам – ИП и юридическим лицам за открытие первого счета в банке на всех пакетах услуг, кроме «Нотариус». Сроки акции: с 3-его по 31-е декабря 2023 г. Баллы начисляем до 16 января 2024 г. – могут быть использованы по правилам программы лояльности «Деньги сверху», в том числе обменяны на рубли».

В завершение рекламы в видеоряде демонстрируется утверждение «Кэшбэк до 10% за расходы» и диктор произносит: «И до 10% кэшбэка за расходы».

Данные утверждения сопровождаются поясняющей сноской, которая составляет 6% площади кадра и демонстрируется в течение 3 секунд, со следующей информацией:

«Кэшбэк до 10% баллами в программе лояльности «Деньги сверху» в 5 категориях на выбор с 25-го по последний день каждого месяца. Сумма максимального кэшбэка зависит от уровня и типа карты. Максимум накопленных баллов в месяц — 3000. АО «Альфа-Банк». Ген.лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015 г. Подробности — на alfabank.ru. Реклама».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Использованное в рекламе утверждение «лучшая программа лояльности для бизнеса» в отношении программы лояльности, реализуемой АО «Альфа-Банк», указывает на превосходство данной программы лояльности в сравнении с программами лояльности других банков, поскольку степень «лучший» подразумевает, что рекламируемая программа является первой из числа других однородных программ, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Текст сноски, в которой указывается критерий сравнения программы лояльности, выполнен мелким шрифтом, размещен на 5% площади кадра и также демонстрируется в рекламном видеоролике в течение 3-х секунд.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с критериями, обосновывающими утверждение «лучший», ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о первенстве программы лояльности АО «Альфа-Банк», которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.

Формальное присутствие в рекламе критерия, по которому проводилось сравнение программ лояльности, не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламные сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Следовательно, в рекламе отсутствуют критерии сравнения в виду невозможности восприятия поясняющего текста сноски, соответственно, невозможно установить обоснованность того, что программа лояльности АО «Альфа-Банка», действительно является «лучшей».

При данных обстоятельствах указание на превосходство программы АО «Альфа-Банк» над иными программами лояльности является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства. Критерии сравнения невозможно воспринять, следовательно, часть существенной для потребителя информации отсутствует.

С учетом изложенного в рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе сообщается: «Платим 3 000 руб. за открытие счета», «Кэшбэк до 10% за расходы».

При этом исходя из содержания сносок, баллы начисляются только за открытие первого счета, а кэшбэк до 10% баллами начисляется в программе лояльности «Деньги сверху» в 5 категориях на выбор с 25-го по последний день каждого месяца. Сумма максимального кэшбэка зависит от уровня и типа карты. Максимум накопленных баллов в месяц — 3000. Данная информация является существенной для потребителей.

Форма и время размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации, которая в рекламе приводится крупным шрифтом и продиктованная диктором. Соответственно, потребители не получают всю необходимую информацию обо всех условиях рекламируемых услуг для осознанного выбора.

Формальное присутствие в рекламе существенных сведений не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламные сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную существенную информацию не получали, что может способствовать введению в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил существенную информацию.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27, ИНН: 7728168971; ОГРН: 1027700067328), КПП 770801001, дата регистрации: 26.07.2002).

Согласно информации, полученной от ООО «Медиа новости», аналогичная реклама с текстом «В Альфа-Банке лучшая программа лояльности для бизнеса! Платим 3000 рублей за открытие счета и до 10% кэшбэка за расходы. Альфа-Банк — лучший банк для бизнеса! АО Альфа-Банк» распространялась в эфире радиостанции «Бизнес ФМ» с 08.01.2024 по 26.01.2024.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу АО «Альфа-Банк» с утверждением «Лучшая программа лояльности», распространявшуюся в декабре 2023 года в эфире телеканала «Первый канал», в эфире радиостанции «Бизнес ФМ» с 08.01.2024 по 26.01.2024, поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение программы лояльности АО «Альфа-Банк» с программами лояльности других банков.

2. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу АО «Альфа-Банк» с утверждением «Платим 3 000 руб. за открытие счета», распространявшуюся в декабре 2023 года в эфире телеканала «Первый канал», в эфире радиостанции «Бизнес ФМ» с 08.01.2024 по 26.01.2024, поскольку в рекламе отсутствовала информация о том, что баллы начисляются только за открытие первого счета.

3. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу АО «Альфа-Банк» с утверждением «Кэшбэк до 10% за расходы», распространявшуюся в декабре 2023 года в эфире телеканала «Первый канал», в эфире радиостанции «Бизнес ФМ» с 08.01.2024 по 26.01.2024, поскольку в рекламе отсутствовали существенные условия получения кэшбэка 10% за расходы.

4. Выдать АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, Каланчевская ул., д. 27, ИНН: 7728168971, ОГРН: 1027700067328 КПП: 770801001, дата регистрации: 24.02.1998) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

5Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Альфа-Банк».

 

Решение изготовлено в полном объеме «21» июня 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Т.Е. Никитина

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО "Альфа-Банк"
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328