Определение №АК/11181/21 Определение о возбуждении дела № 08/05/5-23/2021 в отношении... от 16 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возбуждении дела № 08/05/5-23/2021
по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
15 февраля 2021 г. г. Москва
Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы АО «Тинькофф Банк» на телеканалах «Первый», «Россия» в ноябре 2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу АО «Тинькофф Банк», распространявшуюся на федеральных телеканалах в ноябре 2020 г.
В рекламе, распространявшейся 04.11.2020 на телеканале «Россия 1», сообщается:
«Крупнейший частный банк в России по количеству клиентов».
Указанное утверждение сопровождается дисклеймером «В рэнкинге 30 банков по востребованности использования среди розничных клиентов по опросу, проведенному в августе 2020 г., согласно исследованию АО «Делойт и Туш СНГ «Предпочтения розничных клиентов в банковской сфере России».
В рекламе, распространявшейся 08.11.2020 на телеканале «Первый», сообщается:
«Третий банк в России по количеству клиентов».
Указанное утверждение сопровождается дисклеймером «В рэнкинге 30 банков по востребованности использования среди розничных клиентов по опросу, проведенному в августе 2020 г., согласно исследованию АО «Делойт и Туш СНГ «Предпочтения розничных клиентов в банковской сфере России».
Данные рекламные утверждения выражают преимущество банка Тинькофф в сравнении с другими банками в России по количественными показателям клиентской базы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Соответственно в рекламе не должны приводиться не обладающие достоверностью, сомнительные и искаженные сведения о качествах или свойствах, выгодно отличающих один объект рекламирования от другого, о превосходстве объекта рекламирования в сравнении другими.
При этом при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство хозяйствующего субъекта перед иными производителями («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают утверждение о превосходстве.
Согласно данным исследования АО «Делойт и Туш СНГ «Предпочтения розничных клиентов в банковской сфере России» у респондентов спрашивали о том, розничными услугами какого банка они воспользовались за последние 30 дней на момент опроса (август 2020).
Соответственно в результатах исследования отражается количество активных розничных клиентов банка, воспользовавшихся услугами банка за последние 30 дней.
Вместе с тем из приведенной в рекламе информации следует, что АО «Тинькофф Банк» является крупнейшим частным банком в России и третьим банком в России по общему количеству имеющихся у банков клиентов (клиентов всех категорий).
Информация о том, что критерием сравнения банков являлось количество именно розничных клиентов и только тех из них, кто воспользовался услугами банка за последние 30 дней, является существенной для раскрытия смысла утверждений «Крупнейший частный банк в России по количеству клиентов», «Третий банк в России по количеству клиентов», однако данная информация в рекламе отсутствует.
Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве АО «Тинькофф Банк» над другими банками, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.
При данных обстоятельствах приведенное в рекламе сравнение банка АО «Тинькофф Банк» по количеству клиентов с иными банками является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно превосходства клиентской базы у банка АО «Тинькофф Банк».
Таким образом, в рекламе АО «Тинькофф Банк», распространявшейся 04.11.2020 на телеканале «Россия 1» и 08.11.2020 на телеканале «Первый», усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является АО «Тинькофф Банк» (адрес: 123060, г. Москва, проезд 1-й Волоколамский, 10, 1, ОГРН: 1027739642281, ИНН: 7710140679, КПП: 773401001, дата регистрации: 28.11.2002).
На основании пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 08/05/5-23/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
АО «Тинькофф Банк» (адрес: 123060, г. Москва, проезд 1-й Волоколамский, 10, 1, ОГРН: 1027739642281, ИНН: 7710140679, КПП: 773401001, дата регистрации: 28.11.2002).
3. Назначить дело № 08/05/5-23/2021 к рассмотрению на « 16 » марта 2021 года в « 14 » часов « 30 » минут по адресу: г. Москва, Уланский пер., д. 16/1, переговорная № 2 (третий этаж) т. 8(499) 755-23-23 (вн. 088-474, 088-437).
4. АО «Тинькофф Банк» надлежит в срок до 11 марта 2021 представить в ФАС России следующие документы и материалы:
копии учредительных документов АО «Тинькофф Банк» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространяется реклама АО «Тинькофф Банк» на телеканалах «Первый» и «Россия 1» в ноябре 2020 г;
письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.
Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью АО «Тинькофф Банк».
Явка представителей АО «Тинькофф Банк», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу № 08/05/5-23/2021).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии и паспортные данные представителей необходимо в обязательном порядке сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день (по электронной почте sirazutdinova@fas.gov.ru или по телефону 8(499) 755-23-23 (вн. 088-474, 088-437).
Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров