Определение №АК/11181/21 Определение о возбуждении дела № 08/05/5-23/2021 в отношении... от 16 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 08/05/5-23/2021

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

15 февраля 2021 г.                                                                               г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы АО «Тинькофф Банк» на телеканалах «Первый», «Россия» в ноябре 2020 г.,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу АО «Тинькофф Банк», распространявшуюся на федеральных телеканалах в ноябре 2020 г.

В рекламе, распространявшейся 04.11.2020 на телеканале «Россия 1», сообщается:

«Крупнейший частный банк в России по количеству клиентов».

Указанное утверждение сопровождается дисклеймером «В рэнкинге 30 банков по востребованности использования среди розничных клиентов по опросу, проведенному в августе 2020 г., согласно исследованию АО «Делойт и Туш СНГ «Предпочтения розничных клиентов в банковской сфере России».

В рекламе, распространявшейся 08.11.2020 на телеканале «Первый», сообщается:

«Третий банк в России по количеству клиентов».

Указанное утверждение сопровождается дисклеймером «В рэнкинге 30 банков по востребованности использования среди розничных клиентов по опросу, проведенному в августе 2020 г., согласно исследованию АО «Делойт и Туш СНГ «Предпочтения розничных клиентов в банковской сфере России».

Данные рекламные утверждения выражают преимущество банка Тинькофф в сравнении с другими банками в России по количественными показателям клиентской базы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Соответственно в рекламе не должны приводиться не обладающие достоверностью, сомнительные и искаженные сведения о качествах или свойствах, выгодно отличающих один объект рекламирования от другого, о превосходстве объекта рекламирования в сравнении другими.

При этом при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство хозяйствующего субъекта перед иными производителями («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают утверждение о превосходстве.

Согласно данным исследования АО «Делойт и Туш СНГ «Предпочтения розничных клиентов в банковской сфере России» у респондентов спрашивали о том, розничными услугами какого банка они воспользовались за последние 30 дней на момент опроса (август 2020).

Соответственно в результатах исследования отражается количество активных розничных клиентов банка, воспользовавшихся услугами банка за последние 30 дней.

Вместе с тем из приведенной в рекламе информации следует, что АО «Тинькофф Банк» является крупнейшим частным банком в России и третьим банком в России по общему количеству имеющихся у банков клиентов (клиентов всех категорий).

Информация о том, что критерием сравнения банков являлось количество именно розничных клиентов и только тех из них, кто воспользовался услугами банка за последние 30 дней, является существенной для раскрытия смысла утверждений «Крупнейший частный банк в России по количеству клиентов», «Третий банк в России по количеству клиентов», однако данная информация в рекламе отсутствует.

Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве АО «Тинькофф Банк» над другими банками, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

При данных обстоятельствах приведенное в рекламе сравнение банка АО «Тинькофф Банк» по количеству клиентов с иными банками является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно превосходства клиентской базы у банка АО «Тинькофф Банк».

Таким образом, в рекламе АО «Тинькофф Банк», распространявшейся 04.11.2020 на телеканале «Россия 1» и 08.11.2020 на телеканале «Первый», усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является АО «Тинькофф Банк» (адрес: 123060, г. Москва, проезд 1-й Волоколамский, 10, 1, ОГРН: 1027739642281, ИНН: 7710140679, КПП: 773401001, дата регистрации: 28.11.2002).

На основании пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 08/05/5-23/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

АО «Тинькофф Банк» (адрес: 123060, г. Москва, проезд 1-й Волоколамский, 10, 1, ОГРН: 1027739642281, ИНН: 7710140679, КПП: 773401001, дата регистрации: 28.11.2002).

3. Назначить дело 08/05/5-23/2021 к рассмотрению на « 16 » марта 2021 года в « 14 » часов « 30 » минут по адресу: г. Москва, Уланский пер., д. 16/1, переговорная № 2 (третий этаж) т. 8(499) 755-23-23 (вн. 088-474, 088-437).

4. АО «Тинькофф Банк» надлежит в срок до 11 марта 2021 представить в ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов АО «Тинькофф Банк» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространяется реклама АО «Тинькофф Банк» на телеканалах «Первый» и «Россия 1» в ноябре 2020 г;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью АО «Тинькофф Банк».

Явка представителей АО «Тинькофф Банк», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу 08/05/5-23/2021).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии и паспортные данные представителей необходимо в обязательном порядке сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день (по электронной почте sirazutdinova@fas.gov.ru или по телефону 8(499) 755-23-23 (вн. 088-474, 088-437).

 

 

Председатель Комиссии                                                          А.Б. Кашеваров

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО "Тинькофф банк"
ИНН 7710140679, ОГРН 1027739642281