Определение №КТ/4881/22 Определение о возбуждении дела № 08/05/5-7/2022 в отношении... от 25 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возбуждении дела № 08/05/5-7/2022
по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
24 января 2022 г. г. Москва
Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Таукенова К.М., рассмотрев материалы о распространении рекламы лекарственного препарата «Терафлю» в эфире телеканала «Звезда» в ноябре 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Реклама лекарственного препарата «Терафлю» распространялась в эфире телеканала «Звезда» в ноябре 2021 года.
1ый рекламный ролик:
В визуальном ряде демонстрируется девушка с симптомами простуды, которая принимает лекарственный препарат, завершается ролик демонстрацией упаковки препарата «Терафлю от гриппа и простуды» с утверждением «№ 1 в рекомендациях специалистов*».
В аудиоряде рекламы сообщается:
«Для меня грипп и простуда — это не просто плохое самочувствие. Дети без присмотра, работа встала.
Лечитесь всерьез с первых симптомов. Терафлю содержит 4 активных компонента от 7 симптомов гриппа и простуды. Терафлю - № 1 в рекомендациях специалистов».
Утверждение «Терафлю № 1 в рекомендациях специалистов» раскрывается в сноске: «По результатам аудита ПромоТестТМ базы данных «Система исследования рынка «Фармэксплорер» за июль 2020г. - июнь 2021 г., бренд Терафлю №1 в рекомендациях специалистов: более 8 тысяч респондентов в 21 крупнейшем городе РФ, в т.ч. в 15 городах-миллионниках, среди лекарственных средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях. Согласно социологическому исследованию ООО «Проксима Рисерч» за период с 07 июня по 09 июля 2021 г., 653 специалиста из 688 в 21 крупнейшем городе РФ рекомендовали Терафлю как: 1) Покупатели предпочитают (69%); 2) Хорошее соотношение цены и качества (59%); 3) Собственный опыт использования 56%. PM-RU-THRFI-21-00126».
В дисклеймере приводится предупреждение: «Имеются противопоказания к применению. Необходимо проконсультироваться со специалистом».
2ой рекламный ролик:
В визуальном ряде демонстрируется молодой человек с перечислением симптомов простуды, который принимает лекарственный препарат, завершается ролик демонстрацией упаковки препарата «Терафлю от гриппа и простуды» с утверждением «№ 1 в рекомендациях специалистов*».
Визуальный ряд рекламы комментирует актер:
«При простудных заболеваниях даже принимая средства для борьбы с вирусами, важно облегчать симптомы. Ведущие эксперты рекомендуют симптоматическое лечение. Терафлю содержит 4 активных компонента и борется с 7 симптомами гриппа и простуды. Терафлю - № 1 в рекомендациях специалистов».
Утверждение «Терафлю № 1 в рекомендациях специалистов» раскрывается в сноске: «По результатам аудита ПромоТестТМ базы данных «Система исследования рынка «Фармэксплорер» за июль 2020г. - июнь 2021 г., бренд Терафлю №1 в рекомендациях специалистов: более 8 тысяч респондентов в 21 крупнейшем городе РФ, в т.ч. в 15 городах-миллионниках, среди лекарственных средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях. Согласно социологическому исследованию ООО «Проксима Рисерч» за период с 07 июня по 09 июля 2021 г., 653 специалиста из 688 в 21 крупнейшем городе РФ рекомендовали Терафлю как: 1) Покупатели предпочитают (69%); 2) Хорошее соотношение цены и качества (59%); 3) Собственный опыт использования 56%. ИМП препарата Терафлю от гриппа и простуды РУ П N012063/01 от 31.05.2011».
В дисклеймере приводится предупреждение: «Имеются противопоказания к применению. Необходимо проконсультироваться со специалистом».
Рекламные утверждения «Терафлю № 1 в рекомендациях специалистов» выражают преимущество лекарственного препарата «Терафлю» в сравнении с другими лекарственными препаратами, применяемыми при кашле и простудных заболеваниях.
При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.
Текст сноски, в которой указывается критерий сравнения лекарственных препаратов для борьбы с простудными заболеваниями, выполнен мелким шрифтом, размещен на около 10% площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течение 3х секунд.
Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст со сведениями о том, по каким свойствам и показаниям медицинские и фармацевтические работники выбирали и оценивали лекарственные препараты для применения при кашле и простудных заболеваниях, обосновывающих утверждение «№ 1 в рекомендациях специалистов», ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о первенстве лекарственного препарата «Терафлю», которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.
Вместе с тем приводимое в рекламе сравнение должно быть полным, основываться на сопоставимых критериях и позволять объективно оценить свойства товара.
В случае, когда сведения, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которых способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.
Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве лекарственного препарата «Терафлю» над продукцией других производителей, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Терафлю», распространявшейся в эфире телеканала «Звезда» в ноябре 2021 года, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: Пресненская наб., д. 10, пом. III, ком. 9, эт. 6, г. Москва, 123112, ОГРН: 1027739007559, ИНН: 7703105112, КПП: 770301001, дата регистрации: 22.07.2002).
На основании пункта 1 части 2 и части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 08/05/5-7/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, пом. III, ком. 9, эт. 6, ОГРН: 1027739007559, дата присвоения ОГРН: 22.07.2002, ИНН: 7703105112, КПП: 770301001).
3. Назначить дело № 08/05/5-7/2022 к рассмотрению на « 21 » февраля 2022 года в « 14 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 204 КУБ т. 8(499) 755-23-23 (вн. 088-474, 088-437).
4. АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» надлежит в срок до 17 февраля 2022 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:
копии учредительных документов АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии регистрационных документов на лекарственный препарат «Терафлю» (регистрационного удостоверения на лекарственный препарат, инструкции по применению лекарственного препарата в актуальной редакции и пр.);
копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама лекарственного препарата «Терафлю» в эфире телеканала «Звезда» в ноябре 2021 года;
копии рекламы (видеозапись, макеты, образцы и пр.) лекарственного препарата «Терафлю», распространявшейся в эфире телеканала «Звезда» в ноябре 2021 года;
письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам распространения рекламы.
Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер».
Явка представителей АО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер» , в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организации – подлинная доверенность на представление интересов лица, в том числе по делу №08/05/5-7/2022).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии и паспортные данные представителей необходимо в обязательном порядке сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день (по электронной почте <...>@fas.gov.ru или по телефону 8(499) 755-23-23 (вн. 088-474, 088-437).
Председатель Комиссии К.М. Таукенова