Постановление №АК/49276/21 Постановление по делу 08/04/14.3-56/2021 ПАО "Совкомбанк" от 16 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 26.05.2021)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 08/04/14.3-56/2021
об административном правонарушении
09 июня 2021 г. г. Москва
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 08/04/14.3-56/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «Совкомбанк» (адрес: 156000, Костромская область, город Кострома, проспект Текстильщиков, дом 46, ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001, 01.09.2014),
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращение гражданина, из которого следует, что в июне-августе 2020 года на телеканале «Россия 1» распространялась реклама кредита ПАО «Совкомбанк».
В рекламе кредита ПАО «Совкомбанк» семейная пара в целях получения кредита посещает безымянный банк, где им предлагается кредит с низкой процентной ставкой. За советом относительно кредитного предложения глава семьи обращается по телефону к актеру Константину Хабенскому:
глава семьи: «Константин, нам тут низкую ставку по кредиту обещают».
Константин Хабенский: «А зачем искать низкую ставку, когда в Совкомбанке все проценты по кредиту назад возвращают».
Далее семейная пара выходит из отделения банка «Совкомбанк», супруги выглядят довольными и жена восклицает: «Все так просто оказалось!».
У выхода из банка их поджидает Константин Хабенский и добавляет: «Потому что для людей».
Завершает рекламный ролик пэкшот с изображениями товарных знаков «Совкомбанк» и «Халва» и указанием текстового сообщения:
«...Кредит до 1 000 000 р с возвратом процентов».
На протяжении всего сюжета реклама сопровождается пятью поясняющими сносками, следующими друг за другом, каждая продолжительностью 4 секунды:
- Потребительский кредит «Супер Плюс», сумма 200 000 — 1 000 000 руб. срок 18.24.36.60 мес. Клиентам от 20 до 85 лет с совокупным доходом более 30 000 руб. по паспорту и второму документу, удостоверяющему личность. Ставка — 0% для участников акции «Всё под 0!», сроки акции: 18.11.2018 — 31.12.2020. Условия акции: наличие карты «Халва»;
- оформление кредита в период акции, подключение и соблюдение условий услуги «Гарантия минимальной ставки» (стоимость услуги — 3,9% от суммы кредита). Выполнение условий программы балльного кэшбэка (ежемесячное совершение 5-ти операций по карте «Халва» на общую сумму от 10 000 руб., отсутствие просрочек по всем продуктам банка).
- Пересчет процентов при полном погашении задолженности, разница уплаченных и рассчитанных процентов возвращается на счёт. Без акции — 17.9% или 17.4% годовых (при доп. Предоставлении 2НДФЛ/справки о доходах по форме банка) при соблюдении условия: безналичное расходование за первые 25 дней договора от 80% лимита кредитования;
- при несоблюдении — 22,9% и 22,4% годовых соответственно. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причины. Условия по карте «Халва»: лимит до 350 000 руб. в течении 10 лет. Срок рассрочки от 1 до 18 мес. На покупки в сети партнеров с учетом базового срока рассрочки, срока рассрочки по купонам и акциям.
- Клиентам 20-75 лет по паспорту РФ. Обслуживание — 0 руб. Ставка в течении льготного периода (36 мес.) - 0% год, при его нарушении, по окончании — 10% годовых на задолженность с даты возникновения. ПАО «Совкомбанк». Ген. Лицензия ЦБРФ №963.
Продолжительность рекламного ролика составляет 20 сек.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
В рекламе кредита ПАО «Совкомбанк» крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о сумме кредита (до 1 000 000 р.) и возврате процентов по кредиту, то есть сообщаются условия, влияющие на стоимость кредита.
Текст с иными условиями кредита, влияющими на стоимость кредита и возможность его получения, такими как:
- срок кредита (18.24.36.60 мес.);
- годовая процентная ставка по кредиту (от 17.4% до 22,9%), размер которой зависит от соблюдении определенных условий;
- условия, от которых зависит размер годовой процентной ставки по кредиту (так, без участия в акции «Всё под 0!» стоимость кредита составит 17.9%, при соблюдении условия: безналичное расходование за первые 25 дней договора от 80% лимита кредитования, и 22,9% - при несоблюдении);
- условие о возврате процентов после полного погашения задолженности по кредиту;
- единовременный платеж (3,9% от суммы кредита), взимаемый за подключение обязательной услуги «Гарантия минимальной ставки»;
- ежемесячное совершение 5-ти операций по карте «Халва» на общую сумму от 10 000 руб.
- и пр.
размещался в рекламном видеоролике в поясняющих сносках трудным для восприятия способом мелким нечитаемым шрифтом в течение короткого времени, что говорит о недобросовестности рекламы.
Форма и время размещения текста поясняющих сносок не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о размере кредита и возврате процентов по нему, которая в рекламе приводится крупным шрифтом, а также озвучивается актером Константином Хабенским. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, определяющих стоимость кредита и влияющих на возврат процентов по кредиту.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Таким образом, в рекламе ПАО «Совкомбанк» при указании одного из условий, влияющих на стоимость кредита, умалчиваются остальные такие условия.
Кроме того, в поясняющих сносках сообщается, что кредит предоставляется только клиентам, совокупный доход которых составляет более 30000 руб., а также возраст которых составляет от 20 до 85 лет.
Вместе с тем форма и время размещения текста с данными условиями также не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст и соответственно, данная информация не доводится до потребителей.
Однако информация о лицах, которые могут воспользоваться данным кредитным предложением, является существенной для потребителей, и ее отсутствие вводит потребителей услуг в заблуждение относительно возможности получить кредит на предложенных в рекламе условиях.
Соответственно, рекламным предложением не сможет воспользоваться каждый из неопределенного круга лиц, которым адресована реклама.
Таким образом, указанные в поясняющих сносках условия являются существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл информации и ввести в заблуждение потребителей рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта информации, которая должна быть приведена обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Таким образом, реклама ПАО «Совкомбанк» нарушает часть 3 статьи 28, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО «Совкомбанк» (адрес: 156000, Костромская область, город Кострома, проспект Текстильщиков, дом 46, ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001, дата регистрации: 01.09.2014).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена повышенная мера наказания за нарушение законодательства о рекламе в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа.
В соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
ПАО «Совкомбанк» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ПАО «Совкомбанк» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы кредита ПАО «Совкомбанк».
Руководствуясь частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Применить к ПАО «Совкомбанк» (адрес: 156000, Костромская область, город Кострома, проспект Текстильщиков, дом 46, ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001, 01.09.2014) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 300 000 рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
УИН 16100500000000999298
Получатель
ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК (для ФАС России л/с 04951001610)
ОКТМО 45380000
Банк получателя
Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва
Номер счета банка получателя (номер единого казначейского счета)
40102810045370000002
Номер счета получателя (номер казначейского счета)
03100643000000019500
БИК 024501901
КБК 16111601141010003140
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте serebryakov@fas.gov.ru, delo@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Заместитель руководителя А.Б. Кашеваров