Решение №АК/41181/15 Решение в отношении Минобрнауки России от 10 августа 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-69/00-18-15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» августа 2015 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Кашеварова А.Б.- заместителя руководителя ФАС России; Урюкиной Е.В. - заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли; Волгиной А.В. - начальника отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли; Дмитриевой Т.А. - заместителя начальника отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли; Биджамовой Я.А. - заместителя начальника отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли; Звягинцевой А.А. - главного специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления; Золотухиной И.А. - заместителя начальника отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 1-00-69/00-18-15, возбужденное по признакам нарушения Минобрнауки России ( 1259931, г. Москва, ул. Тверская, д. 11, ) пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с абзацем десятым пункта 10 Положения о рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, представляет документ, подтверждающий их владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается, в том числе, сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (в объеме не ниже базового уровня владения русским языком), выданным образовательной организацией на территории Российской Федерации или за рубежом, которая включена в определяемый Министерством образования и науки Российской Федерации перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку. Порядок и критерии включения в указанный перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку, форма и порядок проведения такого тестирования, уровни владения русским языком как иностранным языком и требования к ним, форма, порядок выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку и технические требования к сертификату утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Минобрнауки России приказами от 18.06.2014 № 666 «Об утверждении порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку» (далее — Приказ № 666), от 29.08.2014 № 1153 «Об утверждении порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному, истории России и Основам законодательства Российской Федерации» (далее – Приказ № 1153) утвердило порядок и критерии включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку и по русскому языку как иностранному, истории России и Основам законодательства Российской Федерации (далее — комплексный экзамен).

Проанализировав Приказы № 666 и № 1153, ФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Минобрнауки России признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении избыточных норм по утверждению порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку и комплексному экзамену.

Абзац 5 пункта 6 порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку (далее - Порядок и критерии включения вузов в перечень), утвержденного приказом № 666, содержит требование наличия в структуре образовательной организации постоянно функционирующего специализированного подразделения с опытом организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному языку в России и за рубежом (не менее 10 лет) и количеством постоянных работников данного подразделения - не менее пяти человек (далее — Критерий 4).

Абзац 10 пункта 6 Порядка и критериев включения вузов в перечень, утвержденного приказом № 666, содержит требование наличия учебных аудиторий, в которых могут разместиться до ста кандидатов на тестирование одновременно, и вспомогательного персонала для организации тестирования указанного количества человек (далее — Критерий 9).

Абзац 6 пункта 6 порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен (далее - Порядок и критерии включения вузов в перечень), утвержденного приказом № 1135, содержит требование наличия в структуре образовательной организации постоянно функционирующего специализированного подразделения по вопросам организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному в России и за рубежом с опытом не менее пяти лет в области разработки тестовых материалов и наличие постоянных работников в штате образовательной организации данного подразделения - не менее пяти человек (далее — Критерий 4а).

Абзац 9 пункта 6 Порядка и критериев включения вузов в перечень, утвержденного приказом № 1135, содержит требование наличия учебных аудиторий, в которых могут разместиться до ста кандидатов на прохождение комплексного экзамена одновременно, и учебно-вспомогательного персонала для организации проведения комплексного экзамена указанного количества человек (далее — Критерий 9а);

Пункт 2 Приказа № 666, пункт 2 Приказа № 1153 устанавливают временной интервал раз в три года для включения образовательных организаций в перечень организаций, проводящих соответственно государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку или комплексный экзамен. Таким образом, вышеуказанные требования содержат признаки ограничения конкуренции между вузами на рынках образовательных услуг по проведению государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку и комплексному экзамену.

Приказом ФАС России от 24.06.2015 № 504/15 возбуждено дело по признакам нарушения Минобрнауки России пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

ФАС России направила в Минобрнауки России запрос информации от 05.03.2015 № ИА/10396/15 об обосновании выбора критериев включения вузов в перечень, определения временного интервала — 3 года, о поступлении заявок от вузов, не вошедших в утвержденный перечень тестирующих организаций, об аргументации отказов таким вузам.

В пояснениях Минобрнауки России от 20.03.2015 № ВК-690/09 «О направлении материалов» указывается, что поскольку тестирование проводится не только на территории Российской Федерации, но и в более чем 80 странах мира, такой вид сотрудничества в области проведения тестирования требует высокого уровня координации работы. Отсутствие опыта у сотрудников подразделений образовательных организаций может привести к нарушению процедуры тестирования, дискредитировать отечественную систему образования на мировом рынке образовательных услуг. Комплексный экзамен также требует наличия в образовательной организации постоянно функционирующего специализированного подразделения по вопросам его проведения, так как требует участия в непрерывном взаимодействии с рядом организаций и ведомств, поэтому такой деятельностью должно заниматься специализированное подразделение с кадровым составом, имеющим профильное образование и необходимую квалификацию. Минобрнауки России считает необходимым наличие постоянно функционирующего специализированного подразделения с опытом организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному языку в России и за рубежом (не менее 10 лет) и опытом не менее пяти лет в области разработки тестовых материалов (комплексный экзамен) .

Количество сотрудников (не менее 5 человек) обусловлено, по мнению Минобрнауки России, проведением большого объема организационных работ по проведению тестирования и комплексного экзамена, которые включает в себя, кроме прочего, внесение информации в базы данных, оформление личных дел иностранных граждан, координацию деятельности центров тестирования, ответы на запросы государственных органов власти и др.

По мнению Комиссии аргументы Минобрнауки России по утверждению Критериев 4 и 4а включения вузов в перечень не обосновывают временной рубеж по наличию опыта организации и проведения тестирования 10 лет и 5 лет соответственно для комплексного экзамена, что может являться барьером для входа образовательных организаций высшего профессионального образования на рынок образовательных услуг по проведению государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку и комплексному экзамену. Касательно определения количества постоянных работников в штате образовательной организации - не менее 5 человек в условиях сезонности нагрузки на центры тестирования, от наибольшей в весенний период до спада в летне-осенний, представляется нецелесообразным конкретизация численности сотрудников. Минобрнауки России необходимо задать стандарт, определить перечень функций работников подразделения для выполнения определенных административных и организационных задач.

По выбору Критериев 9 и 9а Минобрнауки России пояснило следующее. Указанные критерии обусловлены тем, что в настоящее время существует необходимость проведения больших (массовых) тестовых сессий. При их проведении необходимо учитывать аудиторный фонд образовательных организаций, проводящих тестирование и (или) комплексный экзамен. Во время тестовых и экзаменационных сессий необходимо соблюдать инструкции по проведению сессий, осуществлять контроль за иностранными гражданами, для чего наличие вспомогательного персонала строго необходимо.

По мнению Комиссии требование наличия учебных аудиторий, в которых могут разместиться до ста кандидатов на тестирование одновременно, может явиться барьером для входа образовательных организаций на рынок оказания образовательных услуг по проведению государственного тестирования по русскому языку как иностранному или комплексному экзамену, т.к. размещение ста кандидатов возможно в нескольких аудиториях с меньшей наполняемостью. Кроме того, требование наличия больших аудиторий не связано с качеством проведения тестирования.

Обосновывая выбор временного интервала раз в 3 года для включения образовательных организаций в перечень организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному или комплексному экзамену, Минобрнауки России пояснило, что установленный срок является наиболее оптимальным в связи с тем, что проведение отбора организаций состоит из организации конкурса, подачи заявок, отбора подходящих заявок. Указанная деятельность требует больших затрат времени, поэтому, по мнению Минобрнауки России, ее ежегодное проведение представляется нецелесообразным. Установленный срок представляется оптимальным для обеспечения стабильной налаженной работы системы тестирования, предоставляет возможность иным организациям, желающим проводить тестирование и (или) комплексный экзамен, участвовать в конкурсных отборах следующих циклов.

По мнению Комиссии, установление Минобрнауки России трехлетнего интервала для включения вузов в перечень тестирующих организаций может ограничить вход образовательным организациям на указанный рынок по причине слишком большого временного интервала. Минобрнауки России не представило обоснования выбора трехлетнего интервала с подтверждением необходимых фактов или документов.

Кроме того в рамках ответа на запрос информации ФАС России о перечне тестирующих организаций Минобрнауки России письмом от 20.03.2015 № ВК-690/09 сообщило следующее.

В соответствии с пунктом 4 Приказа № 666 для рассмотрения заявок приказом Минобрнауки России от 18.09.2014 № 1265 создана комиссия Минобрнауки России по рассмотрению заявок для включения образовательных организаций в перечень тестирующих организаций.

На заседании комиссии были рассмотрены 57 заявок (тестирование по русскому языку как иностранному), из них признаны не соответствующими требованиям — 50, на оценку и сопоставление переданы 7. По результатам экспертизы принято решение рекомендовать к включению в перечень тестирующих организаций 5 образовательных организаций высшего образования (протокол заседания Комиссии Минобрнауки России по включению образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку по рассмотрению заявок, представленных образовательными организациями для включения в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному от 22.09.2014 № ТРКИ-К-1).

По представленной информации Минобрнауки России по вопросу включения в перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен, было зарегистрировано 40 заявок, из них 3 заявки поступили с нарушением срока представления. Из иных 37 рассмотренных заявок 20 были не допущены на второй этап в связи с нарушениями требований к оформлению и комплектности заявок, что в дальнейшем не позволило бы объективно оценить соответствие образовательной организации установленным критериям (протокол заседания Комиссии Минобрнауки России по включению образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, от 30.10.2014 № КЭ-К-1).

По итогам оценки и сопоставления 9 заявок комиссия рекомендовала для включения в перечень организаций, проводящих комплексный экзамен, 5 образовательных организаций высшего образования (протокол заседания Комиссии Минобрнауки России по включению образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, от 06.11.2014 № КЭ-К-2).

В рамках рассмотрения дела Комиссия установила, что по результатам отбора тестирующих образовательных организаций приказом Минобрнауки России от 28.10.2014 № 1394 «Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку» (далее — Приказ № 1394) утверждены пять вузов, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку:

  • ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина».

  • ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

  • ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов».

  • ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет».

  • ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет».

Приказом Минобрнауки России от 02.12.2014 № 1533 «Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному, истории России и Основам законодательства Российской Федерации» (далее – Приказ № 1533) утвержден перечень из пяти образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен:

1. ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина».

2. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

3. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов».

4. ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет».

5. ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет».

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что пять вузов, утвержденных приказом Минобрнауки России, проводящих соответственно государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку и комплексному экзамену (далее — Головные вузы), имеют соглашения с 547 локальными центрами. Из них - 12 находятся за пределами Российской Федерации, более 300 — это образовательные организации высшего профессионального образования.

Согласно пункту 5 приказа Минобрнауки России от 29.08.2014 № 1156 в случае, если комплексный экзамен проводится за пределами организации, проводящей комплексный экзамен, она вправе организовать проведение комплексного экзамена в части приема документов, информационного обеспечения, консультирования иностранных граждан по вопросам проведения комплексного экзамена, подготовки иностранных граждан к проведению комплексного экзамена, организационно-технического обеспечения процедуры проведения комплексного экзамена, а также вручения сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранным гражданам через иную организацию на основании соответствующего соглашения.

ФАС России был направлен запрос информации от 15.04.2015 № АК/18311/15 в один из пяти вузов, включенных в перечень образовательных организаций, проводящих тестирование, в ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (далее — МГУ им. М.В. Ломоносова ).

Письмом от 19.05.2015 № 369-15/010-03 МГУ им. М.В. Ломоносова сообщил, что в настоящее время МГУ им. М.В. Ломоносова имеет соглашения с 76 локальными центрами на территории Российской Федерации в Центральном, Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном и Крымском федеральных округах.

Критериев отбора локальных центров для головных вузов Минобнауки России не установлено. Локальные центры для регламентирования отношений с иностранными гражданами применяют собственные договоры возмездного оказания услуг, разработанные с учетом условий заключенного с МГУ им. М.В. Ломоносова соглашения.

Заключение соглашения о проведении тестирования по русскому языку как иностранному за пределами тестирующей организации, заключенного между МГУ им. М.В. Ломоносова и локальным центром, преследует цели координации проектов и программ сотрудничества в области проведения тестирования иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному, объединения усилий научно-методических коллективов и специалистов в области преподавания русского языка как иностранного и лингводидактического тестирования, осуществления стандартизированного контроля в системе преподавания русского языка как иностранного для определения уровня подготовленности граждан зарубежных стран к активной учебной, трудовой и профессиональной деятельности в русскоязычной среде.

Локальный центр от своего имени обязуется за вознаграждение совершать по поручению МГУ им. М.В. Ломоносова действия, состоящие в организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному в части приема документов, информационного обеспечения, консультирования иностранных граждан по вопросам проведения тестирования, а также обеспечения процедуры тестирования с последующей выдачей иностранным гражданам документов, подтверждающих успешное либо неуспешное прохождение тестирования.

Также локальный центр обязан:

  • по мере необходимости за счет собственных средств направлять специалистов на стажировки, семинары и курсы подготовки и повышения квалификации в области лингводидактического тестирования, организуемые МГУ им. М.В. Ломоносова;

  • проводить тестирование при наличии не менее двух специалистов, прошедших специальную подготовку;

  • регулярно (не менее двух раз в год) за счет собственных средств распространять информацию о проведении государственного тестирования по русскому языку как иностранному, об услугах локального центра в этой области и предоставлять данные о проведенных мероприятиях в МГУ им. М.В. Ломоносова,

  • осуществлять набор лиц, желающих пройти тестирование, и информировать МГУ им. М.В. Ломоносова об их количестве, дате тестирования;

  • вести отдельный учет доходов, полученных локальным центром от вознаграждения;

  • обеспечить проведение тестирования соответствующими помещениями и т.п.

Иностранный гражданин за прохождение тестирования вносит плату (общую стоимость тестирования) путем перечисления денежных средств двумя безналичными платежами: один из них — на расчетный счет МГУ им. М.В. Ломоносова, другой — на расчетный счет локального центра. Общая стоимость тестирования и размер денежных средств (платежей), перечисляемых иностранным гражданином, соответственно, в МГУ им. М.В. Ломоносова и локальный центр, устанавливается в приложении к соглашению.

Стоимость тестирования по русскому языку как иностранному и комплексному экзамену утверждена приказами ректора.

В рамках рассмотрения дела № 1-00-69/00-18-15 Комиссия выяснила, что до вступления в законную силу приказов № 666, № 1153, № 1394 и № 1533 Минобрнауки России действовал приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.02.2004 № 735 «Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» (далее — Приказ № 735), согласно которому было утверждено более ста образовательных организаций по России и 29 на территории зарубежных стран.

ФАС России направила запрос информации от 15.04.2015 № АК/18310/15 в ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» (далее - ВолГУ), один из вузов, которому было отказано во включении в перечень образовательных организаций, проводящих тестирование, и, который до 2014 проводил тестирование согласно Приказу № 735, о причинах и аргументации отказа Минобрнауки России по включению вуза в перечень тестирующих организаций, размере дохода вуза от деятельности по проведению тестирования по годам в период действия Приказа Минобрнауки России № 735; наличии в вузе постоянно функционирующего специализированного подразделения с опытом организации и проведения тестирования в России и за рубежом (не менее 10 лет) и количеством постоянных работников данного подразделения – не менее пяти человек; наличии в вузе постоянно функционирующего специализированного подразделения по вопросам организации и проведения тестирования в России и за рубежом с опытом не менее пяти лет в области разработки тестовых материалов и количеством постоянных работников в штате образовательной организации данного подразделения – не менее пяти человек; наличии в вузе учебных аудиторий, в которых могут разместиться до ста кандидатов на тестирование одновременно, и вспомогательного персонала для организации тестирования указанного количества человек и т.п.

Из представленных по запросу информации ФАС России документов и пояснений ВолГУ от 27.04.2015 № 49-5-1025 следует.

Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.07.1998 № 1887 ВолГУ разрешено проведение государственного централизованного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку под руководством Центра тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку.

До 2006 года специализированного подразделения ВолГУ с опытом организации и проведения тестирования по русскому языку как иностранному не существовало. Тестирование проводилось силами преподавателей русского языка, имеющих сертификаты головных вузов (РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, СпбГУ) об обучении тестированию.

На основании решения Ученого Совета ВолГУ от 24.04.2006 издан приказ ректора ВолГУ от 13.07.2006 № 01-07-461 о создании Центра русского языка и культуры.

Приказом ректора ВолГУ от 13.02.2015 № 01-07.1-153 в институте дополнительного образования ВолГУ создан Центр тестирования мигрантов. Тестирование проводилось на основании договоров с ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» от 10.03.2010 № 2119-11/106, от 10.03.2010 № 2119-12/106, от 06.02.2013 № 2119-12/74. Стоимость тестирования устанавливалась вышеуказанными договорами в зависимости от уровня тестирования. Постоянно функционирующим специализированным подразделением по вопросам организации и проведения тестирования с опытом работы не менее 5 лет в ВолГУ являлась кафедра русского языка. ВолГУ располагает учебными аудиториями, позволяющими тестировать до 100 человек одновременно. В ВолГУ работает 8 сертифицированных тестеров, прошедших повышение квалификации головных вузов и имеющих соответствующие документы, дающие право на тестирование по русскому языку как иностранному разного уровня.

Кроме того ВолГУ сообщил, что причины и аргументацию отказа ВолГУ по включению в перечень тестирующих организаций Минобрнауки России не сообщило.

В ходе рассмотрения дела письмом от 27.05.2015 № ВК-1333/09 Минобрнауки России сообщило, что министерством начата работа по внесению изменений в Порядок и критерии включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен (Приказ № 1153), в части обеспечения условий для расширения перечня. В частности, Минобрнауки России заявило о намерениях внести изменения в пункт 2 Приказа № 1153 — о ежегодном рассмотрении заявок образовательных организаций для включения в перечень; в в пункт 6 Приказа № 1153 — об изменении критериев отбора в части исключения (пересмотра) критериев, способствующих ограничению количества образовательных организаций, включаемых в перечень. До настоящего времени проект приказа о внесении изменений в действующие приказы Минобрнауки России об утверждении порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку и комплексному экзамену в ФАС России не поступил.

Проанализировав все имеющиеся документы и материалы, а также пояснения по делу № 1-00-69/00-18-15, Комиссия пришла к выводу, что Минобрнауки России установило без обоснования критерии включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку и комплексному экзамену, что привело к ограничению конкуренции на рынке образовательных услуг по проведению государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку и комплексному экзамену (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции). В результате в ходе отбора по утвержденным критериям образовательных организаций произошло сокращение тестирующих организаций с более чем ста (по Приказу № 735, действовавшему в период с 2004 до 2014 года) до 5 вузов в 2014 году.

Таким образом, рассматриваемые Комиссией действия Минобрнауки России, выразившиеся в установлении избыточных норм по утверждению порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку и комплексному экзамену, являются нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Министерства образования и науки Российской Федерации, выразившиеся в установлении избыточных норм по утверждению  порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку и комплексному экзамену, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Минобрнауки России предписание о прекращении нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения

антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях установлена административная

ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны