Определение №ТН/32181/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 18/04/10-20/2024 О НАРУШЕНИИ... от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА18/04/10-20/2024 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

 

«15» апреля 2024 г. г. Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 18/04/10-20/2024 о нарушении антимонопольного законодательства <...>

УСТАНОВИЛ:

В Федеральную антимонопольную службу поступили заявления физического лица <...> (далее – Заявления) по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях АО «Издательство «Просвещение», а также запрос Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от <...> № <...> по вопросу обоснованности роста цен на школьные учебники (далее – Запрос Совета Федерации).

Из Заявлений следует, что АО «Издательство «Просвещение» занимает доминирующее положение на рынках издания школьных учебников и устанавливает монопольно высокие цены на школьные учебники.

В ходе рассмотрения Заявлений, Запроса Совета Федерации, документов и сведений, представленных письмами АО «Издательство «Просвещение» от <...> № <...>, от <...> № <...>, от <...><...> в ответ на запрос информации ФАС России от <...> № <...>, от <...><...>, от <...><...>, установлено следующее.

Основным видом деятельности АО «Издательство «Просвещение» является издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков: 1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта; 2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия); 3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей; 4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий (аналогичная позиция изложена в пункте 1.2 разъяснений Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции»).

Для целей установления наличия/отсутствия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на том или ином товарном рынке применяется Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

ФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынках издания школьных учебников по предметным линиям: «русский язык», «история», «биология», допущенных Минпросвещения России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – Школьные учебники по предметным линиям), согласно которому АО «Издательство «Просвещение» занимает доминирующее положение на указанных товарных рынках, в связи с чем на АО «Издательство «Просвещение» распространяются запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой цены товара: 1) затратный метод; 2) метод сопоставимых рынков. При условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена формируется в условиях конкуренции, установление монопольно высокой цены осуществляется с использованием затратного метода (аналогичная позиция изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 1 «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара»).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно‑тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

ФАС России установила отсутствие рынков, сопоставимых по отношению к рассматриваемым, в связи с чем при выявлении признаков монопольно высоких цен на Школьные учебники по предметным линиям использовала затратный метод.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокая цена устанавливается путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

При использовании затратного метода анализу подлежат расходы, необходимые для производства и реализации товара, прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара, цена товара, обоснованность фактической рентабельности.

Аналогичная позиция изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 1 «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара».

Анализ средних цен и объемов реализации Школьных учебников по предметным линиям показал, что в целом за 2021-2022 гг. объем реализации Школьных учебников по предметным линиям сократился: по предметной линии «русский язык» - на <...> %, по предметной линии «история» - на <...> %, по предметной линии «биология» - на <...> %.

Средняя цена единицы Школьных учебников по предметным линиям выросла: по предметной линии «русский язык» - на <...> руб. или <...> %, по предметной линии «история» - на <...> руб. или на <...> %, по предметной линии «биология» - на <...> руб. или на <...> %.

При этом анализ полной себестоимости (прямые и косвенные расходы) единицы Школьных учебников по предметным линиям показал, что в целом наблюдается рост полной себестоимости единицы Школьных учебников за 2021-2022 гг.: по предметной линии «русский язык» - на <...> руб. или на <...> %, по предметной линии «история» - на <...> руб. или на <...> %, по предметной линии «биология» - на <...> руб. или на <...>%.

Таким образом, цена единицы Школьных учебников по предметным линиям увеличилась больше роста полной себестоимости единицы Школьных учебников по предметным линиям АО «Издательство «Просвещение».

В результате анализа выявлен высокий уровень рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) (рентабельность по себестоимости) Школьных учебников по предметным линиям, которая за 2021‑2022 гг. выросла и составила более <...> %.

При этом, в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики средняя рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг по издательской деятельности в 2021 г. составила <...> %, в 2022 г. - <...> %.

Исходя из изложенного следует, что рост расходов, необходимых для производства и реализации Школьных учебников по предметным линиям, не соответствовал росту цен на такие учебники.

Таким образом, в действиях АО «Издательство «Просвещение» выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении монопольно высоких цен на Школьные учебники по предметным линиям.

ФАС России издан приказ от 09.04.2024244/24 о возбуждении дела № 18/04/10-20/2024 и создании комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения АО «Издательство «Просвещение» (адрес: 127473, г. Москва, вн. тер.г. муниципальный округ Тверской, ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 3, помещ. 1Н; ИНН 7715995942; ОГРН 1147746296532; дата регистрации в качестве юридического лица 13.03.2014) пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, председатель Комиссии ФАС России, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 18/04/10-20/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на <...> в <...> часов <...> минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, <...>.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 18/04/10-20/2024 в качестве:

Ответчика:

АО «Издательство «Просвещение» (адрес: 127473, г. Москва, вн. тер.г. муниципальный округ Тверской, ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 3, помещ. 1Н; ИНН 7715995942; ОГРН 1147746296532);

Заявителя:

<...>.

3. Ответчику и Заявителю представить в срок до <...>:

- документы и материалы, которые могут иметь существенное значение для вынесения решения по рассматриваемому делу;

- позицию по делу.

Явка лиц, участвующих в деле № 18/04/10-20/2024 или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

Примечания:

1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

С материалами дела можно ознакомиться в Федеральной антимонопольной службе, контактный телефон (499) 755-23-23, доб. <...>.

2. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица.

3. Для обеспечения пропусков в здание Федеральной антимонопольной службы фамилии представителей необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.

4. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны