Решение №АК/44379/17 РЕШЕНИЕ по делу № 1-10-180/00-18-16 о нарушении антимонополь... от 4 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-180/00-18-16

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Москва

 
 
Резолютивная часть решения оглашена «14» июня 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено «28» июня 2017 г.
 
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также – Комиссия)
в составе:

<...>, рассмотрев дело № 1-10-180/00-18-16,

возбужденное в отношении ООО «Эппл Рус» (107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 5), в присутствии на заседании представителей:

Заявителя – <...>, действующей по доверенности от 13.02.2017
№ 4-207;

Ответчика – <...>, действующей по доверенности от 22.08.2016 № б/н; <...>, действующего по доверенности от 16.01.2017 № б/н,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения и рассмотрения дела № 1-10-180/00-18-16
о нарушении антимонопольного законодательства явилось поступление в ФАС России заявления <...> (далее также - Заявление, Заявитель), касающееся признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях
ООО «Эппл Рус».

Из Заявления следует, что в апреле 2016 года <...> обратился в службу технической поддержки Apple, а также в несколько сервисных центров с целью замены повреждённого дисплея смартфона компании Apple inc. - iPhone 6 Plus.
В службе технической поддержки Apple, а также в нескольких сервисных центрах Заявителю пояснили, что замена дисплея в Российской Федерации не предусмотрена.

В мае 2016 года Заявитель приобрел еще один смартфон компании Apple inc. - iPhone SE и в августе 2016 года обратился в сервисные центры с целью ремонта повреждённого дисплея. Сервисные центры пояснили, что ремонт дисплейного модуля в Российской Федерации невозможен в связи с отсутствием поставок в Российскую Федерацию указанной запасной части.

Указанные факты Заявитель подтвердил приложенными копиями писем сервисных центров.

Вместо ремонта Заявителю было предложено произвести замену смартфона на аналогичный с доплатой от 22200 руб. до 23990 руб.

Кроме того, согласно Заявлению, дисплейные модули в качестве запасных частей к смартфонам компании Apple inc. поставляются по всему миру, но не поставляются в Российскую Федерацию.

Также в своем Заявлении <...> ссылается на официальный сайт компании Apple inc. в сети Интернет (https://support.apple.com/iphone/repair/screen-damage), согласно которому для потребителей в США предусмотрены различные возможности замены поврежденного дисплея для устройств iPhone 6 Plus:

- потребитель вправе принести поврежденное устройство в магазин Apple Store/один из центров обслуживания Apple или

- потребитель может оставить заявку на обслуживание через Интернет или по телефону в службу поддержки Apple Support, после чего потребитель может отправить поврежденное устройство в центр ремонта Apple (Apple Repair Center).

Указанная в Заявлении информация нашла свое подтверждение в письме
ООО «Эппл Рус» от <…> № <…>, согласно которому <…>.

Также по информации, размещенной на официальном сайте компании Apple inc., случайное повреждение дисплея не покрывается годичной гарантией Apple, в связи с чем потребитель в США может выбрать два способа обслуживания:

- приобрести специальную программу обслуживания AppleCare+, в этом случае стоимость ремонта дисплея для смартфона iPhone 6 Plus составит
79 долларов США или

- в отсутствие программы обслуживания AppleCare+ стоимость ремонта составит 129 долларов США.

По мнению Заявителя, вышеприведенная информация свидетельствует о наличии возможности замены или ремонта поврежденного дисплея на смартфонах компании Apple inc. на территории других государств, что создает дискриминацию потребителей указанных смартфонов в Российской Федерации.

Заявитель полагает, что действия ООО «Эппл Рус», связанные с отсутствием поставок на территорию Российской Федерации дисплейных модулей, содержат в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также ущемляют законные права Заявителя в части навязывания замены смартфона на новый по цене, значительно превышающей возможную стоимость замены поврежденного дисплея.

 

При рассмотрении обстоятельств, изложенных в Заявлении, ФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на товарных рынках оптовой реализации запасных частей для оконечного оборудования компании Apple inc., а именно:
iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE, по результатам которого было установлено следующее.

В настоящее время единственным хозяйствующим субъектом, поставляющим продукцию компании Apple inc. на товарный рынок Российской Федерации, является ООО «Эппл Рус», которое входит в одну группу лиц с Apple inc.

При этом компания ООО «Эппл Рус» самостоятельно не оказывает услуги по ремонту, в том числе гарантийному ремонту. На территории Российской Федерации услуги по ремонту продукции Apple inc. оказывают авторизованные сервисные центры ООО «Эппл Рус» на основании стандартного договора между
ООО «Эппл Рус» и авторизованным сервисным центром (далее – Договор с АСЦ).

На основе анализа положений Договора с АСЦ ФАС России был сделан вывод о том, что <…>.

По результатам вышеуказанного анализа ФАС России также было установлено, что компания - производитель не поставляла на территорию Российской Федерации такие комплектующие, как модули экранов и материнские платы для iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE в связи с чем замена и ремонт указанных частей на территории Российской Федерации авторизованными сервисными центрами ООО «Эппл Рус» не производился. Данное условие применялось ко всем владельцам оконечного оборудования Apple вне зависимости от гарантийности или негарантийности того или иного случая.

Так, при поломке экрана или материнской платы в течение сроков гарантийного обслуживания производилась бесплатная полная замена устройств на аналогичное новое (замене подлежит только само устройство без коробки, шнуров, зарядного устройства, наушников).

При этом в случае, если поломка материнской платы или модуля экрана происходила за рамками гарантийного срока или не была признана гарантийным случаем, то владелец смартфона был вправе осуществить замену такого устройства на аналогичное новое только за дополнительную плату.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992
№ 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) указанным законом урегулированы отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно положениям Закона о защите прав потребителей выделяется три вида сроков:

- срок службы;

- срок годности;

- гарантийный срок.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о защите прав потребителей срок службы – это период, устанавливаемый изготовителем на товар, предназначенный для длительного использования, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению, а также нести ответственность за существенные недостатки.

Согласно статье 6 Закона о защите прав потребителей изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

То есть, ремонт и техническое обслуживание товара являются способами обеспечения права потребителя на использование товара в полной мере по назначению в течение срока службы, при этом Закон о защите прав потребителей обязывает изготовителя обеспечивать возможность использования товара не только в течение гарантийного срока, но и в течение срока службы товара.

Таким образом, изготовитель должен был обеспечить возможность оказания услуг по ремонту (в том числе, по ремонту модулей экранов и материнских плат) в своих авторизованных сервисных центрах путем обеспечения поставок на территорию Российской Федерации указанных комплектующих.

Общими положениями «Ограниченной годичной гарантии Apple только для продуктов марки Apple» установлено, что срок службы продукта Apple составляет
пять лет с даты первоначального приобретения в розничном магазине конечным покупателем.

Учитывая изложенное, все организации, действовавшие на рынках оказания услуг негарантийного ремонта и оказывавшие услуги по замене модуля экрана или материнской платы, осуществляли такую деятельность без заключения договора с компанией ООО «Эппл Рус» или нарушая такой договор, то есть осуществляли несанкционированный ремонт. При этом проведение несанкционированного ремонта многократно увеличивает вероятность повреждения устройства и нарушает условия эксплуатации производителя, обозначенные в техническом паспорте изделия и в гарантийных обязательствах производителя.

В связи с изложенным, отсутствие легальной возможности осуществления постгарантийного ремонта при поломке экрана или материнской платы приводило к вынужденным расходам конечных потребителей на приобретение нового смартфона компании Apple inc. или к высокому риску повреждения смартфона при обращении за проведением ремонта в неавторизованный сервисный центр.

 

По результатам рассмотрения и анализа Заявления, поступивших
в антимонопольную службу материалов и результатов анализа состояния конкуренции на товарных рынках оптовой реализации запасных частей для оконечного оборудования компании Apple inc., а именно: iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE, приказом ФАС России от 07.12.2016 № 1725/16 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 1-10-180/00-18-16
о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением ФАС России от 21.12.2016 № АК/88978/16 дело № 1-10-180/00-18-16 было назначено к рассмотрению, а также ООО «Эппл Рус» (107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 5) привлечено в качестве ответчика по делу № 1-10-180/00-18-16 (далее также – Ответчик).

Ответчик по делу № 1-10-180/00-18-16 установлен исходя из следующего.

Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.

В соответствии с ответом ООО «Эппл Рус» от 13.05.2016 на запрос ФАС России от 21.04.2016 № АК/26566/16 ООО «Эппл Рус» является дистрибьютором продукции Apple на основании дистрибьюторского договора, заключенного с Apple Distribution International от 01.01.2013. Согласно подпункту «g» пункта 3.2 указанного договора ООО «Эппл Рус» должно <…>. В соответствии со статьей 4 «Расходы на услуги ремонта» Дополнительного соглашения № 1 к указанному договору <…>.

Таким образом, ООО «Эппл Рус» является уполномоченной изготовителем организацией.

 

Руководствуясь частью 51 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), согласно которой при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на товарных рынках оптовой реализации запасных частей (материнских плат и модулей экранов) для оконечного оборудования компании
Apple inc., а именно: iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

В настоящее время утвержден и действует Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Приказ № 220).

По результатам проведенного исследования установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении
(в том числе при потреблении в производственных целях).

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с положениями Приказа № 220 определение товара может быть проведено на основе условий договора, заключенного в отношении товара, при этом для выявления свойств товара анализируются функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства; применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование); качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта; технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления).

Таким образом, для проведения анализа были использованы положения договоров, заключенных в отношении товара, а именно: Договор с АСЦ, дистрибьюторский договор, заключенный с Apple Distribution International от 01.01.2013 с изменениями и дополнениями (далее – Дистрибьюторский договор),
а также руководство для авторизованного сервисного представителя компании Apple (далее – Руководство), которое является составной частью Договора с АСЦ.

В соответствии с разделом 1 Договора с АСЦ:

<…>

В соответствии с пунктом 1.7 Дистрибьюторского договора <…>

Исходя из пункта 6.1 Договора с АСЦ <…>

Более того, на основании пункта 6.7 вышеуказанного договора в случае, <…>

При этом в случае, если сервисный центр <…>

Раздел 4.7 Руководства устанавливает императивное требование компании Apple <…>

В соответствии с пунктом 4.7.2 Руководства <…>

Исходя из вышеприведенных положений и условий договоров, заключенных в отношении товара, для оказания сервисными центрами услуг по гарантийному и негарантийному ремонту продукции Apple inc. <…>

Основываясь на невозможности фактической замены запасных частей Apple запасными частями сторонних производителей, в связи с тем, что:

<…>

ФАС России установлено, что запасные части компании Apple являются невзаимозаменяемыми с запасными частями сторонних производителей.

Вышеуказанные запасные части обращаются на оптовом рынке, на котором продаются партии запчастей для оказания ремонтных услуг сервисными центрами.

Как отмечалось выше, в соответствии с положениями Дистрибьюторского договора единственным хозяйствующим субъектом, поставляющим продукцию компании Apple inc. на товарный рынок Российской Федерации является
ООО «Эппл Рус», которое входит в одну группу лиц с Apple inc., то есть является первичным продавцом 100 % запасных частей для оконечного оборудования компании Apple inc. (iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE)
на территории Российской Федерации.

При этом компания ООО «Эппл Рус» самостоятельно не оказывает услуги по ремонту, в том числе гарантийному ремонту. В частности, согласно письменным пояснениям ООО «Эппл Рус» (вх. № 67530/16 от 13.05.2016) не существует других компаний, входящих в одну группу лиц с Apple inc., которые бы оказывали услуги по ремонту.

На территории Российской Федерации услуги по ремонту продукции
Apple inc. осуществляют авторизованные сервисные центры ООО «Эппл Рус» на основании договора между ООО «Эппл Рус» и такими центрами (Договор с АСЦ).

По состоянию на 31.12.2016 на территории Российской Федерации действовало <…>

В соответствии с положениями Договора с АСЦ <…>

Согласно пункту 4.1 Договора с АСЦ <…>

На основании пункта 4.2 Договора с АСЦ <…>

Необходимо отметить, что сервисный центр ООО «Эппл Рус» в соответствии с пунктом 4.3 Договора с АСЦ вправе <…>

Кроме того, на основании пункта 8.2 Договора с АСЦ и раздела
4.7 Руководства, сервисный центр ООО «Эппл Рус» обязан <…>

Исходя из изложенного, ни одно иное лицо, кроме лица, заключившего договор с компанией ООО «Эппл Рус», <…>

Товарные рынки услуг по ремонту продукции Apple inc. и замене запасных частей, выпускаемых компанией Apple inc., являются смежными рынками по отношению к товарным рынкам оптовой реализации запасных частей (материнских плат и модулей экранов) для оконечного оборудования компании Apple inc. (iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE), в связи с тем, что для оказания услуг по ремонту, в том числе гарантийному, и замене могут быть использованы только оригинальные запасные части Apple.

Поскольку компания Apple inc. является единственным производителем указанных запасных частей, а компания ООО «Эппл Рус» - единственным дистрибьютором, ООО «Эппл Рус» занимает доминирующее положение на товарных рынках оптовой реализации запасных частей (материнских плат и модулей экранов) для оконечного оборудования компании Apple inc. (а именно iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE) со 100 % долей.

Кроме того, учитывая то, что товарные рынки услуг по ремонту продукции Apple inc. и замене запасных частей, выпускаемых компанией Apple inc., являются смежными рынками по отношению к товарному рынку оптовой реализации запасных частей (материнских плат и модулей экранов) для оконечного оборудования компании Apple inc. (iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE), компания ООО «Эппл Рус» также обладает рыночной силой/влиянием на товарных рынках услуг по ремонту продукции Apple inc. и замене запасных частей, выпускаемых компанией Apple inc.

Таким образом, приобретая первичный товар (iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE), конечные потребители вынуждены приобретать вторичные товары или услуги (запасные части, услуги по ремонту), совместимые с ранее приобретенным первичным товаром. Поскольку смартфоны компании Apple inc. являются товаром длительного пользования, имеющим высокую цену, то конечный потребитель вынужден приобретать вторичные товары или услуги только у определенных поставщиков, поскольку «переключение» на альтернативный первичный товар стоит дорого или невозможно в силу иных обстоятельств.

В рамках проводимого ФАС России анализа были направлены запросы в адрес ряда авторизованных сервисных центров, расположенных на территории города Москвы.

В ответ на указанные запросы сервисными центрами были даны письменные пояснения о том, что компания - производитель не поставляла на территорию Российской Федерации такие комплектующие, как модули экранов и материнские платы для iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE в связи с чем замена указанных частей на территории Российской Федерации авторизованными сервисными центрами ООО «Эппл Рус» не производилась.

Данное условие применялось ко всем владельцам оконечного оборудования Apple вне зависимости от гарантийности или негарантийности того или иного случая.

Так, при поломке экрана или материнской платы в течение сроков гарантийного обслуживания производилась бесплатная полная замена устройств на аналогичное новое (замене подлежит только само устройство без коробки, шнуров, зарядного устройства, наушников).

При этом в случае, если поломка материнской платы или модуля экрана происходила за рамками гарантийного срока или не была признана гарантийным случаем, то владелец смартфона был вправе осуществить замену такого устройства на аналогичное новое за дополнительную плату.

В городе Москве розничная стоимость замены смартфона на аналогичный новый в зависимости от объема памяти конкретной модели не отличалась и в зависимости от авторизованного сервисного центра в 2016 году составляла:

- iPhone 6 — от <…> рублей с НДС (закупочная стоимость для АСЦ — <…> рублей с НДС);

- iPhone 6 Plus – от <…> рублей (закупочная стоимость для АСЦ —
<…> рублей с НДС);

- iPhone 6 s — от <…> рублей (закупочная стоимость для АСЦ —
<…> рублей с НДС);

- iPhone 6 s Plus – от <…> рублей (закупочная стоимость для АСЦ —
<…> рублей с НДС);

- iPhone SE – от <…> рублей (закупочная стоимость для АСЦ — <…> рублей с НДС).

В случае поломки прочих комплектующих авторизованные сервисные центры были вправе в зависимости от условий Договора с АСЦ осуществить бесплатно гарантийный или платно негарантийный ремонт. Стоимость негарантийного ремонта определяется авторизованным сервисным центром ООО «Эппл Рус» самостоятельно.

На основании данных, полученных от авторизованных сервисных центров
ООО «Эппл Рус», расположенных в городе Москве, установлено, что добавочная стоимость авторизованных сервисных центров ООО «Эппл Рус» в городе Москве на услуги негарантийного ремонта, в зависимости от вида и стоимости детали и работ, варьируется от полутора до трех тысяч рублей.

В рамках анализа состояния конкуренции на товарных рынках оптовой реализации запасных частей (материнских плат и модулей экранов) для оконечного оборудования компании Apple inc., а именно: iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE, ФАС России не устанавливались продавцы модулей экранов и материнских плат, которые монтируются на поврежденные устройства хозяйствующими субъектами, осуществляющими услуги по ремонту оконечного оборудования компании Apple inc., не имея заключенного договора с
ООО «Эппл Рус», в связи с тем, что такие действия (продажа запасных частей, установка таких частей), фактически оказываются нелегально, а, следовательно, указанные хозяйствующие субъекты действуют за границами исследуемых товарных рынков.

Таким образом, в ходе проведенного анализа установлено, что в 2016 году ООО «Эппл Рус», являясь единственным оптовым продавцом 100 % запасных частей для оконечного оборудования компании Apple inc. (iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE) на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимало доминирующее положение на товарных рынках оптовой реализации запасных частей (материнских плат и модулей экранов) для оконечного оборудования компании Apple inc. (iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE), а также оказывало непосредственное влияние на смежном товарном рынке услуг по ремонту продукции Apple inc. и замене запасных частей, выпускаемых компанией Apple inc.

 

20.02.2017 на заседании Комиссии в порядке части 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции представителями Ответчика было заявлено ходатайство
о квалификации действий ООО «Эппл Рус» по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона
о защите конкуренции (далее — Ходатайство).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пояснениям, данным на заседании Комиссии представителями
ООО «Эппл Рус» (протокол заседания Комиссии по рассмотрению дела
№ 1-10-180/00-18-16 о нарушении антимонопольного законодательства
от 20.02.2017), а также согласно Ходатайству и письму ООО «Эппл Рус»
от 20.02.2017 (вх. от 20.02.2017 № 25747/17), авторизованные сервисные центры Apple предоставляют услуги по ремонту продукции Apple inc. на основании договора между ними и ООО «Эппл Рус». Составной частью указанного договора является Руководство для авторизованных сервисных центров Apple, которым регламентированы права и обязанности сторон договора как в отношении гарантийного, так и негарантийного ремонта. Согласно пункту 3.3 Руководства существуют три основных видов ремонта, которые должен выполнять сервисный представитель, одним из которых является «Ремонт с доставкой по почте», что является ремонтом/заменой продуктов Apple в едином ремонтном центре Apple.

В Ходатайстве Ответчик подтверждает возможность обращения в единый ремонтный центр Apple авторизованных сервисных центров Apple.

Как следует из Ходатайства, в ООО «Эппл Рус» поступают запросы/обращения авторизованных сервисных центров Apple, свидетельствующие о необходимости заключения договоров, предусматривающих реализацию процедуры «Ремонт с доставкой по почте», которая распространяется, в том числе на ремонт модуля экрана смартфона. Однако в настоящее время ООО «Эппл Рус» отказывает в заключении соответствующих договоров.

Помимо заявленного Ходатайства Комиссия также отмечает, что представленные Ответчиком в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10-180/00-18-16 документы и информация не содержат отказов Ответчика от заключения договоров, содержащих экономические или технологические причины невозможности заключения подобных договоров.

Комиссия отмечает, что в такой ситуации отказ (уклонение) Ответчика от заключения договоров с авторизованными сервисными центрами негативно влияет на деятельность таких центров, для которых оказание услуг по ремонту является основным видом предпринимательской деятельности, поскольку такой отказ (уклонение) от заключения договоров может привести к отказу потенциальных клиентов от оказания услуги по ремонту смартфона.

Кроме того, по мнению Комиссии, отказ (уклонение) Ответчика от заключения договоров с авторизованными сервисными центрами непосредственно приводит к невозможности осуществления легального постгарантийного ремонта при поломке экрана (дисплея) смартфона компании Apple inc., что, в свою очередь, влечет за собой вынужденные расходы потребителей на приобретение нового смартфона компании Apple inc. или обращение в неавторизованный сервисный центр.

Также в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10-180/00-18-16 от Ответчика были получены письма от <…> № <…>, от <…> № <…> в которых он подтвердил <…>

Согласно части 1 статьи 451 Закона о защите конкуренции под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном Законом о защите конкуренции порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Согласно части 3 указанной выше статьи в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

В связи с заявленным Ходатайством, а также оценив представленные информацию, сведения и документы, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях (бездействии) Ответчика, занимающего доминирующее положение на товарных рынках оптовой реализации запасных частей (материнских плат и модулей экранов) для оконечного оборудования компании Apple inc. (iPhone 6, iPhone 6 Plus, iPhone 6s, iPhone 6s Plus, iPhone SE), признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в экономически и технологически не обоснованном отказе (уклонении) от заключения договоров, предусматривающих возможность оказания хозяйствующими субъектами услуг по ремонту (замене) модулей экранов смартфонов компании Apple inc.

В соответствии с частью 1 статьи 391 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - предупреждение).

Согласно части 2 вышеуказанной статьи предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 391 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 391 Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Согласно пункту 1 части 11 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело.

Таким образом, Комиссией Федеральной антимонопольной службы
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 1-10-180/00-18-16 было принято решение об отложении рассмотрения дела (определение от 22.02.2017 № АК/11838/17), а также о выдаче ООО «Эппл Рус»
в порядке статьи 391 Закона о защите конкуренции предупреждения от 03.03.2017
№ АК/13579/17 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение).

В соответствии с Предупреждением Ответчику необходимо было прекратить действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения ООО «Эппл Рус» действий, обеспечивающих оказание услуг по ремонту (замене) модулей экранов на всех моделях смартфонов компании Apple inc., реализуемых на территории Российской Федерации, в срок
до 01.05.2017.

Письмом от <…> № <…> (далее – Письмо о выполнении Предупреждения) Ответчиком представлена в ФАС России информация о действиях, совершенных им во исполнение Предупреждения.

Так, Ответчик указал на то, что <…>

На заседании Комиссии представители Ответчика подтвердили, что <…>

Юридически открытие <…> По состоянию на 02.05.2017 <…> представлены Ответчиком в материалы дела. В Письме о выполнении Предупреждения Ответчик подтвердил, что <…>

Также Ответчик указал, что <…>

Вместе с тем Комиссия, изучив информацию, представленную Ответчиком в составе Письма о выполнении Предупреждения, пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств, свидетельствующих о выполнении Предупреждения, в целях объективного расследования обстоятельств дела № 1-10-180/00-18-16. В частности, в Письме о выполнении Предупреждения отсутствовала информация, касающаяся <…>

Определением от 05.05.2017 № АК/30808/17 рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, свидетельствующих о выполнении Предупреждения и назначено к рассмотрению на 14.06.2017.

Письмами от <…> № <…>, от <…> № <…> Ответчиком была представлена запрошенная ФАС России дополнительная информация.

Так, по информации, дополнительно представленной Ответчиком, функции <…>

Также Ответчиком в составе письма от <…> № <…> была представлена <…>

Изучив и проанализировав полученную информацию, Комиссия пришла
к выводу о том, что ООО «Эппл Рус» предприняты все возможные меры для прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в экономически и технологически не обоснованном отказе (уклонении) от заключения договоров, предусматривающих возможность оказания хозяйствующими субъектами услуг по ремонту (замене) модулей экранов смартфонов компании Apple inc.

Требования Предупреждения ФАС России исполнены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 391, частями
1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 1-10-180/00-18-16 в отношении ООО «Эппл Рус» прекратить в связи с выполнением предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны