Решение №04/1661/19 Решение по делу № 1-15-132/00-04-18 (Федеральное агентство п... от 14 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-15-132/00-04-18

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения оглашена: «21» декабря 2018 года г. Москва

Решение в полном объеме изготовлено: «14» января 2019 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-15-132/00-04-18 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <........> рассмотрев дело № 1-15-132/00-04-18 по признакам нарушения Федеральным агентством по рыболовству (место нахождения: 107996, г. Москва, Рождественский бульвар, д. 12) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) в присутствии на заседании представителя Федерального агентства по рыболовству - <........>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступили обращения рыбохозяйственных организаций по вопросу неправомерных действий Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) при организации промысла в исключительной экономической зоне Японии (далее - ИЭЗ Японии) в 2017 году.

Согласно информации, содержащейся в обращениях, ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис» были поданы заявки о намерении на ведение промысла в 2017 году в ИЭЗ Японии. Указанные заявки были переданы Росрыболовством Японской стороне для оформления разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в 2017 году в ИЭЗ Японии, которые впоследствии были отклонены по причине отсутствия запрашиваемого объема квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на момент подачи заявлений.

В обращениях также указано, что для ряда российских рыболовных судов, принадлежащих российским рыбохозяйственным организациям, Японской стороной были оформлены разрешения на промысел водных биологических ресурсов на весь объем, выделенной Японской стороной для Российской Федерации.

В целях сбора и анализа дополнительных материалов и сведений, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России были направлены соответствующие запросы информации в адрес Федерального агентства по рыболовству (письма от 04.09.2017 № РП/60887-ПР/17; от 02.11.2017 № РП/76348-ПР/17; от 23.01.2018 № РП/3779-ПР/18) Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (письмо от 23.01.2018 № РП/3586-ПР/18), Представительства Федерального агентства по рыболовству в Японии (письмо от 23.01.2018 № РП/3585-ПР/18), Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии (письмо от 27.02.2018 № РП/13008-ПР/18).

В соответствии с представленной Росрыболовством информацией (письмо от 13.09.2017 № 6191-МИ/У0З) установлено, что отношения России и Японии в области рыболовства осуществляются, в том числе в соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран от 7 декабря 1984 года (далее - Соглашение), которым предусмотрено, что каждая договаривающаяся Сторона будет ежегодно определять для рыболовных судов другой Стороны, при условии возможного внесения изменений в случае непредвиденных обстоятельств, квоты вылова рыбы, видовой состав, промысловые районы, а также конкретные условия ведения этими судами рыбного промысла в своей зоне. Решение об этом принимается после консультаций, проводимых в Российско-Японской комиссии по рыболовству, упомянутой в статье 6 российско-японского соглашения, и с учетом состояния запасов, возможностей своего рыбного промысла, традиционного уровня и методов рыбного промысла другой Стороны, а также других относящихся к этому факторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения компетентные органы одной договаривающейся Стороны представляют компетентным органам другой договаривающейся Стороны заявки на выдачу разрешений для своих рыболовных судов, которые желают вести рыбный промысел в зоне другой Стороны, после получения от компетентных органов этой Стороны письменного уведомления о решении, упомянутом в статье 2 Соглашения.

В период с 28 ноября по 3 декабря 2016 года в г. Токио состоялась 33-я сессия Российско-Японской Комиссии по рыболовству, созданной в соответствии со статьей 6 Соглашения, по итогам которой был подписан Протокол 33-й сессии Российско- Японской Комиссии от 3 декабря 2016 г. (далее - Протокол).

Согласно пункту 9 Протокола, стороны достигли единого мнения, что рыболовные суда одной Стороны будут осуществлять рыболовный промысел в зоне другой Стороны в 2017 году в соответствии с положениями, указанными
в уведомлениях, которые будут направлены компетентными органами обеих Сторон друг другу по окончании данной сессии.

В Приложении к Памятной записке Японской стороны от 2 декабря 2016 года, являющейся приложением к Протоколу 33-й сессии Российско-Японской Комиссии от 3 декабря 2016 года указано, что компетентные организации Правительства Российской Федерации представляют компетентным организациям Правительства Японии заявки для получения разрешений, упомянутых в пункте 1 статьи 3 Соглашения.

На основании анализа норм Соглашения и Протокола, а также приложений к нему, следует, что в рамках указанного Соглашения Японская сторона предоставляет Российской Федерации возможность для освоения рыболовными судами Российской Федерации квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в 200-мильной зоне, примыкающей к побережью Японии в северо-западной части Тихого океана, реализация которой осуществляется путем выдачи российским рыболовным судам разрешения на осуществление промысла согласно положениями, указанными в уведомлениях, направляемых Федеральному агентству по рыболовства Российской Федерации после завершения 33-й сессии Российско-Японской Комиссии по рыболовству.

В целях выполнения решений 33-й сессии Российско-Японской Комиссии по рыболовству Росрыболовством был издан приказ от 27.12.2016 № 904 «О мерах по выполнению решений 33-й сессии Российско-Японской Комиссии по рыболовству» (далее - Приказ № 904), в соответствии с которым Японской стороной для освоения судами Российской Федерации в ИЭЗ Японии на 2017 год выделены объемы квот добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса в размере 34 049,9 тонн (сблокированная квота).

В рамках внеочередной сессии Российско-Японской Комиссии по рыболовству, проходившей в г. Москве в период с 22 по 23 мая 2017 года, Японской стороной был уменьшен объем, предоставляемой для Российской Федерации квоты добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса до 23 685,9 тонн (сблокированная квота). В связи с чем, приказом Росрыболовства от 18.07.2017 № 492 «О мерах по выполнению решений внеочередной сессии Российско-Японской Комиссии по рыболовству» были внесены изменения в приложения Приказа № 904, в части корректировки объемов квот добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса, предоставляемых Японской стороной для Российской Федерации.

В целях реализации прав российских пользователей на освоение указанных объемов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в ИЭЗ Японии,в соответствии с пунктом 1 Приказа № 904, Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - Приморское ТУ Росрыболовства) было поручено организовать направление в Росрыболовство (Управление международного сотрудничества) необходимых документов для получения разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в 2017 году в ИЭЗ Японии российским пользователям для последующей их передачи Японской Стороне.

Пунктом 5 Приказа № 904 предусмотрено распределение Росрыболовством (Управлением организации рыболовства) в соответствии с российским законодательством в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов между российскими пользователями объемов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, выделенных Российской Федерации в рамках 33-й сессии Российско-Японской Комиссии.

Согласно указанному приказу Росрыболовство должно было осуществить сбор заявок от рыбохозяйственных организаций, намеревающихся получить разрешения на осуществление промысла в ИЭЗ Японии, и распределить между заявившимися организациями объемы предоставленных для Российской Федерации квот и направить Японской стороне документы для получения разрешений.

Из материалов, представленных Росрыболовством, было установлено, что 15-16 июня 2017 года в Приморское ТУ Росрыболовства в электронном виде поступило заявление ООО РК «Лунтос» на 3 промысловых судна, АО «Тралфлот» на 1 промысловое судно и ООО «Софко» на 1 промысловое судно для получения разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в 2017 году в ИЭЗ Японии.

21 июня 2017 года в Приморское ТУ Росрыболовства в электронном виде поступила заявка от ООО «Интеррыбфлот» на 3 промысловых судна и заявка ООО «Поларис» на 3 промысловых судна, о включении данных рыболовных судов в список судов планирующих осуществлять промысел в 2017 году в ИЭЗ Японии.

Письмом от 19.06.2017 № 3948-ПС/У03 Росрыболовство в электронном виде направило в Представительство Росрыболовства в Японии копии документов с приложением заявлений ООО РК «Лунтос», АО «Тралфлот», ООО «Софко», полученные от Приморского ТУ Росрыболовства письмом от 19.06.2017 № 02-32/4764, письмом от 26.06.2017 № 4143-ПС/У03 направило копии документов с приложением заявлений ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис», полученные от Приморского ТУ Росрыболовства письмом от 21.06.2017 № 02-32/5158, для последующей передачи их Японской Стороне для оформления разрешений на добычу (вылов) иваси, скумбрии, анчоуса в 2017 году в ИЭЗ Японии.

В соответствии со списком заявок, поступивших в Представительство Росрыболовства в Японии, заявка ООО РК «Лунтос», АО «Тралфлот», ООО «Софко» поступила в Представительство Росрыболовства в Японии - 20 июня 2017 года, тогда как заявка ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис» поступила - 5 июля 2017 года.

Ниже представлена сравнительная таблица с датами подачи и поступления заявок от рыбохозяйственных организаций в уполномоченные органы для получения разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в ИЭЗ Японии:

 

Рыбохозяйственные организации

Дата подачи заявки в Приморское ТУ Росрыболовства

Дата поступления заявки в Росрыболовство

Дата поступления заявки в Представительство Росрыболовства в Японии

Дата поступления заявки в Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии

ООО РК «Лунтос»

15.06.17

19.06.17

20.06.17 (1 дн)

22.06.2017

АО «Тралфлот»

16.06.17

19.06.17

20.06.17 (1 дн)

22.06.2017

ООО «Софко»

16.06.17

19.06.17

20.06.17 (1 дн)

22.06.2017

ООО «Интеррыбфлот»

21.06.17

21.06.17

05.07.17 (14 дн)

06.07.2017

ООО «Поларис»

21.06.17

21.06.17

05.07.17 (14 дн)

06.07.2017

 

Из анализа представленной информации следует, что заявки, поступившие от ООО РК «Лунтос», АО «Тралфлот», ООО «Софко», Росрыболовством были оперативно, в течение одного дня, направлены в Представительство Росрыболовства в Японии. Одновременно, заявки ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис» были переданы в течение 14 календарных дней.

На момент поступления заявок от ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис» в Министерство сельского, лесного рыбного хозяйства Японии весь объем квоты добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса был уже распределен между тремя организациями: ООО РК «Лунтос» (10 000 тонн), ООО «Софко» (2 550 тонн) и АО «Тралфлот» (11 100 тонн).

В своем письме от 31.01.2018 № 12/12-ВЦ, направленном в ФАС России, представительство Росрыболовства в Японии указывает, что разрешения не были оформлены по причине отсутствия запрашиваемого объема квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на момент подачи заявления.

Согласно пункту 5.5.7 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444 (далее - Положение), Росрыболовство осуществляет функции по распределению между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленных Российской Федерации в районах действия международных договоров для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.

Между тем, действующее законодательство Российской Федерации в области рыболовства, в том числе на момент организации промысла иваси, скумбрии, анчоуса в ИЭЗ Японии в 2017 году, не регламентирует порядок распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в районах действия международных договоров Российской Федерации в рассматриваемой ситуации.

В свою очередь, в целях принятия мер, направленных на выполнение решений 33-й сессии Российско-Японской Комиссии по рыболовству» Росрыболовством был издан Приказ № 904, устанавливающий порядок организации получения российскими пользователями разрешений Японской Стороны на добычу (вылов) иваси, скумбрии, анчоуса в 2017 году в ИЭЗ Японии, без требований к срокам подачи заявок, к срокам их перенаправления между органами власти, задействованными в порядке организации получения российскими пользователями соответствующих разрешений, к срокам направления их иностранному государству.

Таким образом, в действиях (бездействии) Федерального агентства по рыболовству, выразившихся в неустановлении единого порядка по организации получения российскими пользователями разрешений Японской Стороны на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в 2017 году в ИЭЗ Японии, в том числе в произвольном направлении заявок (от 1 дня до 14 дней) Японской Стороне, поступивших от рыбохозяйственных организаций, что повлекло отказ Японской Стороны в выдаче разрешения ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис» из-за недостатка квоты вылова (добычи) иваси, скумбрии, анчоуса, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании статьи 391 Закона о защите конкуренции ФАС России выдала Росрыболовству предупреждение от 29.05.2018 № ИА/38610/18 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

ФАС России предупреждала Росрыболовство о необходимости в срок до 1 июля 2018 года установить конкурентный порядка сбора и рассмотрения заявок (документов) от рыбохозяйственных организаций, намеревающихся осуществлять промысел в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также установления требований к срокам подачи заявок, к срокам их перенаправления между органами власти, задействованными в порядке распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также к срокам направления их иностранному государству, в том числе в случаях, не подпадающих под регулирование постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 604 «Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов».

Письмом от 22.06.2018 № 5939-ЯБ/У06 во исполнение Предупреждения от 29.05.2018 № ИА/38610/18 Росрыболовство представило в ФАС России письменные пояснения о совершении действий, направленных на исполнение Предупреждения.

Согласно пояснениям, Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве), действующим по состоянию на 2017 год, предусматривались два способа распределения международной квоты, предоставленной Российской Федерации, а именно в соответствии со статьей 31 Закона о рыболовстве (на основании истории промысла) и в соответствии со статьями 29 и 38 Закона о рыболовстве (по результатам аукциона в связи с предоставлением Российской Федерации международной квоты, в отношении которой ранее не осуществлялось промышленное рыболовства или в связи с тем, что квота, предоставлена в новых районах добычи (вылова) такого международного договора).

В связи с отсутствием по состоянию на 2017 год оснований для распределения квоты добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса, предоставленной Российской Федерации в районе действия Соглашения, на основании статьи 31 Закона
о рыболовстве, указанная международная квота, предоставленная Российской Федерации, подлежала распределению по результатам аукциона, порядок проведения которого предусмотрен статьей 38 Закона о рыболовстве и Правилами проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 602 (далее - Правила № 602).

Однако, Правила № 602 не предусматривали возможность реализации на аукционе прав на заключение договора о закреплении долей (вылова) водных биологических ресурсов в отношении международной квоты, предоставленной Российской Федерации, включающей в себя предоставление права на добычу (вылов) одновременно нескольких видов водных биологических ресурсов без разбивки тоннажа вылова по видам таких водных биологических ресурсов, в связи
с отсутствием в Приказах Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 08.09.2015 № 402 «Об утверждении Методики формирования количества и размера предметов аукциона (лотов) при организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами в случаях, указанных в подпунктах «и» - «л» пункта 2 Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 602» и от 19.10.2015 № 478 «Об утверждении Методики формирования начальной цены выставляемого на продажу права на заключение договора о закреплении долей, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» норм, позволяющих определить размер лота, продаваемого права на добычу (вылов) доли такой международной квоты предоставленной Российской Федерации, в том числе с условий, касающихся количества допущенных линеек судов к промыслу в исключительной экономической зоне иностранного государства, и начальную цену такого лота.

В целях исполнения Предупреждения ФАС России, по инициативе Росрыболовства, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработаны проекты приказов о внесении изменений в вышеуказанные Методики, позволяющие распределять международные квоты, предоставленные Российской Федерации, включающие в себя предоставление прав на добычу (вылов) одновременно нескольких видов водных биологических ресурсов без разбивки тоннажа вылова по видам биологических ресурсов, по результатам аукциона в соответствии с действующим законодательством.

По мнению Росрыболовства, принятие и регистрация соответствующих актов, приведет к возможности распределения международных квот, предоставленных Российской Стороне, включающих в себя предоставление прав на добычу (вылов) нескольких видов водных биологических ресурсов без разбивки тоннажа вылова по видам таких водных биологических ресурсов, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предусматривающего порядок отбора рыбохозяйственных организаций, намеревающихся осуществлять промысел в районах действия международных области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Проанализировав полученные пояснения, ФАС России пришла к выводу, что указанные планируемые изменения в законодательство в области рыболовства не приведут к возможности осуществления конкурентного отбора рыбохозяйственных организаций, намеревающихся осуществлять промысел в районе действия Соглашения, ввиду того, что указанная квота предоставляется Российской Федерации на ежегодной основе, а значит в 2018 году и в последующие годы невозможно будет ее распределить по основанию, предусмотренному статьей 29 Закона о рыболовстве, поскольку район освоения квоты - ИЭЗ Японии не будет являться вновь введенным районом для осуществления промысла иваси, скумбрии, анчоуса.

Кроме того, в связи с имеющейся «историей промысла» только за 2017 год, указанная международная квота, также не может быть распределена в 2018 году и в последующий год в соответствии со статьей 31 Закона о рыболовстве (на основании истории промысла).

На основании изложенного, в связи с неисполнением Федеральным агентством по рыболовству Предупреждения ФАС России на основании части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции ФАС России приказом от 13.08.2018 № 1140/18 возбуждено дело № 1-15-132/00-04-18 о признаках нарушения Федеральным агентством по рыболовству части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела № 1-15-132/00-04-18, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Определениями ФАС России от 28.09.2018 № 04/78244/18, от 31.10.2018 № 04/87965/18, от 27.11.2018 № 04/96797/18 была запрошена позиция Росрыболовства в том числе относительно:

- возможности применения положений действующей редакции пункта 1 части 10 статьи 31 Закона о рыболовстве, предусматривающей проведение аукциона в случае, предусмотренном статьей 29 Закона о рыболовстве, к отношениям по распределению квот добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса, предоставленных Российской Федерации Японской стороной в 2017 и последующих годах, при наличии нормативных актов, позволяющих определять количество и размер предметов аукциона (лота) и начальную цену по квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, содержащих в себе объемы нескольких видов водных биологических ресурсов;

- возможности применения к отношениям, связанным с получением лицами международных квот, предоставленных Российской Федерации, положений статьи 29 Закона о рыболовстве, с учетом особенностей установленных названной статьей,
а именно, в части необходимости проведения научных исследований в соответствии с ежегодным планом проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов, определения федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, заключения договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Росрыболовство в своих письменных пояснениях, изложенных в письмах от 22.06.2018 № 5939-ЯБ/У05, от 18.10.2018 № 9608-ПС/У05, от 19.11.2018 № 10439-ПС/У05, от 30.11.2018 № 10790-ПС/У05 представила позицию о возможности проведения аукционов в рассматриваемой ситуации в соответствии со статьей 29 Закона о рыболовстве после принятия соответствующих методик по формированию начальной цены, количества и размера предметов аукциона (лотов) при организации проведения аукционов. При этом Росрыболовством не пояснено, каким образом после распределения в 2017 году квот добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса в ИЭЗ Японии могут применяться положения статьи 29 Закона о рыболовстве, регламентирующей продажу права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых ранее не осуществлялось промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство или добыча (вылов) которых осуществляется в новых районах добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Также Росрыболовством не представлена позиция о возможности применения положений статьи 29 Закона о рыболовстве к распределению международных квот с учетом всех особенностей установленных названной статьей (проведение научных исследований, определение федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов и др.).

В силу пункту 10.14 Положения, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации издаются в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Росрыболовства.

Помимо этого, согласно пункту 5.1 Положения, Росрыболовство вносит в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложения по проектам федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другим документам, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Росрыболовства.

Между тем, предпринятые Росрыболовством меры по разработке методик по формированию начальной цены, количества и размера предметов аукциона (лотов) при организации проведения аукционов, направлены на возможность предоставления по аукциону права на добычу (вылов) нескольких видов водных биологических ресурсов без разбивки тоннажа вылова по видам таких водных биологических ресурсов. Однако Комиссия приходит к выводу, что принятие таких Методик, с учетом действующего законодательства, не позволит Росрыболовству проводить аукционы по распределению квот добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса, предоставленных Российской Федерации Японской стороной в рамках Соглашения в 2018 году в соответствии со статьей 29 Закона о рыболовстве.

Таким образом, предпринятые Федеральным агентством по рыболовству меры не направлены на возможность распределения между российскими пользователями объемов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, выделенных Российской Федерации в рамках Соглашения. Тогда как распределение между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленных Российской Федерации в районах действия международных договоров для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства является государственной функцией Росрыболовства.

В свою очередь, в отсутствии акта, регламентирующего порядок распределения международных квот в рассматриваемой ситуации, предпринятые Росрыболовством действия по организации получения российскими пользователями разрешений от Японской Стороны на добычу (вылов) иваси, скумбрии, анчоуса в 2017 году в ИЭЗ Японии, выразившиеся в произвольном направлении (от 1 дня до 14 дней) Росрыболовством Японской Стороне заявок рыбохозяйственных организаций, повлекшие отказ Японской Стороны в выдаче разрешения на осуществление промысла в ИЭЗ Японии ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис» свидетельствуют о наличии признаков недопущения, ограничения, устранения конкуренции при получении российскими пользователями соответствующих разрешений Японской Стороны.

В рамках рассмотрения дела № 1-15-132/00-04-18 ФАС России в соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции, пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции на рынке добычи (вылова) водных биологических ресурсов в ИЭЗ Японии в 2017 году. Результаты анализа оформлены в виде аналитического отчета, приобщены к материалам дела № 1-15-132/00-04-18, рассмотрены Комиссией и учтены при составлении заключения об обстоятельствах дела № 1-15-132/00-04-18 и при принятии решения по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссия пришла к выводу о возможности квалифицировать по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции бездействие Федерального агентства по рыболовству, выразившееся в нераспределении между российскими рыбохозяйственными организациями объемов квоты добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса, предоставленных Российской Федерации Японской стороной в рамках Соглашения, а также действие, выразившееся в организации получения российскими пользователями разрешений Японской стороны на добычу (вылов) вылов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Японии, повлекшее отказ Японской стороны в выдаче разрешения на осуществление промысла в исключительной экономической зоне Японии ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис» в 2017 году, что могло ограничить конкуренцию на рынке добычи (вылова) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Японии.

В соответствии со статьей 48¹ Закона о защите конкуренции Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 1-15-132/00-04-18 о нарушении антимонопольного законодательства от 06.12.2018 (исх. от 14.12.2018 № 04/102983/18) (далее - Заключение), копия которого была направлена лицам, участвующим в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Ответчиком пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении не представлены.

Оценив все доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к выводу, что имеющихся в материалах дела документов и сведений достаточно для рассмотрения дела по существу и принятия решения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения дела № 1-15-132/00-04-18 отсутствуют.

2. Признать нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в бездействии Федерального агентства по рыболовству, выразившемся в нераспределении между российскими рыбохозяйственными организациями объемов квоты добычи (вылова) иваси, скумбрии, анчоуса, предоставленных Российской Федерации Японской стороной в рамках Соглашения, а также в действии, выразившемся в организации получения российскими пользователями разрешений Японской стороны на добычу (вылов) вылов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Японии, повлекшее отказ Японской стороны в выдаче разрешения на осуществление промысла в исключительной экономической зоне Японии ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис» в 2017 году, что могло ограничить конкуренцию на рынке добычи (вылова) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Японии.

3. Выдать предписание об устранении Федеральным агентством по рыболовству нарушения антимонопольного законодательства и совершении Федеральным агентством по рыболовству действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии <........>

Члены Комиссии: <........>

 

 

Связанные организации

Федеральное агентство по рыболовству
ИНН 7702679523, ОГРН 1087746846274