Решение №04/18992/18 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы от 21 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Авангард»

ул. Дзержинского,

д. 22, корп. 6, кв. 1 «А», г. Якутск,

Республика Саха (Якутия), 677009

Министерство жилищно-коммунального хозяйства

и энергетики Республики Саха (Якутия)

ул. Кирова, д. 13, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677007

 

РЕШЕНИЕ № Т-21/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Авангард»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 16.03.2018                                                            г. Москва

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 28 в составе: <............................>,

при участии представителей:

–  ООО «Авангард»: <............................> – доверенность от 03.03.2018
№ 03-03/2018;

–  Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия): <............................>  – доверенность от 05.03.2018 № 011, рассмотрев жалобу ООО «Авангард» на действия организатора торгов – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (зона деятельности – Центральная) (извещение № 100218/17558032/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Авангард» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (зона деятельности – Центральная) (извещение № 100218/17558032/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при утверждении Документации о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (зона деятельности – Центральная) (далее – Конкурсная документация) были нарушены требования Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных  операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации и проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации,
в том числе Правил.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

10.02.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов
www.torgi.gov.ru Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 12.02.2018; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 06.03.2018; дата вскрытия конвертов – 07.03.2018; дата подписания протокола рассмотрения заявок – 15.03.2018;
срок, на который присваивается статус регионального оператора – 10 лет.

1.  Согласно Жалобе Конкурсная документация должна содержать описание границы зоны деятельности регионального оператора и направление транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами.

Вместе с тем Таблица 2.1 Приложения № 2 к Конкурсной документации не содержит сведений о расстояниях от полигонов комплексной обработки твердых коммунальных отходов районных центров до мусороперегрузочных станций твердых коммунальных отходов Центрального кластера, о расстояниях от мусороперегрузочных станций твердых коммунальных отходов Центрального кластера до мусороперерабатывающего завода твердых коммунальных отходов Центрального кластера, в связи с чем произвести оценку затрат регионального оператора на осуществление своей деятельности не представляется возможным.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Приложение № 2 к Конкурсной документации содержит описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны
в соответствии со схемой обращения с отходами.

Направления транспортирования отходов в пределах Центральной зоны в соответствии со схемой обращения с отходами приведены в Приложении № 2
к Конкурсной документации в виде текстового описания и в Таблице 2.1 Приложения № 2 к Конкурсной документации.

При этом в Таблице 2.1 Приложения № 2 к Конкурсной документации приведена информация о расстояниях транспортирования отходов
от источников их образования (населенных пунктов) до объектов обработки
и размещения и о расстояниях транспортирования вторсырья от объектов обработки и размещения отходов до мусороперегрузочных станций, расположенных в районных центрах, в пределах Центральной зоны. При этом расстояния приведены в Конкурсной документации как дополнительные сведения.

Согласно подпункту «б» пункта 12 Правил документация об отборе содержит описание границы зоны деятельности регионального оператора
и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Приложение № 2
к Конкурсной документации содержит описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования твердых коммунальных отходов в пределах этой зоны, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Конкурсная документация в этой части соответствует
подпункту «б» пункта 12 Правил.

2.  Согласно Жалобе в Таблице 3.1 Приложения № 3 к Конкурсной документации содержатся сведения о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в Центральной зоне.

При этом указанная таблица содержит сведения о 79 источниках образования твердых коммунальных отходов, в то время как в Таблице 2.1 Приложения № 2 к Конкурсной документации указана информация
о транспортировании твердых коммунальных отходов в пределах Центральной зоны от 65 источников образования твердых коммунальных отходов.

Отсутствие в Таблице 2.1 Приложения № 2 к Конкурсной документации информации о 14 источниках образования твердых коммунальных отходов
не позволяет Заявителю правильно рассчитать тариф для регионального оператора.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Таблица 3.1 Приложения № 3 к Конкурсной документации содержит сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов, то есть о всех населенных пунктах, расположенных
на территории Центральной зоны (всего 79 населенных пунктов).

При этом в Таблице 2.1 Приложения № 2 к Конкурсной документации указаны направления транспортирования твердых коммунальных отходов от источников их образования (65 населенных пунктов) до объектов их обработки и размещения, а также направления транспортирования вторсырья
на переработку.

Неуказание в Таблице 2.1 Приложения № 2 к Конкурсной документации 14 населенных пунктов обусловлено тем, что в данных населенных пунктах проживает менее 100 человек и в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) на 2017-2026 годы, утвержденной приказом Министерства ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) от 15.06.2017
№ 263п, в таких населенных пунктах не планируется строительство объектов обработки и размещения твердых коммунальных отходов ввиду нецелесообразности по причине малых объемов образования твердых коммунальных отходов.

Согласно подпункту «в» пункта 12 Правил документация об отборе содержит сведения о количестве (показатели объема и (или) массы)
и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).

При этом в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Правил документация об отборе содержит описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 2.3.1 проекта Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), являющегося приложением № 9 к Конкурсной документации (далее – проект Соглашения), региональный оператор в зоне своей деятельности обязуется осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов в соответствии
с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия).

В соответствии с территориальной схемой в Центральную зону деятельности входят 79 населенных пунктов.

Таким образом, исходя из положений пунктов «б» и «в» Правил региональный оператор должен осуществлять свою деятельность на всей территории зоны деятельности регионального оператора, в том числе осуществлять сбор твердых коммунальных отходов во всех населенных пунктах в соответствии с территориальной схемой.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при неуказании Организатором торгов в Таблице 2.1 Приложения № 2 к Конкурсной документации всех населенных пунктов, входящих в зону деятельности регионального оператора, Организатором торгов были нарушены положения подпункта «б» пункта 12 Правил.

3.  Согласно Жалобе в Таблице 3.1 Приложения № 3 к Конкурсной документации указаны сведения о 14 видах отходов, в то время как
в Таблице 4.1 Приложения № 4 к Конкурсной документации содержатся сведения только о 4 видах отходов.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о количестве (показатели объема и (или) массы)
и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).

Согласно подпункту «г» пункта 12 Правил документация об отборе содержит сведения о расположении (планируемом расположении) мест сбора
и накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам
и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что сведения о расположении мест сбора
и накопления твердых коммунальных отходов предоставлены органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Центральной зоны, на территории которых расположены места сбора
и накопления твердых коммунальных отходов.

В Конкурсной документации не приведена информация о местах сбора
и накопления твердых коммунальных отходов по некоторым видам отходов
в связи с тем, что такие сведения отсутствуют у Организатора торгов и органов местного самоуправления.

При этом в Приложении 4 к Конкурсной документации указано,
что в случае если в территориальной схеме отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший территориальную схему, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, Конкурсная документация содержит сведения о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора (Приложение 3 к Конкурсной документации)
и о расположении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов
в зоне деятельности регионального оператора (Приложение № 4 к Конкурсной документации).

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы необоснован.

4.  Согласно Жалобе Таблица 4.1 Приложения № 4 к Конкурсной документации не содержит сведений по Губинскому округу города Якутска.

На рассмотрении Жалобы представитель Организатора торгов пояснил,
что в Приложении № 4 к Конкурсной документации данные о расположении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов указаны в том виде,
в котором они были представлены органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Центральной зоны.

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы установлено,
что Губинский городской округ города Якутска входит в зону деятельности регионального оператора в соответствии с Конкурсной документацией, в связи с чем данные о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов
в
Губинском городском округе города Якутска должны быть указаны
в Конкурсной документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы является обоснованным.

5.  Согласно Жалобе в Таблице 5.1 Приложения № 5 к Конкурсной документации указаны недостоверные сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков, на которых
на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы
и которые не предназначены для этих целей.

Кроме того, указанная таблица не соответствует данным территориальной схемы: в Таблице 5.1 Приложения № 5 к Конкурсной документации указаны данные о 12 земельных участках, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены
для этих целей, в то время как в территориальной схеме указаны 80 таких земельных участков.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что сведения о земельных участках, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы
и которые не предназначены для этих целей, содержащиеся в Таблице 5.1 Приложения № 5 к Конкурсной документации, были указаны Организатором торгов на основании данных, предоставленных Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые
не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах.

В соответствии с пунктом 2.3.7 проекта Соглашения региональный оператор в зоне своей деятельности обязуется обеспечить обращение
с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках,
не предназначенных для этих целей, указанных в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия) и на условиях, установленных соглашением за счет собственных средств.

Таким образом, в соответствии с проектом Соглашения, являющимся приложением № 9 к Конкурсной документации, следует, что региональный оператор обязуется обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на 80 земельных участках, не предназначенных для этих целей.

При этом в соответствии с Приложением № 5 к Конкурсной документации региональный оператор обязан обеспечить обращение
с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на 12 земельных участках.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что сведения о земельных участках, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены
для этих целей, указанные в Приложении № 5 к Конкурсной документации,
не соответствуют подпункту «д» пункта 12 Правил.

6.  Согласно Жалобе в Таблице 5.1 Приложения № 5 к Конкурсной документации указаны не все сведения о кадастровых номерах и собственниках земельных участков, на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены
для этих целей.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые
не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах.

При этом из данных, приведенных в Приложении № 5 к Конкурсной документации, не представляется возможным достоверно определить местоположение некоторых земельных участков, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы и которые
не предназначены для этих целей, ввиду отсутствия кадастровых номеров
или иных сведений, позволяющих достоверно идентифицировать местоположение таких земельных участков.

Таким образом, Комиссией ФС России выявлено несоответствие
Таблицы 5.1 Приложения № 5 к Конкурсной требованиям подпункта «д»
пункта 12 Правил.

7.  Согласно Жалобе в Конкурсной документации отсутствуют сведения
о технических характеристиках существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что сведения о технических характеристиках существующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию твердых коммунальных отходов на территории Центральной зоны приведены
в Таблице 6.1 и Таблице 6.2 Приложения № 6 к Конкурсной документации.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о расположении, технических характеристиках
и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению
твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

При этом в ходе изучения Комиссией ФАС России Таблицы 6.1
и Таблицы 6.2 Приложения № 6 к Конкурсной документации было установлено, что данные таблицы не содержат сведений о технических характеристиках существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при неуказании в Таблице 6.1 и Таблице 6.2 Приложения № 6 к Конкурсной документации сведений о технических характеристиках существующих
и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами, Организатором торгов были нарушены требования подпункта «е» пункта 12 Правил.

8.  Согласно Жалобе в пункте 4.1.2 проекта Соглашения, указано,
что ежеквартально в срок до 15 числа месяца следующего за отчетным периодом предоставляется Отчет о реализации территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия) по установленной форме.

В соответствии с пунктом 4.1.3 проекта Соглашения ежегодно в срок
до 01 февраля года следующего за отчетным предоставляется Отчет
о реализации территориальной схемы обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия)
и информация об итогах деятельности Регионального оператора за отчетный год по установленным формам.

При этом в Конкурсной документации и проекте Соглашения формы представления указанных отчетов отсутствуют.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в соответствии с подпунктом «з» пункта 12 Правил в документацию об отборе включаются обязанности регионального оператора.

В соответствии с пунктом 7.6 Конкурсной документации обязанности регионального оператора указаны в разделе 2 проекта Соглашения.

Вместе с тем в Правилах отсутствует требование о включении форм отчетности регионального оператора по соглашению в документацию
об отборе.

Указанные положения проекта Соглашения, а также формы отчетов направлены на реализацию и выполнение соглашения, заключаемого
по результатам Конкурса, что носит гражданско-правовой характер
и не является предметом рассмотрения Комиссией ФАС России в рамках рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

9.  Согласно Жалобе в Конкурсной документации не определены обязанности регионального оператора, предусмотренные подпунктом «з» пункта 12 Правил, а именно обязанность по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что согласно подпункту «з» пункта 12 Правил документация об отборе содержит обязанности регионального оператора,
в том числе обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования
(при необходимости). При этом в соответствии с Конкурсной документацией обязанность регионального оператора по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок не предусмотрена.

Таким образом, ввиду того, что в соответствии с подпунктом «з»
пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать обязанности регионального оператора по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок при необходимости, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при неуказании в Конкурсной документации такой обязанности регионального оператора Организатор торгов действовал в соответствии
с подпунктом «з» пункта 12 Правил.

Учитывая изложенное, данный довод Заявителя не находит своего подтверждения.

10.  Согласно Жалобе Организатором торгов в Приложении № 7
к Конкурсной документации не указаны все сведения, в соответствии
с которыми рассчитывается единый тариф на услугу регионального оператора.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что Правилами не предусмотрено включение
в Конкурсную документацию информации о расходах регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными
и производственными программами регулируемых организаций мероприятий.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов
по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно Приложению № 7 к Конкурсной документации расчет единого тарифа на услугу регионального оператора осуществляется в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484
«О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов
в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 №1638/16.

Тариф на услугу регионального оператора может дифференцироваться
по муниципальным образованиям, видам твердых коммунальных отходов,
а также технологическим особенностям в соответствии с решением органа регулирования.

Информация о действующих в Республике Саха (Якутия) тарифах
на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых (коммунальных) отходов размещена на официальном сайте Государственного комитета
по ценовой политике Республики Саха (Якутия) www.gkcp.sakha.gov.ru
в разделе «Тарифные решения».

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при разработке Конкурсной документации, а именно указании в Приложении № 7 к Конкурсной документации информации
о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, были соблюдены требования подпункта «л» пункта 12 Правил.

Учитывая изложенное, данный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу ООО «Авангард» на действия организатора торгов – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) при проведении конкурсного отбора регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (зона деятельности – Центральная) (извещение № 100218/17558032/01) обоснованной.

 

2.  Выдать организатору торгов – Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) обязательное для исполнения предписание.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны