Решение ФАС России №04/23909/18 решение т-34/18 от 5 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Т-34/18
по результатам рассмотрения жал
обы АО «Управление отходами»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

Дата принятия решения: 02.04.2018 г. Москва

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 56 в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

–  АО «Управление отходами»: <...> – доверенность от 27.12.2018 № 98;

–  Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области: <...> – доверенность от 12.03.2018 № б/н,

рассмотрев жалобу АО «Управление отходами» на действия организатора торгов — Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области (извещение № 261217/0979275/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба АО «Управление отходами» (далее - Заявитель) на действия организатора торгов — Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее — Организатор торгов) при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области (извещение № 261217/0979275/01) (далее – Конкурс, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации и проведении Конкурса были нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации и проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

26.12.2017 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата и время начала представления конкурсных предложений на участие в Конкурсе – 27.12.2017 в 09:00; дата и время окончания подачи конкурсных предложений на участие в Конкурсе – 05.03.2018 в 17:30; дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями на участие в Конкурсе – 06.03.2018 в 12:00; срок подписания протокола о результатах Конкурса – 16.04.2018.

Согласно Жалобе Организатор торгов в нарушение Правил отказал Заявителю в допуске к участию в Конкурсе на основании отсутствия документов, подтверждающих значения критериев мощности и экологичности, поскольку документацией не предусмотрены требования к документам, подтверждающим значения указанных критериев.

Согласно подпункту «и» пункта 12 Правил документация об отборе содержит, в том числе критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) региональным оператором, их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

В соответствии с подпунктами «а», «г» пункта 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительные критерии качества услуги регионального оператора, в том числе критерий мощности - возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет; критерий экологичности - характеристики объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, отражающие глубину переработки отходов, степень негативного воздействия на окружающую среду, реализованные технологические решения, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, принадлежащих участнику конкурсного отбора на законных основаниях.

Согласно подпункту «и» пункта 26 Правил заявка содержит, в том числе значения критериев качества оказания услуги региональным оператором, которые заявитель обязуется обеспечить в случае признания его победителем или единственным участником конкурсного отбора, а также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

В соответствии с пунктом 43 Правил конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в следующих случаях:

а) непредставление документов, указанных в пункте 26 Правил, или наличие в таких документах недостоверных сведений;

б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 19 Правил;

в) несоответствие заявки требованиям, установленным документацией об отборе;

г) несоответствие указанных в заявке значений критериев конкурсного отбора установленным документацией об отборе предельным значениям критериев конкурсного отбора.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 3.3 раздела «Порядок подачи заявок» Конкурсной документации для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО в Архангельской области (далее — Конкурсная документация) в состав заявки должны входить, в том числе значения критериев качества оказания услуги региональным оператором, которые заявитель обязуется обеспечить в случае признания его победителем или единственным участником конкурсного отбора, а также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором в соответствии с Приложением № 11 к Конкурсной документации.

При этом пунктом 8.4 раздела «Критерии конкурсного отбора» Конкурсной документации предусмотрен перечень документов, представляемых участником конкурсного отбора для подтверждения каждого из заявленных значений по критериям Конкурса, в том числе:

подпункт 6 для критерия M документы на выбор:

  • копия действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем на 10 лет;

  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное право по использованию транспортных средств, позволяющих транспортировать ТКО в размере не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора, при условии осуществления ежедневного вывоза твердых коммунальных отходов, копии технических документов на транспортные средства с указанием грузоподъемности каждого транспортного средства, копия лицензии на право осуществления соответствующего вида деятельности;

  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на использование объектов по обработке ТКО и копии технических документов на указанные объекты по обработке ТКО, подтверждающие возможность обрабатывать ТКО в объеме не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора, с указанием мощности объектов;

  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на использование объектов по обезвреживанию ТКО и копии технических документов на указанные объекты по обезвреживанию ТКО, подтверждающие возможность обезвреживать ТКО процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора, с указанием мощности объектов;

  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на использование объектов по захоронению ТКО и копии технических документов на указанные объекты по захоронению твердых коммунальных отход ТКО захоранивать ТКО в объеме не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора;

  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на использование объектов по утилизации ТКО и копии технических документов на указанные объекты по утилизации ТКО, подтверждающих возможность утилизировать ТКО в объеме не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора, с указанием мощности объектов.

подпункт 8 для критерия E заявитель должен представить:

  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на использование специализированного оборудования и указание на долю массы ТКО, подлежащих захоронению в общей массе отходов после использования данного оборудования, а также копии технических документов, подтверждающих мощность специализированного оборудования по обработке ТКО;

  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на использование оборудования по обезвреживанию ТКО и копии технической документации на данное оборудование, подтверждающие реализацию технологических решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду».

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО в Архангельской области от 16.03.2018 № 02 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании подпунктов 6, 8 пункта 6.2 Конкурсной документации: не представлены документы, подтверждающие возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО в объеме не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем на 10 лет (критерий мощности); не представлены документы, подтверждающие наличие специализированного оборудования, позволяющего производить технологическое воздействие, в том числе обезвреживание, направленное на снижение негативного воздействия на окружающую среду в отношении ТКО, с уменьшением доли ТКО, подлежащих захоронению в общей массе отходов (критерий экологичности).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в подтверждение заявленного значения по критерию мощности в части возможности осуществления деятельности по обработке и захоронению в объеме не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора в заявке Заявителя представлены:

    • 1) концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры — межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) ТКО на территории Чувашской республики от 01.07.2014 (далее - Концессионное соглашение), в Приложении № 1 к которому содержится состав и технико-экономические показатели, которым должен удовлетворять созданный в рамках данного соглашения объект:

  • мусороперегрузочная станция с элементами сортировки мощностью не менее 150 тыс. тонн в год по адресу: Чувашская республика, г. Чебоксары, Марпосадское ш., 24;

  • мусоросортировочный комплекс мощностью не менее 150 тыс. тонн в год, по адресу: Чувашская республика, г. Новочебоксарск, пр. Шоршельский, 16, 16А;

  • 2-ая карта складирования полигона ТБО мощностью не менее 100 тыс. тонн в год, расположенная по адресу: Чувашская республика, г. Новочебоксарск, пр. Шоршельский, 16, 16А;

    2) акт приема-передачи единиц имущества, входящих в объект Концессионного соглашения, иного имущества, образующего единое целое с объектом Концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, техники, оборудования и материальных ценностей, используемых на концессионных объектах, принадлежащих Чувашкой Республике от 01.10.2016 (далее - Акт приема-передачи имущества);

3) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющие проведенную регистрацию прав (далее — выписки из ЕГРП).

Представитель Организатора пояснил, что объектом представленного Заявителем Концессионного соглашения является создание (проектирование, строительство и оснащение оборудованием) и последующая эксплуатация системы коммунальной инфраструктуры — межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) ТКО на территории Чувашской Республики в составе и согласно технико-экономическим показателям, указанным в Приложении № 1 к Концессионному соглашению.

При этом в составе заявки Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие исполнение Заявителем условий Концессионного соглашения в части создания предусмотренных объектов в соответствии с технико-экономическими показателям, указанным в Приложении № 1, что не позволило Комиссии сделать вывод о наличии у Заявителя на момент подачи заявки на участие в Конкурсе объектов по обработке и захоронению ТКО с возможностью обрабатывать и захоранивать ТКО в объеме не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора.

Также в представленных акте приема-передачи имущества и выписках из ЕГРП отсутствуют сведения о мощности принадлежащих Заявителю на праве собственности или ином законном праве объектов по обработке и захоронению ТКО в объеме не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора.

Таким образом, конкурсная комиссия Организатора торгов пришла к выводу об отсутствии в составе заявки Заявителя копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное право Заявителя на использование объектов по обработке и захоронению ТКО и копий технических документов на указанные объекты по обработке ТКО, подтверждающие возможность обрабатывать и захоранивать ТКО в объеме не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора, с указанием мощности объектов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в подтверждение заявленного значения по критерию экологичности в составе заявки представлены следующие документы:

  • Концессионное соглашение;

  • Акт приема-передачи имущества;

  • руководство по эксплуатации ЛПО-150-10-09-2014 РЭ на линию сортировки ТБО производительностью 150000 тонн в год, ОАО ЛОЭЗ «Гидромаш» (далее — Линия сортировки);

  • паспорта на котлы отопительные водогрейные: КвТ(м)-0,35, номер изделия 90 и КвТ(м)-0,6, номер изделия 91 (далее — паспорта на котлы отопительные водогрейные);

  • санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республики — Чувашии № 21.01.04.000.М.00349.11.16 от 03.11.2016, удостоверяющее, что здания, строения, сооружения, помещения оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию размещению отходов I-IV, Заявителем соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО».

Представитель Организатора пояснил, поскольку в Акте приема-передачи имущества не содержится сведений о наименовании и технических характеристиках Линии сортировки (конвейерной линии сортировки на МПС), переданной во владение Заявителю, конкурсная комиссия Организатора торгов пришла к выводу об отсутствии в составе заявки Заявителя документов, подтверждающих право собственности Заявителя на Линию сортировки, руководство по эксплуатации к которой содержится в заявке.

Кроме того, в представленном Заявителем руководстве по эксплуатации на Линию сортировки отсутствует указание на долю массы твердых коммунальных отходов, подлежащих захоронению в общей массе отходов после использования данного оборудования.

Представитель Организатора торгов также пояснил, что в Паспортах на котлы отопительные водогрейные отсутствует информация о реализации технологических решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, при этом представленное в составе заявки санитарно-эпидемиологическое заключение не является подтверждением данной информации, поскольку не является техническим документом на оборудование.

На основании изложенного конкурсная комиссия Организатора торгов пришла к выводу об отсутствии в составе заявки Заявителя копий документов, подтверждающих право собственности на использование специализированного оборудования и указание на долю массы ТКО, подлежащих захоронению в общей массе отходов после использования данного оборудования, а также копий технических документов, подтверждающих мощность специализированного оборудования по обработке ТКО; копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное прав о Заявителя на использование оборудования по обезвреживанию ТКО и копий технической документации на данное оборудование, подтверждающих реализацию технологических решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, принимая во внимание, что на заседании Комиссии ФАС России представителем Заявителя не были предоставлены сведения, подтверждающие соответствие документов, содержащихся в составе заявки на участие в Конкурсе требованиям Правил, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что в результате анализа заявки Заявителя у конкурсной комиссии имелись основания для принятия решения об ее отклонении на основании, указанном в Протоколе.

Кроме того, согласно Жалобе конкурсная комиссия Организатора торгов, подписавшая Протокол, являлась неправомочной.

В соответствии с пунктом 6 Правил для проведения конкурсного отбора приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение конкурсного отбора, создается конкурсная комиссия, определяется ее состав, назначается председатель конкурсной комиссии. Число членов конкурсной комиссии не может быть менее чем 5 человек.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Протокол подписан, в том числе членом комиссии - Министром природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области <...>, в то время как в состав конкурсной комиссии Организатора торгов в соответствии с распоряжением Организатора торгов от 06.12.2017 № 2018-р (далее — Распоряжение) входит заместитель Министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области <...>.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Распоряжением образована Комиссия по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО в Архангельской области, в состав которой входит <...> - заместитель Министра топливно-энергетического комплекса и жилищно - коммунального хозяйства Архангельской области.

В соответствии с распоряжением Губернатора Архангельской области от 31.01.2018 № 107-р <...> назначен Министром природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Таким образом, в соответствии с распоряжением Организатора торгов от 01.03.2018 № 305-р Распоряжение утратило силу, при этом распоряжением от 01.03.2018 № 304-р Организатором торгов образована комиссия по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО в Архангельской области и утвержден ее состав, в соответствии с которым член комиссии <...> является министром природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода Жалобы Заявителя.

Также, по мнению Заявителя, Организатором торгов в нарушение Правил допущена к участию в Конкурсе заявка ООО «ЭкоЦентр», в составе которой не представлены документы, подтверждающие факт перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 26 Правил заявка содержит, в том числе документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки, если в документации об отборе содержится требование к предоставлению такого обеспечения (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств, или иные документы, подтверждающие факт перечисления денежных средств), а также банковские реквизиты счета для возврата обеспечения заявки.

Согласно пункту 13 Правил Организатором конкурсного отбора может быть установлено требование к предоставлению обеспечения заявки, которое в равной мере распространяется на всех участников конкурсного отбора. При этом форма, размер, порядок предоставления, а также основания и порядок возврата обеспечения заявки определяются организатором конкурсного отбора и указываются в документации об отборе.

В соответствии с пунктом 4.1 Конкурсной документации все заявители обязаны предоставить обеспечение заявки в соответствии со следующими положениями: предоставление обеспечения заявки осуществляется заявителем путем внесения денежных средств в размере, указанном в пункте 4.1.2 настоящей конкурсной документации, на счет, указанный в пункте 4.1.3 Конкурсной документации или банковской гарантии в размере, указанном в пункте 4.1.2 Конкурсной документации.

Согласно пункту 4.1.2 Конкурсной документации размер обеспечения заявки составляет 50 000 000 руб.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки ООО «ЭкоЦентр» представлена банковская гарантия № 370-1 от 02.03.2018 на сумму 50 000 000 руб., что соответствует требованиям пунктов 4.1, Конкурсной документации.

Таким образом, ООО «ЭкоЦентр» выбран способ обеспечения заявки на участие в Конкурсе в форме банковской гарантии, не предполагающей перечисление денежных средств на счет, указанный в Конкурсной документации.

На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода Жалобы Заявителя.

На основании изложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу АО «Управление отходами» на действия организатора торгов — Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области (извещение № 261217/0979275/01) необоснованной.

 

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны