Решение №04/30448/18 Решение № Т-49/18 от 26 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «СТРАТУМ»

ул. М. Горького, д. 14, стр. лит. И-2/1,

Овощной пос., Азовский р-н,

Ростовская обл., 346750

 

 

ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны

Российской Федерации

ул. Садовническая, д. 62, стр. 3,

г. Москва, 115035

 

 

РЕШЕНИЕ № Т-49/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «СТРАТУМ»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 23.04.2018                                                            г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 59 в составе:<....................>, при участии представителей:

– ООО «СТРАТУМ»: <....................> – доверенность от 09.04.2018
№ 10/001;

– ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России: <....................>– доверенность от 09.01.2018 № 5, Пиранер М.М. – доверенность от 10.04.2018
№ 32, <....................> – доверенность от 15.01.2018 № 16,рассмотрев жалобу ООО «СТРАТУМ» на действия организатора торгов – ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России при проведении аукциона по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (извещение № 150318/1159515/01), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «СТРАТУМ» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России (далее – Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (извещение № 150318/1159515/01) (далее – Аукцион; Жалоба).

Из Жалобы следует, что действия Организатора торгов, выразившиеся в нарушении порядка проведения Аукциона, нарушили права и законные интересы Заявителя.

Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации и проведении Аукциона действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) и Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон
о лицензировании).

Рассмотрев все представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

15.03.2018 Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
для размещения информации о проведении торгов
www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт торгов) было опубликовано извещение о проведении Аукциона, согласно которому дата и время начала подачи заявок на участие
в Аукционе – 16.03.2018 в 10:00; дата и время окончания подачи заявок
на участие в Аукционе – 09.04.2018 в 15:00; дата проведения Аукциона – 16.04.2018.

      • Согласно Жалобе Организатор торгов неправомерно объединил
        в один лот продажу лома черных и цветных металлов, а также лома, содержащего драгоценные металлы, расположенных
        в 37 субъектах Российской Федерации (27 предписаний  Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации), в результате чего начальная цена лота составила более 190 миллионов рублей, размер задатка более
        38 миллионов рублей, что, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в том числе возбуждает и рассматривает дела
о нарушениях антимонопольного законодательства.

Таким образом, факт ограничения конкуренции Организатором торгов вследствие объединения имущества в один лот может быть установлен антимонопольным органом только в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, у Комиссии ФАС России отсутствуют полномочия
по рассмотрению указанного довода в рамках рассмотрения Жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

      • Согласно Жалобе Организатор торгов ограничил права потенциальных участников на ознакомление с имуществом, предусмотрев такую возможность только для лиц, подавших заявку на участие в Аукционе
        и оплативших задаток на участие в Аукционе.

Согласно подпункту 11 пункта 3 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных Законом о приватизации, в том числе порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества.

В соответствии с пунктом 9 части 15 Закона о приватизации со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество, имеет право на ознакомление с информацией
о подлежащем приватизации имуществе.

Согласно разделу «Условия проведения продажи имущества» информационного сообщения от 16.03.2018 о продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации на аукционе, утвержденного начальником ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России С.М. Матусом (далее информационное сообщение): «С информацией о предстоящей продаже и о предмете продажи, а также с образцами типовых документов, представляемых покупателями государственного имущества, иной информацией, можно ознакомиться на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации
о проведении торгов www.torgi.gov.ru и на официальном сайте Минобороны России www.mil.ru. Право на осмотр имущества предоставляется претендентам, подавшим заявку
на участие в торгах и оплатившим задаток.
С характеристиками имущества, указанного в Информационном сообщении, можно ознакомиться в период с «16» марта 2018 г. по «12» апреля 2018 г., предварительно направив Организатору торгов заявку на ознакомление
с характеристиками имущества с приложением копий страниц паспорта, содержащими фотографию и данные о регистрации по месту жительства
(для физического лица, индивидуального предпринимателя) и выписку
из ЕГРЮЛ и доверенность на представителя юридического лица

(для юридических лиц)».

На заседании Комиссии ФАС России представители Организатора торгов пояснили, что на официальном сайте торгов размещена информация об имуществе, что позволяет претендентам сформировать ценовое предложение. Поскольку места хранения выставляемого на продажу имущества являются режимными объектами и требуют оформления допуска,
то Организатором торгов было установлено требование о подаче заявки
на участие в Аукционе и оплате задатка.

Принимая во внимание, что установленное Законом о приватизации требование об ознакомлении с информацией о подлежащем приватизации имуществе Организатором торгов соблюдено, Комиссия ФАС приходит
к выводу, что довод Заявителя не обоснован.

      • Согласно Жалобе Организатором торгов установлены неправомерные требования к претендентам на участие в Аукционе, а именно, наличие действующего свидетельства Пробирного надзора и заверенной карты постановки на специальный учет в Государственной инспекции Пробирного надзора с перечнем видов деятельности в соответствии с действующим законодательством в области ведения специального учета организаций
        и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции
        с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Согласно разделу «Условия проведения продажи имущества» информационного сообщения к претенденту на участие в Аукционе предъявляется требование о наличии действующего Свидетельства Пробирного надзора и заверенной карты постановки на специальный учет в Государственной инспекции Пробирного надзора с перечнем видов деятельности в соответствии с действующим законодательством в области ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами
и драгоценными камнями.

На заседании Комиссии ФАС России представители Организатора торгов пояснили, что в связи с наличием в ломе, являющимся предметом продажи, драгоценных металлов, к претендентам установлено требование о наличии вышеуказанных документов, поскольку в случае их отсутствия невозможно заключение договора.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее Закон о драгоценных металлах) драгоценные металлы – это золото, серебро, платина
и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства
и потребления.

Согласно статье 1 Закона о драгоценных металлах под операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями понимаются действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога.

Пунктом 2 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1052 (далее Правила), установлено, что постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Согласно пункту 4 Правил постановку на специальный учет осуществляет федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 77 раздела «Предписание от 02 марта 2018 г. №№ 18.0022-18.0047 и 18.0049» информационного сообщения продаже подлежит, в том числе следующее имущество: «неразделанный смешаный лом черных и цветных металлов, в том числе неизвлекаемые драгоценные металлы: золото - 2,0211 грамма; серебро - 1816,421132 грамма; платина - 0,19 грамма (Источник образования: от транспортного плавучего дока ТПД-70 проекта 1767, зав. № 610, 1972 г. п.)».

Таким образом, принимая во внимание, что в перечне имущества, реализуемого на Аукционе, содержатся неизвлекаемые драгоценные металлы, а также с учетом вышеуказанных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим операции с драгоценными металлами, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о необоснованности данного довода Жалобы Заявителя.

4. Согласно Жалобе Организатором торгов неправомерно установлено требование к претендентам на участие в Аукционе, а именно, наличие действующей лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных и/или цветных металлов, открытой хотя бы в одном субъекте Российской Федерации, расположенного на территории каждого из военных округов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представители Организатора торгов пояснили, что заключение договора купли-продажи по итогам проведения Аукциона не представляется возможным без наличия лицензии на осуществление деятельности по обращению с ломом черных и цветных металлов.

В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

Согласно разделу «Условия проведения продажи имущества» информационного сообщения к претенденту на участие в Аукционе предъявляется требование о наличии действующей лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных и/или цветных металлов, полученной в соответствии с приложениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности
по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов
и цветных металлов», открытой хотя бы в одном субъекте Российской Федерации, расположенном на территории каждого из военных округов (Западного, Центрального, Восточного, Южного) и Северного флота.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что установленное в информационном сообщении требование о наличии
у претендента на участие в Аукционе действующей лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных и/или цветных металлов является правомерным.

Вместе с тем в силу части 2 статьи 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию
в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения
о предоставлении лицензии.

На заседании Комиссии ФАС России Организатор торгов пояснил, что установление требования о наличии действующей лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных и/или цветных металлов, открытой хотя бы в одном субъекте Российской Федерации, расположенном
на территории каждого из военных округов (Западного, Центрального, Восточного, Южного) и Северного флота, является инициативой Организатора торгов и обусловлена необходимостью соблюдения предусмотренного Законом о приватизации тридцатидневного срока на передачу имущества.

При этом на заседании Комиссии ФАС России Организатором торгов
не были представлены нормативные правовые акты, подтверждающие необходимость получения лицензии
на осуществление заготовки, переработки
и реализации лома черных и/или цветных металлов в одном из субъектов Российской Федерации, расположенном на территории каждого из военных округов для
заготовки, хранения, переработки и реализации указанного лома
с места сбора для осуществления транспортировки приобретенного
по результатам Аукциона лома черных и цветных металлов.

Таким образом, установление Организатором торгов требования
о наличии у претендентов на участие в Аукционе действующей лицензии

на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных и/или цветных металлов на территории каждого военного округа противоречит
части 2 статьи 9 Закона о лицензировании.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу ООО «СТРАТУМ» на действия организатора торгов – ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России при проведении аукциона
по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, находящегося
в собственности Российской Федерации (извещение № 150318/1159515/01), обоснованной в части установления требования о наличии у претендентов
на участие в Аукционе лицензии на осуществление заготовки, переработки
и реализации лома черных и/или цветных металлов, полученной в соответствии с приложениями постановления Правительства Российской Федерации
от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов и цветных металлов», открытой хотя бы в одном субъекте Российской Федерации, расположенном
на территории каждого из военных округов (Западного, Центрального, Восточного, Южного) и Северного флота
.

2.  Выдать организатору торгов – ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России обязательное для исполнения предписание.

3.  Передать материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
о нарушении антимонопольного законодательства в соответствующее структурное подразделение ФАС России.

 

<..............................>

М.Х. Бекоева

(499) 755-23-23 доб. 088-107

Связанные организации

ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России
ИНН 7715033007, ОГРН 1037715046467