Решение №04/34850/18 Решение № Т-83/18 по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЛаТранс... от 16 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Т-83/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЛаТранс»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

Дата принятия решения: 11.05.2018                                                        г. Москва

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 68 в составе: <..............>,

при участии представителей:

– ООО «ЛаТранс»: <..............>. – доверенность от 27.04.2018 № 5; Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области: <..............> – доверенность от 28.04.2018 № 6,

рассмотрев жалобу ООО «ЛаТранс» на действия организатора торгов – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области при проведении конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области (извещение № 230318/25164680/01)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «ЛаТранс» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области (извещение
230318/25164680/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при проведении Конкурса были нарушены требования Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Организатор торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями Правил.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

23.03.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 24.04.2018; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 25.04.2018 в 09:00.

1. Согласно Жалобе Заявителем 02.04.2018 в адрес Организатора торгов был направлен запрос о разъяснении Документации о проведении конкурсного отбора юридических лиц на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области (далее – Конкурсная документация). По мнению Заявителя, направленные письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 05.04.2018 № 1411-04-05-13/21 в адрес Заявителя разъяснения не дают исчерпывающие ответы на вопросы Заявителя, указанные в запросе.

12.04.2018 Заявитель повторно обратился к Организатору торгов
за разъяснениями Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 18 Правил организатор конкурсного отбора или конкурсная комиссия обязаны представлять в письменной форме разъяснения положений документации об отборе по запросам заявителей, если такие запросы поступили организатору конкурсного отбора или в конкурсную комиссию не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока представления заявок. Разъяснения положений документации об отборе направляются организатором конкурсного отбора или конкурсной комиссией заявителю
в течение 3 рабочих дней, но не позднее чем за 5 дней до дня истечения срока представления заявок, а также размещаются на официальном сайте торгов с приложением содержания запроса и без указания заявителя, от которого поступил запрос.

Согласно пояснениям представителя Организатора торгов, а также представленным на рассмотрение Комиссии ФАС России документам, ответ на запрос Заявителя от 12.04.2018 был направлен в адрес Заявителя письмом Организатора торгов от 25.04.2018 № 1806-04-05-13/21.

Кроме того, в ходе изучения извещения на официальном сайте Комиссией ФАС России установлено, что ответ на запрос Заявителя от 12.04.2018 не был размещен на официальном сайте.

Таким образом, при ответе на запрос Заявителя от 12.04.2018 Организатором торгов были нарушены требования пункта 18 Правил.

2. Согласно Жалобе Организатором торгов в нарушение требований Правил установлено минимально допустимое значение приведенной стоимости услуги регионального оператора.

Комиссией ФАС России в рамках изучения Конкурсной документации было установлено, что в приложении № 4 к Конкурсной документации Организатором торгов установлено минимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора, которое составляет
31 618 313,6 тыс. руб.

Вместе с тем согласно подпункту «м» пункта 12 Правил документация об отборе содержит информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.
При этом установление минимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора Правилами не предусмотрено.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при установлении в Конкурсной документации минимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора был нарушен подпункт «м» пункта 12 Правил.

3. Согласно Жалобе Организатором торгов установлено обеспечение заявки на участие в Конкурсе только посредством внесения денежных средств в размере 250 000 000 руб., без возможности предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии, что, по мнению Заявителя, является нарушением Закона о защите конкуренции.

Согласно разделу 4 «Обеспечение заявки, предоставляемое заявителями» Конкурсной документации предоставление обеспечения заявки осуществляется заявителем путем внесения денежных средств в размере 250 000 000 рублей.

В соответствии с пунктом 13 Правил организатором конкурсного отбора может быть установлено требование к предоставлению обеспечения заявки, которое в равной мере распространяется на всех участников конкурсного отбора. При этом форма, размер, порядок предоставления, а также основания
и порядок возврата обеспечения заявки определяются организатором конкурсного отбора и указываются в документации об отборе.

Таким образом, в соответствии с положениями Правил Организатор торгов вправе самостоятельно устанавливать форму, размер обеспечения заявок на участие в Конкурсе.

При этом представителем Заявителя в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России не представлено доказательств о нарушении Организатором торгов положений Закона о защите конкуренции при установлении требования о предоставлении обеспечения заявки путем внесения денежных средств в размере 250 000 000 рублей.

На основании изложенного указанный довод Заявителя не находит своего подтверждения.

4. Согласно Жалобе Конкурсная документация не содержит указания
на источник финансирования расходов по реализации обязанности регионального оператора по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора, не предназначенных для этих целей.

При этом согласно подпунктам 10, 12 пункта 9 проекта соглашения к обязанностям регионального оператора относится разработка (самостоятельно или с привлечением сторонних организаций) и представление Организатору торгов плана мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в зоне его деятельности и осуществление в установленные сроки реализации (самостоятельно или с привлечением специализированных организаций) такого плана.

В соответствии с пояснениями представителя Организатора торгов в ходе рассмотрения Жалобы ликвидация существующих несанкционированных свалок в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с Конкурсной документацией не входит в обязанности регионального оператора. Обязательство по разработке плана ликвидации мест несанкционированного размещения отходов включено в Конкурсную документацию на основании пункта 8 Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, утвержденных постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 № 178-п.

Согласно подпункту «з» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать обязанность регионального оператора по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках,
не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе,
с указанием источника финансирования (при необходимости).

Пунктом 7.8 Конкурсной документации установлено, что объем расходов регионального оператора, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, не предусмотрен.

В соответствии с пунктом 7.9.3 Конкурсной документации региональный оператор обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей, оставленными
без возможности определения их собственника в порядке, установленном действующих законодательством. Обязанности регионального оператора определяются в соответствии с разделом 7 Конкурсной документации
и условиями соглашения, проект которого приведен в приложении № 5
к Конкурсной документации.

Согласно подпункту 31 пункта 9 проекта соглашения (приложение № 5
к Конкурсной документации) региональный оператор обязан в случае выявления мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в приложении № 3 к проекту соглашения, организовывать ликвидацию таких несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов в порядке, установленном Правилами обращениями
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о необоснованности довода Заявителя.

5. В соответствии с Жалобой в Конкурсной документации установлено требование о предоставлении претендентами на участие в Конкурсе
в подтверждение заявленного значения критерия обеспеченности документов, подтверждающих владение заявителем объектами по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок не менее срока действия соглашения
с региональным оператором.

Согласно пункту 3.8 приложения № 4 к Конкурсной документации для подтверждения заявленного значения критерия обеспеченности заявитель должен предоставить подписанные руководителем или уполномоченным лицом заявителя документы на выбор:

- документы, подтверждающие владение (на срок не менее срока действия соглашения для регионального оператора) заявителем объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов (копия свидетельства о государственной регистрации права или копия выписки
из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, подтверждающее государственную регистрацию права собственности
или иного законного права владения указанными объектами), копия договора аренды, иного договора, подтверждающего наличие законного права владения указанными объектами);

- копии договоров (соглашений) с наличием обязательств заявителя
по строительству и (или) модернизации объектов по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в срок не позднее чем через 3 года
со дня опубликования документации о конкурсном отборе регионального оператора (концессионное соглашение, соглашение о государственно-частном партнерства, соглашение о муниципально-частном партнерстве, инвестиционное соглашение).

В соответствии с подпунктом «и» пункта 12 Правил документация об отборе содержит, в том числе требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

Согласно подпункту «в» пункта 22 Правил критерий обеспеченности – владение объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на праве собственности или иных законных основаниях или наличие обязательства по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации
об отборе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

При этом Правилами не предусмотрено ограничений в отношении срока владения участниками конкурса объектами по обработке, обезвреживанию
и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на праве собственности или иного законного основания, подтверждающего значение критерия обеспеченности.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при установлении требования о подтверждении значения критерия обеспеченности путем предоставления документов о владении (на срок не менее срока действия соглашения для регионального оператора) заявителем объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов был нарушен подпункт «в»
пункта 22 Правил.

6. Согласно Жалобе указание в Конкурсной документации в разделе «Инструкция по заполнению заявки», что неверное или неполное изготовление или заполнение заявителем заявки влечет за собой признание
ее несоответствующей требованиям Конкурсной документации является дополнительным основанием для отказа в допуске к участию в Конкурсе.

В соответствии с пунктом 26 Правил заявки представляются по форме
и в порядке, в сроки и в месте, которые указаны в документации об отборе.

Приложением № 1 к Конкурсной документации установлена форма заявки на участие в Конкурсе, а также представлена инструкция по заполнению заявки, определяющая требования к заполнению заявки. Согласно данной инструкции неверное или неполное изготовление или заполнение заявителем заявки влечет за собой признание ее несоответствующей требованиям Конкурсной документации. В этом случае комиссией принимается решение
об отказе в признании заявителя участником Конкурса.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 43 Правил заявитель
не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в случае несоответствия заявки требованиям, установленным документацией об отборе.

Таким образом, у Комиссии ФАС России отсутствуют основания полагать, что основание отказа в допуске к участию в Конкурсе, указанное в инструкции по заполнению заявки в приложении № 1 к Конкурсной документации,
не соответствует подпункту «в» пункта 43 Правил. Учитывая изложенное, довод Заявителя необоснован.

7. По мнению Заявителя, разрыв во времени между окончанием приема заявок и вскрытием конвертов с заявками на участие в Конкурсе, составляющий 17 часов, недопустим и в нарушение требований Правил не позволяет претендентам на участие в Конкурсе отозвать или изменить заявку на участие в Конкурсе до вскрытия конвертов с заявками.

В соответствии с подпунктом «у» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать место, дату и время вскрытия конвертов с заявками.

Согласно пункту 36 Правил конкурсная комиссия вскрывает конверты
с заявками в срок, указанный в документации об отборе. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками осуществляется в день вскрытия конвертов с заявками после окончания срока подачи заявок.

Пунктом 38 Правил установлено, что непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками конкурсная комиссия объявляет заявителям, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности изменения или отзыва поданных заявок до вскрытия таких конвертов.

Согласно пункту 3.3 Конкурсной документации прием заявок осуществляется в течение периода с 09 часов 00 минут 26 марта 2018 года
по 17 часов 00 минут 24 апреля 2018 года.

Пунктом 6.2 Конкурсной документации установлена дата и время вскрытия конвертов с заявками: 25 апреля 2018 года в 09 часов 00 минут по местному времени (UTC+7).

При этом в соответствии с пунктом 6.3 Конкурсной документации Организатор конкурса обязан предоставить возможность всем заявителям, подавшим заявки, и (или) их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками. Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками конкурсная комиссия объявляет заявителям, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности изменения или отзыва поданных заявок
до вскрытия таких конвертов.

Согласно пояснениям представителя Организатора торгов в ходе заседания Комиссии ФАС России Организатором торгов исходя из требований Правил и Конкурсной документации непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками была предоставлена возможность изменить или отозвать заявку на участие в Конкурсе.

Таким образом, у Комиссии ФАС России отсутствуют основания полагать, что Организатором торгов при установлении в Конкурсной документации даты и времени окончания приема заявок на участие в Конкурсе и даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе были нарушены требования Правил.

8. Согласно Жалобе Конкурсная документация не содержит дату и время вскрытия конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе конкурсного отбора.

В соответствии с подпунктом «ф» пункта 12 Правил документация
об отборе должна содержать место, дату и время вскрытия конвертов
с уведомлениями об участии во втором этапе (при необходимости).

Согласно пунктами 9.5, 9.6, 9.7 Конкурсной документации конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня окончания первого этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте протокол первого этапа оценки и сопоставления заявок.

Прием уведомлений об участии во втором этапе Конкурса осуществляется по адресу: 630007, Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный пр-т, 18, каб. 607. Прием уведомлений об участии во втором этапе Конкурса осуществляется в течение 3 (трех) дней со дня, следующего за днем размещения протокола первого этапа оценки и сопоставления заявок согласно пункту 9.5 Конкурсной документации. В случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок Организатору торгов поступили уведомления об участии во втором этапе
от участников Конкурса, указанных в протоколе первого этапа оценки
и сопоставления заявок, составляемом согласно пункту 9.5 документации
об отборе, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок.

В соответствии с пунктом 9.11 Конкурсной документации конкурсная комиссия вскрывает конверты с уведомлениями об участии во втором этапе
не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания приема уведомлений об участии во втором этапе в порядке, указанном в разделе 6 Конкурсной документации.

Согласно пункту 9.12 Конкурсной документации вскрытие конвертов
с уведомлениями об участии во втором этапе Конкурса осуществляется по адресу: 630007, Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный пр-т, 18,
каб. 324 в 09 часов 00 минут по местному времени (UTC+7).

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что дата вскрытия конвертов с уведомлениями
об участии во втором этапе Конкурса не была установлена в Конкурсной документации, поскольку дата вскрытия конвертов зависит от даты размещения на официальном сайте протокола первого этапа оценки и сопоставления заявок. При этом представителем Организатора торгов было отмечено, что Конкурсной документацией не предусматривается участие представителей участников Конкурса в процедуре вскрытия конвертов с уведомлениями об участии
во втором этапе Конкурса.

Вместе с тем из Жалобы невозможно сделать вывод о том, как отсутствие указанной информации в Конкурсной документации привело к нарушению прав и законных интересов Заявителя.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

1.  Признать жалобу ООО «ЛаТранс» на действия организатора торгов – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области при проведении конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области (извещение № 230318/25164680/01) частично обоснованной.

 

2.  Выдать организатору торгов – Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области обязательное для исполнения предписание.

 

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны