Решение №04/42137/17 РЕШЕНИЕ по делу № 1-17-3/00-04-17 о нарушении антимонопольно... от 22 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1-17-3/00-04-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена: «16» июня 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено: «22» июня 2017 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению
дела № 1-17-3/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>;

рассмотрев дело № 1-17-3/00-04-17 по признакам нарушения ООО «Центр реализации» (119019, г. Москва, Нащокинский пер., д. 14) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном отказе в регистрации ИП Колмакова А.М. на электронной площадке «Центр реализации», расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
по адресу
www.centerr.ru, что могло повлечь ограничение конкуренции
при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ООО «ВСБ» (извещение в газете «Коммерсантъ»
№ 77031539489, лот № 27), в присутствии на заседании Комиссии представителя ООО «Центр реализации»:
<...> – доверенность от 15.02.2017 № 01,
в отсутствие ИП Колмакова А.М.,
уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 1-17-3/00-04-17,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Основанием для возбуждения дела № 1-17-3/00-04-17 явилось заявление
ИП Колмакова А.М. (далее – заявление), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства ООО «Центр реализации», в соответствии
с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции.

Согласно информации, полученной на запрос ФАС России
(исх. № РП/77396/16 от 10.11.2016) от ООО «Центр реализации», оператор электронной площадки – ООО «Центр реализации» не зарегистрировал
ИП Колмакова А.М. на электронной площадке «Центр реализации», расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
по адресу www.centerr.ru, по причине представления ИП Колмаковым А.М. выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подписанной квалифицированной электронной подписью налогового органа, вместо копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, либо ее нотариально заверенной копии.

На основании полученных сведений приказом ФАС России от 18.01.2017
№ 27/17 возбуждено дело № 1-17-3/00-04-17 по признакам нарушения
ООО «Центр реализации» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

27.06.2016 в газете «Коммерсантъ», в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве организатором торгов – ООО «Центр реализации имущества должников» было размещено сообщение о продаже посредством публичного предложения имущества должника ООО «ВСБ»: автомобиль Volkswagen Touareg (лот № 27) (далее – Торги), согласно которому Торги проводятся на электронной площадке «Центр реализации», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.centerr.ru (далее – Электронная площадка) с 03.08.2015 по 07.12.2015.

Из заявления следует, что ООО «Центр реализации» было отказано
ИП Колмакову А.М. в регистрации на Электронной площадке по причине непредставления ИП Колмаковым А.М. сканированной копии – электронного образа (копии) оригинала выписки из ЕГРИП, либо его нотариально заверенной копии.

При этом при подаче заявки на регистрацию на Электронной площадке
ИП Колмаковым А.М. была представлена выписка из ЕГРИП, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа, которая, в свою очередь, при прикреплении в составе заявки на регистрацию
на Электронной площадке также подписывается электронной подписью заявителя.

В подтверждение указанного довода ИП Колмаковым А.М. в ходе рассмотрения дела № 1-17-3/00-04-17 были представлены скриншоты экрана персонального компьютера, свидетельствующие о неоднократном отказе
ООО «Центр реализации» в регистрации ИП Колмакова А.М. на Электронной площадке исключительно по причине представления выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.

Кроме того, согласно заявлению для работы с Электронной площадкой требуется Сертификат, который используется для подписи документов, передаваемых на Электронную площадку. Такой Сертификат сроком на 1 год
был приобретен ИП Колмаковым А.М. в компании «Тензор».

При этом на протяжении всего срока действия Сертификата, предназначенного для работы с Электронной площадкой, ИП Колмаков А.М.
был лишен возможности им воспользоваться, так как не имел возможности подать заявку на участие в торгах, проводимых на Электронной площадке, ввиду неоднократного отказа ООО «Центр реализации» в регистрации
ИП Колмакова А.М. на Электронной площадке (было сделано более 100 запросов на регистрацию).

Таким образом, вышеуказанные действия ИП Колмакова А.М. свидетельствуют о намерении ИП Колмакова А.М. принять участие торгах, проводимых на Электронной плоащдке, в том числе в торгах, предметом которых является право заключения договора купли-продажи транспортного средства: автомобиль Volkswagen Touareg 2005 г.в. VIN WVGZZZ7LZ6D042309, однако ввиду неоднократных отказов в регистрации на Электронной площадке
ИП Колмаков А.М. был лишен возможности принять участие в торгах, проводимых на Электронной плоащдке, в том числе указанных в заявлении.

На момент проведения Торгов порядок их проведения был урегулирован положениями статей 110 и 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)», приказом Минэкономразвития России
от 15.02.2010 № 54.

Согласно пункту 2.2 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 № 54 (далее – Порядок), действующего в момент проведения Торгов, для регистрации на электронной площадке заявитель представляет оператору электронной площадки следующие документы и сведения:

– заявление на регистрацию;

– копию действительной на день представления заявления на регистрацию выписки из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей);

– копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

– сведения об идентификационном номере налогоплательщика;

– адрес электронной почты для направления оператором электронной площадки уведомлений в соответствии с Порядком.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка указанные в пункте 2.2 Порядка документы и сведения должны быть подписаны руководителем
или уполномоченным им лицом и заверены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (для заявителей – юридических лиц
или индивидуальных предпринимателей) или собственноручно подписаны физическим лицом (для заявителей – физических лиц), либо должны быть представлены в форме электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью (далее – электронный документ).

Согласно пункту 2.6 Порядка оператор электронной площадки отказывает заявителю в регистрации в случае непредставления им документов и сведений, указанных в пункте 2.2 Порядка, или в случае, если представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или в них обнаружена недостоверная информация, либо представленные заявителем сведения являются недостоверными. Отказ в регистрации на электронной площадке по иным основаниям, кроме указанных в пункте 2.6 Порядка,
не допускается.

Аналогичные требования содержались в пунктах 7.2, 7.3 и 7.6 «Регламента проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
на площадке Торги по банкротству. Центр реализации, размещенной на сайте http://bankrupt.CenterR.ru/ в сети Интернет» (далее – Регламент), действующего
в момент проведения Торгов.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предоставление содержащихся в государственных реестрах
сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011
№ 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу
на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Согласно части 3 статьи 6 Закона об электронной подписи если
в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии
с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью
и заверенному печатью.

Учитывая изложенное, исходя из положений Закона об электронной подписи, выписка из ЕГРИП, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному подписью и заверенному печатью.

Кроме того, положениями пунктов 2.2, 2.3 Порядка и пунктов 7.2, 7.3 Регламента не предусмотрено представление нотариально заверенной копии выписки из ЕГРИП.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при отказе
ИП Колмакову А.М. в регистрации на Электронной площадке по причине представления выписки из ЕГРИП, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа вместо сканированной копии – электронного образа (копии) оригинала выписки из ЕГРИП либо его нотариально заверенной копии, ООО «Центр реализации» были нарушены положения Порядка и Регламента.

Учитывая изложенное, ООО «Центр реализации» было необоснованно отказано ИП Колмакову А.М. в регистрации на Электронной площадке,
что повлекло невозможность ИП Колмакова А.М. принять участие в Торгах.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести
к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом, исходя из положений статьи 17 Закона о защите конкуренции,
под ограничением конкуренции, для целей применения статьи 17 Закона
о защите конкуренции, понимается ограничение соперничества хозяйствующих субъектов при проведении торгов, в том числе в результате сокращения количества участников торгов.

ФАС России в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции провел анализ состояния конкуренции при проведении торгов
по продаже имущества должника-банкрота, предметом которых являлось право заключения договора купли-продажи транспортного средства: автомобиль Volkswagen Touareg 2005 г.в.
VIN WVGZZZ7LZ6D042309, и установил, что рынок по продаже имущества должника-банкрота является конкурентным.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Центр реализации» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении конкуренции в период проведения Торгов путем сокращения количества потенциальных участников.

При этом Комиссия отмечает, что ООО «Центр реализации» письмом
от 03.05.2017 № 03-05-17/25 сообщило, что с 02.03.2017 на Электронной площадке принимаются выписки из Единого государственного реестра юридических лиц
и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подаваемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.

В подтверждение указанной позиции ООО «Центр реализации»
были представлены документы, свидетельствующие о регистрации 13.04.2017
ИП Колмакова А.М., представившего выписку из ЕГРИП в электронной форме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью МИ ФНС
по ЦОД, на Электронной площадке.

Также ООО «Центр реализации» были представлены документы, свидетельствующие о том, что в период с 02.03.2017 по 27.04.2017 на Электронной площадке были зарегистрированы 2 юридических лица и 3 индивидуальных предпринимателя, представивших в составе заявок на регистрацию
на Электронной площадке выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Центр реализации» было устранено нарушение, послужившее основанием для возбуждения
дела № 1-17-3/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Также Комиссия отмечает, что по результатам проведения Торгов,
в которых ИП Колмаков А.М. не смог принять участие ввиду действий
ООО «Центр реализации», между ООО «ВСБ» и победителем Торгов
был заключен договор № 2015-2546/40 купли-продажи транспортного средства
от 12.11.2015.

Кроме того, приказ Минэкономразвития России от 15.02.2010 № 54 утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, вступившего в силу 08.03.2016.

Таким образом, основания для выдачи предписания ООО «Центр реализации» отсутствуют.

26.05.2017 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла решение об отложении рассмотрения дела № 1-17-3/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 1-17-3/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-17-3/00-04-17
от 26.05.2017 (исх. № 04/35576/17 от 26.05.2017) на основании части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах
дела № 1-17-3/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства
(исх. № 04/36665/17 от 31.05.2017) была направлена лицам, участвующим в деле
№ 1-17-3/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных
в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела
о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 1-17-3/00-04-17
о нарушении антимонопольного законодательства 16.06.2017 представителем
ООО «Центр реализации» пояснений, доказательств и иных доводов
в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела
№ 1-17-3/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства, представлено не было.

Письмами от 15.06.2017 № 1/6-2017 (вх. № 91807-ЭП/17 от 160.6.2017),
от 15.06.2017 № 2-6/2017 от 15.06.2017 (вх. № 91808-ЭП/17 от 16.06.2017)
ИП Колмаков А.М. представил дополнительные материалы по делу
№ 1-17-3/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которым ИП Колмаков А.М. просит Комиссию обязать ООО «Центр реализации» выплатить ИП Колмакову А.М. прямой убыток в размере 2 500 руб., понесенный
в результате оплаты Сертификата, который используется для подписи документов, передаваемых на Электронную площадку, и дающий право работы на Электронной площадке.

Между тем в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий,
в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны
и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию
применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, рассмотрение вопроса о возмещении убытков, понесенных
в результате незаконного отказа ООО «Центр реализации» в регистрации
на Электронной площадке, не входит в компетенцию антимонопольного органа.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о защите конкуренции лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Учитывая изложенное, ИП Колмаков А.М. вправе обратиться
в установленном порядке в суд, арбитражный суд с иском о возмещении убытков, понесенных в результате необоснованного отказа ООО «Центр реализации»
в регистрации на Электронной площадке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать ООО «Центр реализации» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в результате незаконного отказа в регистрации
ИП Колмакова А.М. на Электронной площадке, что могло повлечь ограничение конкуренции при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ООО «ВСБ» (извещение в газете «Коммерсантъ» № 77031539489, лот № 27).

 

2.  Предписание по делу № 1-17-3/00-04-17 не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны