Решение №04/43861/14 Решение по делу от 29 октября 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-15-108/00-04-14

 

«29» октября 2014 года г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2014 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) <..>

рассмотрев дело № 1-15-108/00-04-14 по признакам нарушения Законодательным собранием Калужской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии

представителей саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» Павлова И.А. (доверенность от 08.10.2014 № 1/1014), Романовой В.В. (доверенность от 08.10.2014 б/н);

представителя Законодательного собрания Калужской области Сорокина В.О (доверенность от 15.09.2014 № 6-0284),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела послужило поступившее в Федеральную антимонопольную службу обращение саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» (далее – заявитель; СРО НП «ОПКД») на действия Законодательного собрания Калужской области, принявшего закон Калужской области от 24.04.2014 № 562-ОЗ «Об определении казенного предприятия Калужской области «Бюро технической инвентаризации» единственным подрядчиком на выполнение кадастровых работ» (далее — Закон № 562-ОЗ).

Преамбула Закона № 562-ОЗ гласит, что данный закон принят в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в связи с потребностью органов исполнительной власти Калужской области в кадастровых работах.

Статья 1 Закона № 562-ОЗ определяет казенное предприятие Калужской области «Бюро технической инвентаризации» единственным подрядчиком на выполнение кадастровых работ, заказчиками которых являются органы исполнительной власти Калужской области.

Согласно позиции заявителя, в связи с принятием Закона № 562-ОЗ кадастровые инженеры, в том числе состоящие в СРО НП «ОПКД», имеющие квалификационные аттестаты, лишены права выполнять кадастровые работы для нужд органов исполнительной власти Калужской области.

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, представлены следующие пояснения.

Письмом от 30.05.2014 № 3-0952 Законодательное собрание Калужской области сообщило, что основанием принятия Закона № 562-ОЗ является пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

По мнению ответчика указанный областной Закон № 562-ОЗ позволяет органам исполнительной власти Калужской области оперативно выполнять функции по оформлению технической документации на объекты недвижимости и последующей их постановке на государственный кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки у единственного подрядчика (исполнителя) возможно в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

Из части 1 статьи 29 Закона о кадастре следует, что кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о кадастре кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:

  • в качестве индивидуального предпринимателя;

  • в качестве работника юридического лица не основании трудового договора с таким юридическим лицом.

При этом, согласно статье 33 Закона о кадастре такое юридическое лицо обязано иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона о кадастре квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что кадастровые работы не относятся к видам деятельности, которые могут осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, а на уровне федерального законодательства установлен широкий круг возможных исполнителей кадастровых работ.

В этой связи, кадастровые работы, заказчиками которых являются органы исполнительной власти Калужской области, могут выполняться любым юридическим лицом, в штате которого имеется не менее двух кадастровых инженеров, а также кадастровыми инженерами, осуществляющими свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Письмом от 02.06.2014 № 07-03651/14, представленным в ходе рассмотрения ФАС России обращения СРО НП «ОПКД», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии сообщила, что по состоянию на 02.06.2014 в государственном реестре кадастровых инженеров содержатся сведения о 332 кадастровых инженерах, получивших квалификационные аттестаты в Министерстве экономического развития Калужской области, из которых действующий квалификационный аттестат имеют 323 кадастровых инженера.

Кроме того, в Калужской области осуществляет деятельность Калужский филиал СРО НП «ОПКД», в реестре которого состоит 51 кадастровый инженер.

Согласно письму от 03.06.2014 № 1464, представленному ответчиком в ФАС России, казенным предприятием Калужской области «Бюро технической инвентаризации» с 2013 года по настоящее время с исполнительными органами государственной власти Калужской области было заключено шесть договоров на выполнение кадастровых работ, что также подтверждается письмом Министерства экономического развития Калужской области от 29.05.2014 № 5480-14-ВП.

В ходе рассмотрения дела СРО НП «ОПКД» Комиссии представлены заявления хозяйствующих субъектов ООО «Землеустроительное кадастровое предприятие «Кадастр», ООО «Калугаземпредприятие», ОАО «Калугаземпредприятие», работающих на рынке кадастровых работ, согласно которым, в связи с принятием Закона № 562-ОЗ, данные организации лишаются права выполнять кадастровые работы для нужд органов исполнительной власти Калужской области.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что реализация статьи 1 Закона № 562-ОЗ создает казенному предприятию Калужской области «Бюро технической инвентаризации» преимущество, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности.

В соответствии с положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги представляют собой особый способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди нескольких предложивших лучшую цену или лучшие условия, т.е. содержит принцип состязательности хозяйствующих субъектов.

При этом процедура проведения торгов позволяет выявить потенциальных желающих выполнять работы.

Учитывая, что выполнение кадастровых работ не является исключительным полномочием органов исполнительной власти Калужской области или подведомственных организаций, отбор хозяйствующих субъектов для осуществления такой деятельности должен осуществляться путем проведения торгов. Непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право выполнять соответствующие работы, что может привести к ограничению конкуренции.

Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статьей 1 Закона № 562-ОЗ казенное предприятие Калужской области «Бюро технической инвентаризации» определено в качестве организации, выполняющей кадастровые работы, заказчиками которых являются органы исполнительной власти Калужской области, что лишает иные организации, выполняющие кадастровые работы, возможности принять участие в конкурентной борьбе за право выполнять соответствующие работы и создает данному казенному предприятию преимущество, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности, что может привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Законодательного собрания Калужской области, выразившиеся в определении казенного предприятия Калужской области «Бюро технической инвентаризации» в качестве единственного хозяйствующего субъекта, осуществляющего кадастровые работы, заказчиками которых являются органы исполнительной власти Калужской области, могут привести к ограничению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Законодательное собрание Калужской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем определения статьей 1 Закона № 562-ОЗ казенного предприятия Калужской области «Бюро технической инвентаризации» в качестве единственного хозяйствующего субъекта, осуществляющего кадастровые работы, заказчиками которых являются органы исполнительной власти Калужской области, что может привести к ограничению конкуренции.

2. Предписание не выдавать.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны