Решение №04/43907/18 РЕШЕНИЕ № Т-101/18 по результатам рассмотрения жалоб ООО "Ую... от 14 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Т-101/18
по результатам рассмотрения жалоб ООО «Уют плюс»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 08.06.2018                                                            г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 27 в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:

–  ООО «Уют плюс»: <...> – доверенность от 28.05.2018 № 2;

–  Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края: <...> – доверенность от 18.05.2018 № 82, <...> – доверенность от 18.05.2018 № б/н,

рассмотрев жалобы ООО «Уют плюс» на действия организатора торгов – Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории
Бийской зоны Алтайского края (извещение № 050418/25740114/02)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступили жалобы
ООО «Уют плюс» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края (извещение
№ 050418/25740114/02) (далее – Конкурс; Жалобы).

Из Жалоб следует, что Организатором торгов при организации
и проведении Конкурса были нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Представители Организатора торгов с доводами Жалоб не согласились, указав, что при организации и проведении Конкурса Организатор торгов действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

05.04.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов
www.torgi.gov.ru Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 06.04.2018; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 27.04.2018; дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 24.04.2018; срок, на который присваивается статус регионального оператора – 3 года.

1. Согласно Жалобам установленный Организатором торгов
в Документации для проведения конкурсного отбора регионального
оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края, утвержденной приказом Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 05.04.2018 № 169 (далее – Конкурсная документация), порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, а также порядок присвоения баллов участникам Конкурса не соответствует Правилам.

Пунктом 4.3 Конкурсной документации установлены предельные значения для критериев Конкурса и величина значимости критериев Конкурса.

Согласно подпунктам «к», «х» пункта 12 Правил документация об отборе содержит величину значимости критериев оценки и сопоставления заявок, порядок оценки и сопоставления заявок.

В соответствии с пунктом 69 Правил оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения
в соответствии с критериями конкурсного отбора и в порядке, которые установлены документацией об отборе.

Согласно пункту 71 Правил лучшие условия исполнения соглашения соответствуют наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев оценки и сопоставления заявок
по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях других участников конкурсного отбора, с учетом значимости критериев конкурсного отбора, предусмотренных документацией об отборе.

На рассмотрении Жалоб Комиссией ФАС России представить Организатора торгов пояснил, что для оценки и сопоставления заявок
на участие в Конкурсе Организатором торгов применена бальная шкала оценки заявок на участие в Конкурсе, максимальное количество баллов, которое может получить участник Конкурса – 1 балл.

Согласно подпункту «и» пункта 12 Правил документация об отборе содержит критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

При этом положениями Правил не установлен порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также максимально и минимально возможные величины значимости критериев конкурсного отбора.

Комиссия ФАС России отмечает, что на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении прав лиц, подавших заявки на участие
в Конкурсе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при установлении порядка оценки и сопоставления заявок на участие
в Конкурсе, а также величин
значимости критериев оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе Организатор торгов действовал в соответствии
с требованиями Правил.

Таким образом, данный довод Жалоб является необоснованным.

2.  Согласно Жалобам Организатором торгов в Конкурсной документации и проекте Соглашения установлена обязанность регионального оператора обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных
участках, не предназначенных для этих целей и указанных в Приложении № 4
к Конкурсной документации.

При этом в нарушение требований подпункта «з» пункта 12 Правил
не указан источник финансирования такой обязанности регионального оператора.

Согласно подпункту «з» пункта 12 Правил документация об отборе содержит обязанности регионального оператора по обеспечению обращения
с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках,
не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе,
с указанием источника финансирования (при необходимости).

В соответствии с пунктом 3.7.3 Конкурсной документации региональный оператор обязан обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора
на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных
в Приложении № 4 к Конкурсной документации, на условиях, установленных соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пунктам 2.3.8 и 2.3.9 проекта Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами
в Барнаульской зоне Алтайского края, являющегося Приложением № 7
к Конкурсной документации (далее – проект Соглашения), региональный оператор обязан ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО на основании договоров на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с собственником земельного участка, на котором обнаружены ТКО, в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации; принимать необходимые меры в случае обнаружения вновь возникших мест несанкционированного размещения ТКО, объем которых превышает 1 куб. м, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
№ 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Согласно пункту 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает
1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей
и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан
в течение 5 рабочих дней:

–  уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

–  уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка
о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами если собственник земельного участка в течение
30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором
на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд
с требованием о взыскании понесенных расходов.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалоб не находит своего подтверждения.

3.  Согласно Жалобам проект Соглашения сдержит неточные, противоречивые положения.

В соответствии с подпунктом «щ» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит проект соглашения.

Приложение № 7 к Конкурсной документации содержит проект Соглашения.

На рассмотрении Жалоб Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что запросов о разъяснении положений проекта Соглашения Организатору торгов от Заявителя не поступало.

 

Кроме того, по результатам проведения Конкурса между Организатором торгов и победителем Конкурса было подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Бийской зоне Алтайского края от 23.05.2018 № 390/18-ДО (далее – Соглашение).

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении Организатором торгов прав Заявителя в части указания в проекте Соглашения прав и обязанностей регионального оператора, а также что Соглашение не было заключено с Заявителем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалоб не находит своего подтверждения.

4.  Согласно Жалобам заявка Заявителя на участие в Конкурсе была неправомерно отклонена Организатором торгов.

В соответствии с Протоколом № 7 рассмотрения заявок на участие
в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края (извещение от 05.04.2018 № 050418/25740114/02) от 04.05.2018 Заявителю было отказано в допуске к участию в Конкурсе.

На рассмотрении Жалоб Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Заявителю было отказано в допуске
к участию в Конкурсе, в том числе в связи с представлением Заявителем
в составе заявки на участие в Конкурсе недостоверных сведений, а именно неверного указания значения критерия «Приведенная стоимость услуги регионального оператора».

Согласно подпунктам «и», «м» пункта 12 Правил документация об отборе содержит критерии качества оказания услуги региональным оператором,
их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования
к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором; информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.

Расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора
и ее максимально допустимая величина указаны в Приложении № 8
к Конкурсной документации.

В соответствии с Приложением № 8 к Конкурсной документации приведенная стоимость услуги регионального оператора рассчитывается
по формуле:

где:

НВВПР приведенная стоимость услуг регионального оператора начиная
с первого года действия соглашения об организации деятельности

по обращению с твердыми коммунальными отходами i0 до последнего года действия такого соглашения n, тыс. руб.;

НВВiРО необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, тыс. руб.;

ИПЦiиндекс роста потребительских цен в году i в соответствии
с установленным на соответствующий год прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;

r ставка дисконтирования, составляет r = 0,0995, которая рассчитана
с учетом индекса цен 0,04 и нормы доходности, установленным федеральным органом регулирования
тарифов на соответствующий год.

В ходе рассмотрения Жалоб Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в представленном Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора в результате допущенной Заявителем арифметической ошибки указано недостоверное значение приведенной стоимости
услуги регионального оператора, что повлекло за собой недостоверное
указание значения критерия «Приведенная стоимость услуги регионального оператора».

Документов и сведений, подтверждающих правильность расчета Заявителем приведенной стоимости услуги регионального оператора, представленного Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе,
на рассмотрении Жалоб Комиссией ФАС России представителем Заявителя представлено не было.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 9 Правил конкурсная комиссия,
в том числе осуществляет рассмотрение заявок на участие в конкурсе, проверяет документы и материалы, представленные в составе заявки на участие в конкурсе на предмет достоверности сведений, содержащихся в этих документах и материалах.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 43 Правил конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в случае непредставления документов, указанных в пункте 26 Правил, или наличия
в таких документах недостоверных сведений.

Согласно подпункту «ж» пункта 26 Правил заявка содержит расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 7.8, 6.4 Конкурсной документации.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе ошибок в расчете приведенной
стоимости услуги регионального оператора, а также что факт наличия недостоверных сведений, представленных в составе заявки на участие
в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, уже является достаточным основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе, Комиссия
ФАС России приходит к выводу, что при отказе Заявителю в допуске к участию
в Конкурсе конкурсная комиссия действовала в соответствии с подпунктом «а» пункта 43 Правил.

Таким образом, данный довод Жалоб является необоснованным.

Письмом от 28.05.2018 № 16 (вх. от 29.05.2018 № 83750-ЭП/18) Заявителем были представлены дополнения к Жалобам.

Согласно части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней
и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Возражение на жалобу направляется
в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

В связи с тем, что дополнения к Жалобам были представлены Заявителем
с нарушением положений части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, указанные дополнения к Жалобе не могут быть рассмотрены Комиссией
ФАС России по существу.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России было установлено, что Приложение № 8 к Конкурсной документации содержит порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора.

Согласно подпункту «м» пункта 12 Правил документация об отборе содержит информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.

В соответствии с пунктом 35 Правил расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и ставки дисконтирования осуществляется
в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно Приложению № 8 к Конкурсной документации при расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора была применена норма доходности инвестированного капитала для расчета тарифов
в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии
с приказом ФАС России от 11.11.2016 № 1594/16 размере 13,95%.

Расчет необходимой валовой выручки производится в соответствии
с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом
ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

Максимально допустимая величина приведенной стоимости услуги
регионального оператора на 2018-2021 годы составляет 1 693 001 885,71 рубля
с НДС.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что приказом ФАС России
от 25.12.2017 № 1768/17 утверждена минимальная норма доходности инвестированного капитала для расчета тарифов в области обращения
с твердыми коммунальными отходами с применением метода доходности инвестированного капитала, созданного до перехода к регулированию тарифов
с применением метода доходности инвестированного капитала,
на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2018 году, в номинальном выражении в следующих размерах:
в первом году долгосрочного периода регулирования – 5,11%; во втором году долгосрочного периода регулирования – 10,21%; в третьем году долгосрочного периода регулирования – 13,21%.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при разработке Конкурсной документации, а именно при некорректном расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора ввиду применения нормы доходности инвестированного капитала
для расчета тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с приказом ФАС России от 11.11.2016 № 1594/16, были нарушены требования подпункта «м» пункта 12 и пункта 35 Правил.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что ввиду того,
что победителем Конкурса было предложено значение приведенной стоимости услуги регионального оператора ниже приведенной стоимости услуги регионального оператора, рассчитанной с применением нормы доходности инвестированного капитала для расчета тарифов в области обращения
с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом ФАС России
от 25.12.2017 № 1768/17, некорректный расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора, указанный в Приложении № 8 к Конкурсной документации, не привел к нарушению прав победителя Конкурса.

На основании изложенного и в соответствии с частью 17, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобы ООО «Уют плюс» на действия организатора торгов – Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края (извещение № 050418/25740114/02) необоснованными.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны