Решение №04/5205/15 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 9 февраля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Т-6/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Гео-Проект» на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 04.02.2015                                                  г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 11 в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– ООО «Гео-Проект»: <...> - доверенность № б/н от 30.01.2015;

– Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра): уведомлен надлежащим образом, представители на рассмотрение жалобы не явились;

– ЗАО Рудник «Западная - Ключи»: <...> - доверенность № б/н от 27.11.2014,

рассмотрев жалобу ООО «Гео‑Проект», направленную письмом Красноярского УФАС России от 27.01.2015 № 1291, на действия организатора торгов — Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу при проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота и попутных компонентов на участке недр Алексеевской площади в Могочинском районе Забайкальского края (извещение № 061014/0880740/01, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Гео‑Проект» (далее - Заявитель), направленная письмом Красноярского УФАС России от 27.01.2015 № 1291, на действия организатора торгов — Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) (далее — Организатор торгов) при проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота и попутных компонентов на участке недр Алексеевской площади в Могочинском районе Забайкальского края (извещение № 061014/0880740/01, лот № 1) (далее – Аукцион; Жалоба).

Из Жалобы следует, что действия Организатора торгов, выразившиеся в установлении незаконных требований к заявителям для участия в Аукционе, а также, в том числе, в ненадлежащем исполнении решения и предписания ФАС России № Т-81/14 от 01.12.2014, лишили Заявителя возможности принять участие в Аукционе и нарушили его права как потенциального участника Аукциона.

Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

06.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее — Официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Аукциона, c приложением Порядка и условий проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота и попутных компонентов на участке недр Алексеевской площади в Могочинском районе Забайкальского края, утвержденного Приказом № 518 от 02.10.2014 (далее – Порядок), согласно которому заявки принимаются к регистрации на участие в Аукционе до 16:00 (местное время) 05.11.2014; дата и время проведения Аукциона – 25.11.2014 в 10:00 (местное время).

Реализация права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота и попутных компонентов на участке недр Алексеевской площади в Могочинском районе Забайкальского края осуществляется Организатором торгов на основании приказа Организатора торгов № 518 от 02.10.2014 и в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.01.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденным приказом Минприроды России от 17.06.2009 № 156 (далее — Административный регламент), Положением о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию от 02.04.2014 № 202.

1. Согласно Жалобе в качестве одного из требований, предусмотренных в Приложении 2 к Порядку, было установлено, что заявители для участия в Аукционе должны предоставить в составе заявки на участие в Аукционе нотариально заверенные копии учредительных документов подрядчиков.

Не имея возможности представить указанные документы, Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе.

Вместе с тем, 01.12.2014 Комиссией Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров было вынесено решение и предписание № Т-81/14 от 01.12.2014 в том числе о приведении Порядка в соответствии с Административным регламентом, в части исключения требования о необходимости предоставления заявителями в составе заявки на участие в Аукционе нотариально заверенных копий учредительных документов подрядчиков и отмене протокола заседания Рабочей группы по рассмотрению заявочных материалов, поступивших на участие в Аукционе от 10.11.2014.

На Официальном сайте Организатором торгов был опубликован новый Порядок, согласно которому из Приложения 2 к Порядку было исключено требование о необходимости предоставления заявителями в составе заявки на участие в Аукционе нотариально заверенных копий учредительных документов подрядчиков и была назначена новая дата проведения Аукциона — 30.01.2015.

Согласно Жалобе, а также пояснениям представителя Заявителя, при внесении указанных изменений в Порядок Организатор торгов обязан был изменить срок подачи заявок на участие в Аукционе. Кроме того, по мнению Заявителя, перенос Организатором торгов срока проведения Аукциона на 30.01.2015, а именно более чем на два месяца, является нарушением Административного регламента.

В соответствии с письменными пояснениями представителя Организатора торгов, во исполнение решения и предписания ФАС России № Т-81/14 от 01.12.2014 Организатором торгов в Порядок были внесены изменения в части исключения требования о предоставлении учредительных документов подрядчиков в нотариально заверенных копиях (приказ № 757 от 09.12.2014 «О внесении изменений в порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота и попутных компонентов на участке недр Алексеевская площадь в Могочинском районе Забайкальского края»).

Таким образом, решение о внесении изменений в Порядок было принято 09.12.2014, то есть после окончания установленного срока подачи заявок на участие в Аукционе, а именно после 05.11.2014.

Кроме того, в соответствии с пунктом 44 Административного регламента извещение об изменении, вносимом в Порядок, подлежит опубликованию в порядке, установленном для опубликования извещения о проведении аукциона.

Согласно абзацу 11 статьи 13.1 Закона о недрах объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте не менее чем за 90 дней до дня проведения конкурса на право пользования участками недр или не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр.

На официальном сайте извещение о внесении изменений в Порядок опубликовано 10.12.2014, дата проведения аукциона назначена на 30.01.2015.

В соответствии с пунктом 38 Административного регламента в случае принятия решения о переносе сроков проведения аукциона на право пользования участками недр после окончания срока подачи заявок, то ранее установленный срок подачи заявок не изменяется.

Кроме того, Комиссией ФАС России было установлено, что пунктом 36 Административного регламента предусмотрены обстоятельства, препятствующие проведению аукциона в установленные сроки. К этим обстоятельствам относятся:

  • отсутствие кворума для заседания аукционной комиссии, о котором стало известно до даты проведения аукциона;

  • возникновение обстоятельств непреодолимой силы, а также чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае возникновения указанных обстоятельств, председателем аукционной комиссии принимается решение о переносе срока заседания аукционной комиссии, но не более чем на 7 дней.

С учетом изложенного, внесение изменений в Порядок, после окончания установленного срока подачи заявок на участие в Аукционе (осуществленное на основании вынесенных решения и предписания ФАС России № Т-81/14 от 01.12.2014), не является тем обстоятельством, которое могло бы препятствовать проведению аукциона в установленные сроки.

Таким образом, довод Заявителя о том, что действия Организатора торгов, выраженные в переносе срока проведения Аукциона на 30.01.2015, а именно более чем на два месяца, является нарушением Административного регламента, не нашел своего подтверждения.

При этом, Комиссией ФАС России установлено, что в связи с внесением изменений в Порядок, заявки, поданные до 05.11.2014, были рассмотрены повторно, в результате чего 4 заявки признаны соответствующими Порядку и были допущены до участия в Аукционе.

При рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России было установлено, что Заявителем в установленный срок, указанный в извещении о проведении Аукциона, заявка на участие в Аукционе не подавалась.

Также Комиссией ФАС России было установлено и подтверждено представителем Заявителя, что Заявителем, с момента опубликования первоначального извещения и до окончания подачи заявок на участие в Аукционе, условия и сроки, предусмотренные в Порядке, не обжаловались.

На рассмотрении Комиссией ФАС России Жалобы присутствовал представитель ЗАО Рудник «Западная — Ключи», которое по результатам рассмотрения заявок допущено к участию в Аукционе. Представитель ЗАО Рудник «Западная — Ключи» поддержал обоснования действий Организатора торгов по переносу срока проведения Аукциона более чем на два месяца, а также подтвердил, что действия Организатор торгов, в части переноса срока проведении Аукциона, не нарушили его права как участника Аукциона.

Таким образом, Комиссией ФАС России установлено, что действия Организатора торгов, выраженные в невнесении изменений в Порядок в части переноса срока окончания подачи заявок соответствуют пункту 38 Административного регламента.

2. Согласно Жалобе в Приложении 2 к Порядку Организатором торгов установлено требование о предоставлении доказательств наличия финансовых средств в размере не менее двукратного размера стартового платежа.

По мнению Заявителя, указанное требование противоречит положениям законодательства Российской Федерации и Административного регламента, как не относящееся к проверке данных о финансовых возможностях заявителей для целей выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, и в следствии чего приводит к ограничению доступа к участию в Аукционе.

Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пунктом 17 Административного регламента к заявке должны прилагаться, в том числе данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами.

Согласно примечанию Приложения 2 к Порядку минимальная сумма необходимых финансовых средств, которая должна быть документально подтверждена, не может быть ниже двойного размера стартового платежа, установленного условиями Аукциона.

Законом о недрах и Административным регламентом не регламентирован порядок определения финансовых возможностей заявителя, необходимых для выполнения указанных работ, и порядок определения размера финансовых средств, подтверждающих указанные возможности.

Согласно письменным пояснениям представителя Организатора торгов установление такого требования было необходимо для определения наличия у заявителя финансовых возможностей для эффективного и безопасного выполнения работ по геологическому изучению, разведки и добычи рудного золота на конкретном участке недр.

На рассмотрении Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заявитель мог подтвердить наличие таких финансовых средств, в случае подачи заявки на участие в Аукционе.

При этом, как было установлено выше Комиссией ФАС России, Заявителем заявка на участие в Аукционе не подавалась.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заявителем не представлено достаточно доказательств о нарушении его прав и законных интересов при установлении Организатором торгов требований о предоставлении документов, подтверждающих наличие финансовых средств в размере не менее двукратного размера стартового платежа, необходимых для выполнения соответствующих работ, а также не указана норма закона, которая могла быть нарушена при установлении Организатором торгов указанного требования в Порядке.

3. Помимо вышеуказанного, Комиссия ФАС России обращает внимание на следующее.

Согласно Жалобе Заявителя при проведении Аукциона Организатором торгов был нарушен срок исполнения государственной функции.

В соответствии с пунктом 28 Административного регламента общий срок исполнения Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по организации проведения в установленном порядке аукционов на право пользования участками недр без учета обстоятельств, препятствующих проведению таких конкурсов и аукционов (обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, а также отсутствия кворума для заседания конкурсной или аукционной комиссии), составляет для аукционов три с половиной месяца с момента официального опубликования извещения о проведении в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации средствах массовой информации, считая с даты первой публикации.

Таким образом, по мнению Заявителя предельный срок исполнения государственной функции по проведению Аукциона истек 21.01.2015.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

С учетом изложенного, ФАС России рассматривает непосредственно действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что согласно пункту 119 Административного регламента текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, осуществляется должностными лицами Роснедр и его территориальных органов, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.

В соответствии с пунктом 130 Административного регламента Роснедра организует и осуществляет контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции территориальными органами Роснедра.

Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан и юридических лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Роснедра (его территориальных органов).

По результатам проведенных проверок, в случае выявления нарушений прав граждан и юридических лиц, к виновным лицам осуществляется применение мер ответственности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Разделом V Административного регламента предусмотрен порядок обжалования действий (бездействия) должного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.

Таким образом, у Комиссии ФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения указанного Заявителем довода.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Гео‑Проект», направленную письмом Красноярского УФАС России от 27.01.2015 № 1291, на действия организатора торгов — Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу при проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота и попутных компонентов на участке недр Алексеевской площади в Могочинском районе Забайкальского края (извещение № 061014/0880740/01, лот № 1) необоснованной.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны