Решение №04/53819/17 РЕШЕНИЕ по делу № 1-17-18/00-04-17 о нарушении антимонопольн... от 7 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1-17-18/00-04-17

о нарушении антимонопольного законодательства

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена: «25» июля 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено: «07» августа 2017 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-17-18/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства
в составе:

<...> (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 1-17-18/00-04-17 по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации (адрес: ул. Знаменка, д. 19,
г. Москва, 119160)
части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в укрупнении лота № 2 при реализации высвобождаемого движимого военного имущества, принадлежащего Российской Федерации,
в присутствии на заседании Комиссии
представителей ООО «ИНЧЕРМЕТ» –
<...> (доверенность от 10.01.2017 б/н), <...> (доверенность от 10.01.2017 б/н), Министерства обороны Российской Федерации – <...> (доверенность от 23.03.2017 № 141/8576),
<...> (доверенность от 23.03.2017 № 141/8577), АО «Российский аукционный дом» – <...> (доверенность от 07.07.2017 № 1657/01),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Основанием для возбуждения дела № 1-17-18/00-04-17 явилось заявление ООО «ИНЧЕРМЕТ» (далее – Заявитель), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства организатором торгов — АО «Российский аукционный дом», в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона
о защите конкуренции.

По мнению Заявителя, действия АО «Российский аукционный дом» содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выражающиеся в необоснованном включении в состав лота № 2 лома черных
и цветных металлов, масел и аккумуляторных батарей, находящихся
на территории значительного количества субъектов Российской Федерации,
в связи с чем указанные действия ведут к ограничению количества потенциальных участников аукциона и, соответственно, способствуют ограничению конкуренции.

Кроме того, Заявитель полагает, что объединение в один лот значительного количества объектов движимого государственного имущества ведет к увеличению начальной минимальной цены лота, что в свою очередь увеличивает размер задатка и существенно ограничивает круг потенциальных участников аукциона.

В целях проверки доводов, указанных в заявлении, ФАС России были направлены запросы в АО «Российский аукционный дом» письмом от 21.09.2016 № РП/65114/16, в Министерство обороны Российской Федерации письмом от 21.09.2016 № РП/65163/16.

По итогам рассмотрения фактических обстоятельств, ответов
на вышеуказанные запросы, а также открытых источников было установлено следующее.

29.08.2016 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о
проведении торгов было размещено извещение № 290816/0530477/01 о проведении электронного аукциона по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности в лице Министерства обороны Российской Федерации. Начальная (минимальная) цена продажи имущества, входящего в состав лота № 2, составила 792 162 370 рублей. Согласно документации об аукционе в состав лота № 2 вошли 10 предписаний, 724 позиции.

Торги осуществлялись посредством проведения аукциона в электронной форме, открытого по составу участников и открытого по форме подачи предложений по цене, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 860 и постановления Правительства Российской Федерации
от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого военного имущества»
и условиями Договора на организацию продажи и выполнение функций продавца высвобождаемого движимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации с 2015 года по 2020 год от 19.11.2015 № РАД-807а/2015 (далее — Договор).

В соответствии с пунктом 2.1 Договора специализированная организация — АО «Российский аукционный дом» обязуется принять от уполномоченного органа — Министерства обороны Российской Федерации предписание для передачи на реализацию имущества.

Таким образом, по мнению ФАС России, действия содержащие признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции совершены уполномоченным органом — Министерством обороны Российской Федерации.

На основании полученных сведений приказом ФАС России от 20.02.2017 № 194/17 возбуждено дело № 1-17-18/00-04-17 по признакам нарушения
Министерством обороны Российской Федерации части 1 статьи 17 Закона
о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

В соответствии с положением подпункта 19 пункта 2.1 Договора
АО «Российский аукционный дом» организует продажу имущества в течение 34 (тридцати четырех) календарных дней с момента получения предписания для передачи на реализацию имущества на внутреннем (внешнем) рынке
по форме, представленной уполномоченным органом.

В ходе заседания Комиссии представитель АО «Российский аукционный дом» пояснил, что организатором торгов по согласованию с уполномоченным органом имущество формируется в лоты на основании представляемых уполномоченных органом предписаний.

Согласно информации, полученной в ходе рассмотрения дела
1-17-18/00-04-17, в адрес АО «Российский аукционный дом» было направлено письмо Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.08.2016 № 141/25993, согласно которому уполномоченным органом было указано на необходимость проведения торгов по реализации высвобождаемого движимого военного имущества в возможно короткие сроки с максимальным укрупнением лотов по номенклатуре
и количеству (ликвидного и неликвидного) имущества.

Во исполнение указаний уполномоченного органа организатором торгов был подготовлен проект информационного сообщения № 290816/0530477/01
о продаже высвобождаемого движимого военного имущества в составе укрупненного лота, который был направлен на согласование в Министерство обороны Российской Федерации письмом от 26.08.2016 № 2824/05. Данное информационное сообщение было согласовано уполномоченным органом — Министерством обороны Российской Федерации письмом от 29.08.2016
вх. № 1747.

Таким образом, доводы представителя Министерства обороны Российской Федерации, озвученные в ходе заседания Комиссии, об отсутствии факта согласования организатором торгов с Министерством обороны Российской Федерации лотов при проведении электронного аукциона
по продаже высвобождаемого движимого военного имущества не находят своего подтверждения.

В соответствии с пунктом 3.4 проекта договора купли-продажи высвобождаемого движимого военного имущества, размещенного в составе документации об аукционе, покупатель обязан принять и самостоятельно вывезти своими силами и за свой счет имущество в полном объеме в течение 10 дней со дня выдачи ему распорядительных документов.

Вместе с тем из представленной к рассмотрению документации следует, что имущество, входящее в состав лота № 2, расположено на территории 59 субъектов Российской Федерации, а именно: Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, Санкт-Петербург, Севастополь.

При этом из информации, представленной Министерством обороны Российской Федерации письмом от 21.06.2017 № 141/19839, следует, что договор купли-продажи высвобождаемого движимого военного имущества
№ 149/16-ВДВИ/РАД от 04.10.2017 в полном объеме не исполнен.

Кроме того, из справок, приложенных к вышеуказанному письму Министерства обороны Российской Федерации, следует, что причиной несвоевременного исполнения договора купли-продажи высвобождаемого движимого военного имущества № 149/16-ВДВИ/РАД от 04.10.2017, помимо прочего, является значительный объем имущества и специфика местонахождения определенных объектов высвобождаемого движимого военного имущества (вывоз имущества возможно осуществить только после схода снега).

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу
об установлении в проекте договора купли-продажи высвобождаемого движимого военного имущества, размещенного в составе документации
об аукционе, заведомо неисполнимых условий, что может привести
к недопущению, ограничению или устранению конкуренции ввиду отказа неопределенного круга добросовестных хозяйствующих субъектов от участия
в аукционе, в том числе по причине невозможности принятия и вывоза имущества, расположенного в значительной территориальной удаленности.

Кроме того, Комиссией была рассмотрена информация, представленная Министерством обороны Российской Федерации, об общем количестве проведенных аукционов по продаже высвобождаемого движимого военного имущества, включающих лоты с ломом черного и цветного металлов в 2016 году, проведенных АО «Российский аукционный дом». По итогам рассмотрения было установлено, что в 2016 году было сформировано 74 лота
(за исключением лота № 2, рассматриваемого в рамках дела 1-17-18/00-04-17), при этом имущество, включенное в состав вышеуказанных лотов, находилось на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории граничащих федеральных округов, начальная (минимальная) цена лотов составила диапазон от 154 290 рублей до 45 697 141 рублей, тогда как начальная (минимальная) цена лота № 2, рассматриваемого в рамках дела
№ 1-17-18/00-04-17, составляет 792 162 370 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

С учетом изложенного размер задатка для участия в электронном аукционе по лоту № 2 составил 158 432 474 рублей.

Согласно Протоколу от 29.09.2016 № 0-237 о признании претендентов участниками аукциона до участия в электронном аукционе были допущены два хозяйствующих субъекта: ООО «ДельтаМет», ООО «ЦСМ». При этом подачу ценового предложения осуществило только ООО «ДельтаМет», в связи с чем было признано победителем аукциона, предложившим начальную (минимальную) цену лота — 792 162 370 рублей.

Следовательно, конкурентная борьба на торгах фактически отсутствовала – ценовое предложение было единственным и соответствовало минимальной цене продажи высвобождаемого движимого военного имущества.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что формирование лота № 2 подобным образом приводит к ограничению, устранению конкуренции ввиду отказа хозяйствующих субъектов от участия в аукционе, в том числе
по причине недостаточности финансовых ресурсов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести
к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, пунктом 10.9. и 11.3. Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Федеральная антимонопольная служба провела анализ состояния конкуренции на рынке реализации лома черных и цветных металлов, масел и аккумуляторных батарей.

На основании проведенного анализа, а также из информации, представленной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации письмом от 19.05.2017 № 32105/17, следует, что общее количество действующих лицензий на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов
на территории Российской Федерации по состоянию на 30.09.2016 составило 8156 лицензий, что позволяет сделать вывод о том, что рынок реализации лома черных и цветных металлов является конкурентным.

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что в действиях Министерства обороны Российской Федерации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся
в укрупнении лота № 2 при реализации высвобождаемого движимого военного имущества, принадлежащего Российской Федерации.

Также Комиссия отмечает, что по результатам проведенного электронного аукциона (извещение на сайте «www.lot-online.ru» № 290816/0530477/01,
лот № 2) между Министерством обороны Российской Федерации и победителем аукциона —
ООО «ДельтаМет» был заключен договор купли-продажи высвобождаемого движимого военного имущества № 149/16-ВДВИ/РАД
от 04.10.2016.

Таким образом, основания для выдачи предписания Министерству обороны Российской Федерации отсутствуют.

12.06.2017 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла решение об отложении рассмотрения дела
№ 1-17-18/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства в связи
с принятием заключения об обстоятельствах дела № 1-17-18/00-04-17
о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела № 1-17-18/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 04/48530/17 от 17.07.2017) была направлена лицам, участвующим в деле № 1-17-18/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства
и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 1-17-18/00-04-17
о нарушении антимонопольного законодательства 25.07.2017 представителем Министерства обороны Российской Федерации были представлены письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 1-17-18/00-04-17
о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которым
АО «Российский аукционный дом» приняло на себя обязательства по формированию необходимых документов для организации продажи высвобождаемого движимого военного имущества, что, по мнению Министерства обороны Российской Федерации, является деятельностью

по формированию лотов.

Комиссия исследовав имеющиеся в материалах дела № 1-17-18/00-04-17
документы и доказательства, пришла к выводу, что действия Министерства обороны Российской Федерации выразившиеся в
укрупнении лота № 2 путем включения в состав лота имущества, расположенного на территории 59 субъектов Российской Федерации, повлекшее увеличение начальной минимальной цены лота, а также установление в проекте договора купли-продажи высвобождаемого движимого военного имущества, размещенного
в составе документации об аукционе, заведомо неисполнимых условий договора в совокупности привело к ограничению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

Р Е Ш И Л А:

 

      • Признать Министерство обороны Российской Федерации нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем укрупнения лота № 2 при реализации высвобождаемого движимого военного имущества, принадлежащего Российской Федерации, что привело к ограничению конкуренции при проведении электронного аукциона (извещение на сайте «www.lot-online.ru» № 290816/0530477/01, лот № 2).

      • Основания для прекращения дела № 1-17-18/00-04-17 о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют.

      • Предписание по делу № 1-17-18/00-04-17 не выдавать.

      • Передать материалы должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии с КоАП Российской Федерации.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны