Решение №04/73274/18 РЕШЕНИЕ № Т-158/18 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Э... от 13 сентября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

РЕШЕНИЕ № Т-158/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭКМО»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 10.09.2018                                                            г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 5 в составе: <...> (далее – Комиссия
ФАС России), при участии представителей:

–  ООО «ЭКМО»: <...>;

–  Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: <...>,

рассмотрев жалобу ООО «ЭКМО», направленную письмом Томского УФАС России от 27.08.2018 № КВ/5353, на действия организатора торгов – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области (извещение № 270618/2724524/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «ЭКМО» (далее – Заявитель), направленная письмом Томского УФАС России от 27.08.2018 № КВ/5353, на действия организатора торгов – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области (извещение № 270618/2724524/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что заявка единственного участника Конкурса на участие в Конкурсе была необоснованно допущена Организатором торгов к участию в Конкурсе.

Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации и проведении Конкурса Организатор торгов действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

27.06.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 27.06.2018, дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 16.08.2018, дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 16.08.2018; срок, на который присваивается статус регионального оператора – 10 лет.

Согласно Жалобе заявка единственного участника Конкурса была необоснованно допущена Организатором торгов к участию в Конкурсе.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя пояснил, что расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора, представленный единственным участником Конкурса в составе заявки на участие в Конкурсе, не соответствует Документации для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора (далее – Конкурсная документация).

Кроме того, конкурсной комиссией в нарушение положений Конкурсной документации было принято решение о признании заявленного единственным участником Конкурса значения критерия квалифицированности соответствующим предельному значению критерия квалифицированности, установленному в Конкурсной документации.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя также сообщил, что сумма банковской гарантии единственного участника Конкурса составляет 5% максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего года, в то время как Конкурсной документацией установлено, что размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению составляет 10% максимально допустимой выручки регионального оператора.

Рассмотрев копию заявки единственного участника Конкурса на участие в Конкурсе, представленную Организатором торгов на рассмотрении Жалобы, Комиссия ФАС России установила следующее.

1.  Приведенная стоимость услуги регионального оператора, представленная единственным участником Конкурса, не соответствует Конкурсной документации.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 12 Правил документация об отборе содержит информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.

В ходе рассмотрения Комиссией ФАС России Конкурсной документации было установлено, что в соответствии с пунктом 8.2 Конкурсной документации порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора
и ее максимально допустимая величина указаны в Приложении № 2 к Конкурсной документации.

Согласно Приложению № 2 к Конкурсной документации расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484
«О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Максимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора на период 2019-2028 гг. составляет 3 808 909 290,70 руб. (три миллиарда восемьсот восемь миллионов девятьсот девять тысяч двести девяносто рублей семьдесят копеек (с учетом НДС).

Согласно пункту 35 Правил расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и ставки дисконтирования осуществляется в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 24 Правил заявки представляются по форме и в порядке, в сроки и в месте, которые указаны в документации об отборе.

Согласно подпункту «ж» пункта 26 Правил заявка содержит расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора.

Комиссией ФАС России установлено, что в составе заявки единственного участника Конкурса на участие в Конкурсе был представлен расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора по форме, установленной Приложением № 7 к Конкурсной документации. Приведенная стоимость услуги регионального оператора, предложенная единственным участником Конкурса, составила 3 362 723 000 руб.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о несоответствии расчета единственным участником Конкурса приведенной стоимости услуги регионального оператора Приложению № 2 к Конкурсной документации, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

2.  Заявленное единственным участником Конкурса значение критерия квалифицированности не соответствует предельному значению критерия квалифицированности, установленному в Конкурсной документации.

Согласно пункту 47 Правил на основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании заявителя участником конкурсного отбора или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок.

В соответствии с Протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора от 16.08.2018 на участие в Конкурсе поступили 2 заявки, в том числе заявка Заявителя. По результатам вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе конкурсной комиссией было принято решение о рассмотрении поданных на участие в Конкурсе заявок на соответствие Конкурсной документации.

Согласно Протоколу рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора от 21.08.2018 (далее – Протокол рассмотрения конвертов) единственный участник Конкурса был признан соответствующим требованиям Конкурсной документации, Заявитель был не допущен к участию в Конкурсе. Конкурсной комиссией было принято решение о признании Конкурса несостоявшимся и направлении единственному участнику Конкурса проекта соглашения.

В соответствии с пунктом 68 Правил при первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора организатор конкурсного отбора вправе использовать процедуру оценки и сопоставления заявок, предусмотренную пунктами 69-75 Правил.

Согласно пункту 69 Правил оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения в соответствии с критериями конкурсного отбора и в порядке, которые установлены документацией об отборе.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что согласно Протоколу рассмотрения конвертов к участию в Конкурсе была допущена одна заявка на участие в Конкурсе.

Согласно пункту 34 Правил в случае если после окончания срока подачи заявок выясняют, что подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, конкурсный отбор признается несостоявшимся. В случае если на конкурсный отбор подана только одна заявка, отвечающая требованиям Правил, с участником конкурсного отбора, подавшим заявку, заключается соглашение.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что к участию в Конкурсе была допущена только одна заявка, соответствующая требованиям Правил и Конкурсной документации, в связи с чем оценка и сопоставление заявок
на участие в Конкурсе не производились, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Жалобы о несоответствии заявленного единственным участником Конкурса значения критерия квалифицированности предельному значению критерия квалифицированности, установленному в Конкурсной документации, не находит своего подтверждения.

3.  Сумма банковской гарантии единственного участника Конкурса составляет 5% максимально допустимой выручки регионального оператора, в то время как согласно Конкурсной документации сумма банковской гарантии должна составлять 10% максимально допустимой выручки регионального оператора.

Согласно пункту 16 Правил способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня его вступления в силу. Размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению не может составлять менее 5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных
в документации об отборе, в течение соответствующего года.

В соответствии с пунктом 5.1.3 Конкурсной документации размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению составляет
10 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора
и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего года. Если заявителем предложенная приведенная стоимость услуги регионального оператора, на пять и более процентов ниже начальной (максимальной),
в таком случае размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств
по соглашению увеличивается с 10 до 20 процентов.

В составе заявки единственного участника Конкурса на участие
в Конкурсе было представлено Распоряжение Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации города Томска от 27.06.2018
№ 75 (далее – Распоряжение) о согласовании получения банковской гарантии единственному участнику Конкурса.

Согласно пункту 2.3 Распоряжения сумма банковской гарантии составляет 5% максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся на территории зоны деятельности регионального оператора
и установленных в документации об отборе регионального оператора, в течение соответствующего года.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 43 Правил конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в случае несоответствия заявки требованиям, установленным документацией об отборе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что единственный участник Конкурса был допущен Организатором торгов
к участию в Конкурсе в нарушение требований подпункта «в» пункта 43 Правил.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом
всех выявленных нарушений.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил критерий квалифицированности – наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовые договоры работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет.

Аналогичное описание критерия квалифицированности содержится
в пункте 7 Таблицы 1 пункта 8.3 Конкурсной документации.

Согласно подпункту «д» пункта 8.4.7 Конкурсной документации
для подтверждения заявленных значений для критерия «Т» (квалифицированности) заявитель должен представить документы, подтверждающие квалификацию работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом «б» пункта 8.4.7 Конкурсной документации трудовые договоры, выданные не позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в Конкурсе заявителем,
по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы
с отходами I-IV классов опасности.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что пунктом 22 Правил предусмотрено подтверждение стажа работы в сфере обращения с отходами
не менее 3 лет, в то время как требование о представлении документов
о прохождении работниками заявителя профессионального обучения
или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, предусмотренное подпунктом «д» пункта 8.4.7 Конкурсной документации, является чрезмерным, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов
при установлении требования о представлении документов о прохождении работниками заявителя профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы
с отходами I-IV классов опасности, был нарушен подпункт «б» пункта 22 Правил.

На основании изложенного и в соответствии с частью 17, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу ООО «ЭКМО», направленную письмом Томского
УФАС России от 27.08.2018 № КВ/5353, на действия организатора торгов – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды

Томской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории
Томской области (извещение № 270618/2724524/01) обоснованной.

 

2.  Выдать организатору торгов – Департаменту природных ресурсов
и охраны окружающей среды Томской области обязательное для исполнения предписание.

 

 

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

<...>

 

 

2018-110755(1)

 

 

2018-110755(1)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны