Решение №04/78789/16 Решение № Т-72/16 от 15 ноября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Т-72/16
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Трейд Компани»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 10.11.2016                                                         г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 7 в составе:<...> ,

при участии представителей:<...>,

рассмотрев жалобу ООО «Трейд Компани» на действия организатора торгов – Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городской центр размещения рекламы» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на право пользования местами размещения рекламы на объектах недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен» (извещение № 221016/17245493/01)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «Трейд Компани» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городской центр размещения рекламы» (далее – Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на право пользования местами размещения рекламы на объектах недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен» (извещение
№ 221016/17245493/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

1. Из Жалобы следует, что Организатором торгов в Конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на право пользования местами размещения рекламы на объектах недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен» (далее – Конкурсная документация), установлено незаконное требование о наличии у претендентов на участие в Конкурсе опыта размещения рекламы (рекламных носителей) на объектах недвижимого имущества
в метрополитенах Российской Федерации. По мнению Заявителя, указанное требование к претендентам на участие в Конкурсе ограничивает круг участников Конкурса.

Организатор торгов с доводом жалобы не согласился, указав,
что при организации и проведении Конкурса действовал в соответствии
с требованиями Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России
от 10.02.2010 № 67 (далее – Правила).

Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

22.10.2016 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов
www.torgi.gov.ru (далее — официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 22.10.2016 в 17:00; дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 22.11.2016 в 09:00; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие
в Конкурсе – 22.11.2016 в 09:00; дата рассмотрения заявок на участие
в Аукционе – 25.11.2016; оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляется в срок до 12.12.2016.

Согласно пункту 7.1.6 Конкурсной документации претендент должен подать заявку на участие в Конкурсе с приложением, в том числе копии контракта (договора), соответствующего предмету Конкурса, а именно контракта (договора) на право пользования местами размещения рекламы (размещения рекламных носителей) на объектах недвижимого имущества
в метрополитенах Российской Федерации за последние 3 года до даты объявления Конкурса. При этом стоимость выполненных работ (оказанных услуг) по такому контракту (договору) должна составлять не менее 10 процентов от минимальной (стартовой) цены Конкурса. Претендент должен предоставить не менее одного контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету Конкурса работ (оказанных услуг) с приложением
к нему акта (актов), подтверждающих его (их) выполнение. Представленный контракт (договор) должен быть исполнен (исполнятся) без начисления штрафных санкций за несоблюдение условий его выполнения.

В соответствии с абзацем «г» подпункта 1 пункта 52 Правил заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, характеризующие квалификацию заявителя, в случае если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника конкурса.

В соответствии с пунктом 10.1.2 Конкурсной документации одним из критериев Конкурса является квалификация участника.

Таким образом, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе документов, характеризующих квалификацию заявителя, правомерно.

Однако пунктом 7.1.6 Конкурсной документации, устанавливающим требования, в том числе к документам, характеризующих квалификацию заявителей, установлено обязательное требование о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе подтверждения наличия у заявителей строго определенного опыта работ, а именно, исполнения договоров на право пользования местами размещения рекламы на объектах недвижимого имущества в метрополитенах Российской Федерации за последние 3 года до даты объявления Конкурса, стоимость выполненных работ (оказанных услуг) по которым должна составлять не менее 10 процентов от минимальной (стартовой) цены Конкурса.

В соответствии с пунктом 8.1.2 Конкурсной документации претенденту отказывается в допуске к участию в Конкурсе, в том числе в случае непредставления претендентом обязательных документов, указанных
в пункте 7.1.6 Конкурсной документации.

Таким образом, исходя из положений Конкурсной документации, заявителям, не имеющим соответствующего опыта работ, будет отказано
в допуске к участию в Конкурсе. Указанный вывод также был подтвержден представителями Организатора торгов в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России.

Вместе с тем согласно пункту 37 Правил не допускается включение
в конкурсную документацию требований к участнику конкурса (в том числе требований к квалификации участника конкурса, включая наличие у участника конкурса опыта работы).

С учетом изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что установленное Организатором торгов в пункте 7.1.6 Конкурсной документации требование о предоставлении в качестве документов, характеризующих квалификацию заявителей, копий строго определенных контрактов (договоров) с приложением к ним актов, подтверждающих их выполнение, нарушает требование пункта 37 Правил.

2. В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией ФАС России в ходе изучения Конкурсной документации, представленной Организатором торгов, установлено следующее.

2.1. В соответствии с пунктом 77 Правил критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:

- сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации, в том числе период с даты подписания договора до даты ввода объекта договора в эксплуатацию с характеристиками, соответствующими установленным договором технико-экономическим показателям;

- технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;

- объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;

- период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;

- цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;

- качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса. Указанный критерий может быть использован только в случае если условием договора предусмотрено обязательство участника конкурса по подготовке проектной документации на реконструкцию объекта договора либо обязательство участника конкурса по созданию в рамках исполнения договора имущества, предназначенного для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поставка, выполнение, оказание которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору.

Согласно пункту 81 Правил не допускается использование иных,
за исключением предусмотренных пунктом 77 Правил, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

Вместе с тем согласно пункту 10.1.2 Конкурсной документации критерием оценки заявок на участие в Конкурсе является «Квалификация заявителя», согласно пункту 10.1.4 Конкурсной документации - «Предложение участника о качественных, функциональных характеристиках реализации права пользования местами для размещения рекламы».

Таким образом, при установлении в Конкурсной документации вышеуказанных критериев Конкурса Организатор торгов нарушил требования пункта 81 Правил.

Кроме того, в соответствии с пунктом 80 Правил максимальное значение коэффициента, учитывающего значимость критерия конкурса - качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса, не может быть больше чем 0,2.

Между тем согласно пунктам 10.1.2 и 10.1.4 Конкурсной документации коэффициенты значимости критериев Конкурса «Квалификация заявителя»
и «Предложение участника о качественных, функциональных характеристиках реализации права пользования местами для размещения рекламы» установлены в размере 0,2 и 0,25 соответственно, что в совокупности составляет 0,45.

2.2. Согласно пункту 10.3.2 Конкурсной документации оценка конкурсных предложений производится путем присвоения баллов по каждому конкурсному критерию, рассчитанных в порядке, установленном пунктом 10.1 Конкурсной документации, и суммирования количества баллов по каждому критерию в порядке, установленном пунктом 10.2 Конкурсной документации.

Между тем в соответствии с пунктом 82 Правил оценка заявок на участие в конкурсе по критериям, предусмотренным пунктом 77 Правил,
за исключением критериев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 77 Правил, осуществляется в следующем порядке: в случае если для критерия конкурса установлено увеличение его начального значения, величина, рассчитываемая
по содержащемуся в заявке на участие в конкурсе условию и такому критерию, определяется путем умножения коэффициента такого критерия на отношение разности значения содержащегося в заявке на участие в конкурсе условия
и наименьшего из значений содержащихся во всех заявках на участие
в конкурсе условий к разности наибольшего из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе условий и наименьшего из значений содержащихся во всех заявках на участие в конкурсе условий.

Согласно пункту 83 Правил оценка заявок на участие в конкурсе
в соответствии с критериями конкурса, предусмотренными
подпунктом 6 пункта 77 Правил, осуществляется в следующем порядке: предложению, содержащемуся в заявке на участие в конкурсе, присваиваются баллы -
от одного до пяти баллов; величина, рассчитываемая в соответствии с такими критериями в отношении предложения, содержащегося в заявке на участие в конкурсе, предусматривающего квалификацию участника конкурса или архитектурное, функционально-технологическое, конструктивное и инженерно-техническое решения для обеспечения создания имущества, предназначенного для поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору, и (или) реконструкции объекта договора, определяется путем умножения коэффициента значимости такого критерия на отношение количества баллов, присвоенных данному предложению, к пяти баллам.

Таким образом, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации, не соответствует порядку оценки заявок, установленному пунктами 82, 83 Правил.

2.3. В соответствии с пунктом 11.1.1 Конкурсной документации
с победителем Конкурса договор заключается в срок не позднее чем через
10 (десять) рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок.

Между тем согласно подпункту 14 пункта 40 Правил конкурсная документация должна содержать срок, в течение которого должен быть подписан проект договора, составляющий не менее десяти дней со дня размещения на официальном сайте торгов протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, при установлении в Конкурсной документации требования о заключении договора в срок не позднее чем через 10 (десять) рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок Организатором торгов нарушено требование пункта 40 Правил.

2.4. Согласно подпункту 3 пункта 40 Правил Конкурсная документация должна содержать указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена сторонами в сторону уменьшения.

Подпунктом 15 пункта 40 Правил установлено, что Конкурсная документация должна содержать дату, время, график проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору.

В соответствии подпунктами 18, 19 пункта 40 Правил конкурсная документация должна содержать копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (а в случае заключения договора субаренды, также
и арендодателя) на предоставление соответствующих прав по договору, право на заключение которого является предметом торгов; копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (арендодателя) на предоставление лицом, с которым заключается договор, соответствующих прав третьим лицам, или указание на то, что передача соответствующих прав третьим лицам не допускается.

Между тем Конкурсная документация указанных информации
и документов не содержит.

Таким образом, при подготовке Конкурсной документации Организатором торгов нарушены требования пункта 40 Правил.

2.5. В ходе изучения извещения о проведении Конкурса, размещенного на официальном сайте, Комиссией ФАС России было установлено следующее.

Пунктом 2.1.1 Конкурсной документации установлено, что Конкурсная документация состоит из самой Конкурсной документации и приложений к ней.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Конкурсной документации предметом Конкурса является право заключения договора на право пользования всеми местами размещения рекламы, предусмотренными на момент проведения Конкурса адресной программой (приложение № 1 к Конкурсной документации).

Согласно пункту 3.8.2 Конкурсной документации задаток должен быть внесен претендентом по реквизитам оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», указанным в приложении № 4 к Конкурсной документации.

Пунктом 7.1.6 Конкурсной документации установлено, что претендент должен подать заявку на участие в Конкурсе с приложением, в том числе следующих документов:

- заявки на участие в Конкурсе с приложениями по форме в соответствии с приложением № 5 к Конкурсной документации с приложениями, техническое предложение, заполненное в соответствии с техническим заданием, являющимся приложением № 8 к Конкурсной документации;

- квалификационной анкеты претендента по форме и в соответствии с приложением № 6 к Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 7.4. минимальная (стартовая) цена договора определяется на основании величины ставок Ас (Аф), указанных в приложении № 2 к Конкурсной документации. Расчет минимальной (стартовой) цены договора производится по методике, предусмотренной тарифными расценками, являющимися приложением № 3 к Конкурсной документации. Минимальная (стартовая) цена получена путем умножения месячной платы за размещение всех рекламоносителей, поименованных в приложении № 1 к Конкурсной документации,

Согласно пункту 11.3.1 Конкурсной документации Организатор торгов
в течение 3 (трех) рабочих дней со дня подписания протокола оценки
и сопоставления заявок передает победителю Конкурса подписанный со своей стороны проект договора в двух экземплярах, который составляется путем включения условий, предложенных победителем Конкурса в проект договора, являющийся приложением № 7 к Конкурсной документации.

Между тем приложения №№ 1-8 к Конкурсной документации в составе извещение на официальном сайте не размещены.

При этом в соответствии с пунктом 43 Правил при проведении конкурса организатор конкурса обеспечивает размещение конкурсной документации
на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, одновременно с размещением извещения о проведении конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна
для ознакомления на официальном сайте торгов без взимания платы.

Таким образом, при неразмещении на официальном сайте приложений к Конкурсной документации Организатором торгов были нарушены требования пункта 43 Правил.

2.6. Согласно извещению о проведении Конкурса срок рассмотрения заявок на участие в Конкурсе 25.11.2016. Оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляется в срок до 12.12.2016.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 75 Правил срок оценки
и сопоставления заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса, не может превышать десяти дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок.

Таким образом, Организатором торгов при установлении сроков оценки
и сопоставления заявок, превышающих 10 дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок, были нарушены требования пункта 75 Правил.

На основании изложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Трейд Компани» на действия организатора торгов – Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Городской центр размещения рекламы» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на право пользования местами размещения рекламы на объектах недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен» (извещение № 221016/17245493/01) частично обоснованной.

2. Признать организатора торгов – Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городской центр размещения рекламы» нарушившим требования пунктов 37, 40, 43, 75, 81, 82, 83 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России
от 10.02.2010 № 67
.

3. Выдать организатору торгов – Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию «Городской центр размещения рекламы» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны