Решение №04/49802/23 23.06.2023 Решение № 04/10/18.1-302/2023 от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-302/2023

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 20.06.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры
торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – <...>
(ведущего заседание); членов Комиссии ФАС России: <...>,
<...> (
далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– <...> – паспорт гражданина Российской Федерации;

– ООО «Тринта»: <...> – доверенность от 15.02.2023 №

– ООО «РТС-тендер»: <...> – доверенность от 14.05.2023
№ 23-50,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...>
от 07.06.2023 №
1275256 (вх. 86473-ИП/23 от 07.06.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Тринта», оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при организации и проведении аукциона
по продаже арестованного имущества должника (извещение

23000017540000000019), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 07.06.2023 1275256 (вх. 86473-ИП/23
от 07.06.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Тринта»
(далее – Организатор торгов), оператора электронной площадки –
ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) при организации и проведении
аукциона по продаже арестованного имущества должника (извещение

23000017540000000019) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Оператором, Организатором торгов при организации
и проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, представителя Оператора, Организатор торгов Комиссия ФАС России установила следующее.

03.05.2023 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было опубликовано извещение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке ООО «РТС-тендер», расположенной
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу
www.rts-tender.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок
на участие в Аукционе – 03.05.2023 в 11:38 (МСК), дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 01.06.2023 в 11:00 (МСК), дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе (дата определения участников Аукциона) – 02.06.2023, дата и время проведения Аукциона – 05.06.2023 11:00 (МСК), начальная цена продажи – 1 550 800,00 руб, размер задатка – 775 400,00 руб.

Аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 02.10.2007
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
(далее – Закон об исполнительном производстве), Регламентом электронной площадки «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденным приказом генерального директора ООО «РТС-Тендер»
от
23.05.2023 № 26-П/23 (далее – Регламент).

1. Согласно Жалобе Оператором было установлено необоснованно высокое вознаграждение оплаты услуг Оператора при проведении Аукциона в размере 10%
от начальной цены продажи имущества на Аукционе, что существенно ограничает круг потенциальных участников Аукциона.

Комиссия ФАС России отмечает, что торги по реализации арестованного заложенного имущества проводятся в соответствии с Законом об исполнительном производстве, статьями 447-449 ГК РФ.

При этом указанными положениями законодательства не регламентируется порядок удержания (взимания) оператором электронной площадки с победителя торгов суммы комиссионного залога, представляющего собой оплату услуг оператора, а также не устанавливается размер такой платы.

Вместе с тем в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) предусматривается возможность взимания оператором электронной площадки
с лица, с которым заключается контракт, платы за участие в закупке в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564.

По мнению Комиссии ФАС России, при проведении торгов по реализации арестованного имущества в электронной форме взимание оператором электронной площадки вознаграждения (комиссионного сбора) с победителя торгов допустимо (по аналогии с законодательством о контрактной системе).

Поскольку в настоящее время законодательством об исполнительном производстве не урегулирован порядок проведения торгов в электронной форме
(не определены электронные площадки, на которых могут проводиться торги),
при проведении указанных торгов в целях достижения единообразия правоприменительной практики, повышения качества проводимых процедур, минимизации случаев нарушений при их проведении целесообразно проведение торгов по реализации арестованного имущества на электронных площадках, включенных в Перечень операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р в соответствии
с законодательством о контрактной системе (далее – Перечень).

В соответствии со статьей 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии
с законодательством Российской Федерации право проводить торги
по соответствующему виду имущества.

Согласно Аукционной документации реализации на Аукционе подлежит:
АМТС Ауди А8L, 2015 г.в., г.н. , VIN: WAUZZZ4H2FN038064. Начальная
стоимость – 1 550 800 руб.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона Организатором торгов
в качестве оператора электронной площадки выбрано ООО «РТС-тендер», местом проведения Аукциона указан сайт Оператора.

Комиссия ФАС России отмечает, что ООО «РТС-тендер» включено
в Перечень.

Согласно извещению о проведении Аукциона подача заявки на участие
в Аукционе, проведение Аукциона осуществляются в соответствии с Регламентом.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора сообщил, что Оператор взимает вознаграждение с участников торгов за оказание
им услуг по предоставлению удаленного доступа к электронной площадке,
а также по организационной, консультационной и технической поддержке последних. Оператором не установлена плата за участие в торгах. Основанием
для взимания Оператором вознаграждения за оказываемые услуги фактически является договор оказания услуг, заключаемый с участниками данных торгов.

Регламент и Соглашение о внесении гарантийного обеспечения в соответствии со статьей 428 ГК РФ являются договорами присоединения.

Согласно пункту 7.1 Регламента размер вознаграждения за услуги Оператора определяется в соответствии с Тарифами на условиях разового оказания услуг. Оператором могут быть установлены специальные условия взимания вознаграждения за оказание услуг по отдельным типам торговых процедур, которые размещаются по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://www.rts-tender.ru/tariffs/platform- property-sales-tariffs.

В соответствии с пунктом 7.2 Регламента разовое оказание услуг – оказание Оператором услуг по предоставлению доступа к функционалу сайта Оператора, связанных с участием в торговых процедурах, проводимых на сайте Оператора
с возможностью однократного участия в торговой процедуре/лоте, предоставленное в соответствии с Регламентом, приобретается непосредственно в момент подачи заявки на участие в торговой процедуре/лоте.

В соответствии с пунктом 7.3. Регламента для получения услуг клиенту необходимо обеспечить наличие на аналитическом счете клиента суммы денежных средств, составляющих стоимость оказания услуг в размере, указанном в тарифах, которые подлежат блокированию Оператором и взиманию в случаях, предусмотренных Тарифами.

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы установлено, что размер тарифа, взимаемого Оператором, установлен в соответствии с Соглашением
от 23.05.2023 № 26-П/23 «О гарантийном обеспечении на электронной площадке «РТС-тендр» Имущественные торги», согласно которому взимается вознаграждение в размере 10% от начальной цены имущества, включая НДС 20%, но не менее
1 900,00 руб., включая НДС 20%.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно Реестру поданных заявок на участие в Аукционе, представленному Оператором, на участие
в Аукционе было подано 38 заявок, Заявитель заявку на участие в Аукционе
не подавал.

Как отмечалось ранее, начальная цена реализации установлена в размере 1 550 800,00 руб. Таким образом, размер гарантийного обеспечения составляет
155 080,00 руб.

В соответствии с Протоколом об определении участников Аукциона
от 04.06.2023 на участие в Аукционе было подано 6 заявок, в том числе заявка Заявителя.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России не может сделать однозначный вывод, что установление Организатором вознаграждения за услуги оператора электронной площадки в размере 10% от начальной цены реализуемого
на торгах имущества, привело к сокращению количества участников (потенциальных участников) Аукциона.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заявителем
в составе Жалобы не представлены доказательства, свидетельствующие о том,
что установленный Оператором размер вознаграждения (гарантийного обеспечения) является завышенным и экономически необоснованным и приводит или может привести к ограничению конкуренции (нарушает требования статей 10, 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, довод Жалобы не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.

2. Согласно Жалобе установленный Организатором торгов размер задатка
в размере 775 400,00 руб. (50% от начальной цены продажи) является экономически неоправданным и завышенным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток
в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного
им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Как отмечалось ранее, согласно Информационному сообщению о проведении Аукциона, а также Аукционной документации, размер задатка для участия
в Аукционе установлен Организатором торгов в размере 775 400,00 руб.
(50% от начальной цены продажи имущества должника).

Комиссией ФАС России установлено, что согласно Протоколу об определении участников Аукциона от 04.06.2023 на участие в Аукционе было подано 6 заявок,
в том числе заявка Заявителя. Всеми лицами, подавшими заявки на участие
в Аукционе, был оплачен задаток в полном объеме.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Закон об исполнительном производстве и ГК РФ не содержат ограничений о размере задатка, Комиссия
ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не доказан Заявителем
и не находит своего подтверждения.

3. Согласно Жалобе заявка Заявителя на участие в Аукционе была необосновано отклонена Организатором торгов.

04.06.2023 в 14:16 Заявителем было получено уведомление от Оператора, согласно которому заявка Заявителя на участие в Аукционе была отклонена Организатором торгов по причине отсутствия в составе заявки Заявителя на участие в Аукционе Согласия на предоставление и обработку персональных данных.

Так, согласно указанному уведомлению, Заявителем было представлено Согласие на предоставление и обработку персональных данных для комиссионной продажи, в то время как продажа имущества осуществлялась посредством проведения торгов.

Вместе с тем Заявитель отмечает, что Согласие на предоставление и обработку персональных данных было заполнено Заявителем по форме, размещенной
на официальном сайте Организатора торгов.

В подтверждение Заявителем представлены скриншоты экрана персонального компьютера сайта Организатора торгов.

Согласно пункту 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте
и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна
для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно Информационному сообщению о проведении Аукциона к Аукциону допускаются любые лица, зарегистрированные на сайте Оператора, предоставившие заявки на участие в Аукционе с помощью электронного документооборота на сайте Оператора, подписанные электронно-цифровой подписью с необходимым комплектом документов (электронные скан-копии с подлинника документа), в том числе заявка на участие в Аукционе должна содержать Согласие на обработку персональных данных.

Организатор торгов в праве отклонять представленные заявки, если они
не соответствуют требованиям (формам), установленным в извещении о проведении Аукциона.

При рассмотрении заявок на участие в аукционе Организатор торгов также
не допускает заявки к участию в Аукционе в том числе в случае, если подача предусмотренных Информационным сообщением о проведении Аукциона документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Информационным сообщением о проведении Аукциона.

Любые расхождения и (или) разночтения в представленных сведениях
и (или) документах, расцениваются Организатором торгов, как непредставление таких сведений, документов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что Информационное сообщение о проведении Аукциона было опубликовано, в том числе на официальном сайте, сайте Оператора.

В составе Информационного сообщения о проведении Аукциона Организатором торгов были опубликованы образцы документов, представляемых претендентами в составе заявки на участие в Аукционе.

Так, для участия в Аукционе претенденты в составе заявки на участие
в Аукционе должны были приложить, в том числе Согласие на предоставление
и обработку персональных данных с целью последующего заключения сделки
по продаже арестованного/заложенного имущества на торгах.

В связи с тем, что Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе Согласие на предоставление и обработку персональных данных было представлено не по той форме (на комиссионных началах), заявка Заявителя была отклонена Организатором торгов.

Комиссией ФАС России в ходе изучения образцов документов, размещенных
в составе извещения о проведении Аукциона на официальном сайте и сайте Оператора установлено, что Организатором торгов размещены два образца Согласия на предоставление и обработку персональных данных: по продаже арестованного/заложенного имущества на комиссионных началах и по продаже арестованного/заложенного имущества на торгах.

В ходе изучения заявки Заявителя на участие в Аукционе Комиссией
ФАС России установлено, что заявка Заявителя на участие в Аукционе содержала
Согласие на предоставление и обработку персональных данных по продаже арестованного/заложенного имущества на комиссионных началах от 31.05.2023.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что из представленных Заявителем скриншотов сайта Организатора торгов Комиссии ФАС России
не представляется возможным достоверно установить об отсутствии на сайте Организатора торгов образца заполнения Согласия на предоставление и обработку персональных данных по продаже арестованного/заложенного имущества на торгах, а также что в составе извещения о проведении Аукциона образец Согласия
на предоставление и обработку персональных данных по продаже арестованного/заложенного имущества на торгах был размещен, в том время как Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе было приложено Согласие
на предоставление и обработку персональных данных по продаже арестованного/заложенного имущества на комиссионных началах, Комиссия
ФАС России приходит к выводу, что при отклонении заявки Заявителя на участие
в Аукционе Организатор торгов действовал в соответствии с Информационным сообщением о проведении Аукциона.

Таким образом, данный довод Жалобы является необоснованым.

4. Согласно Жалобе Организатором торгов в составе извещения о проведении Аукциона не был опубликован отчет об оценке.

Согласно пункту 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте
и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна
для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Таким образом, Комиссиия ФАС России приходит к выводу, что положениями Закона об исполнительном производстве и ГК РФ не предусмотрено публикование отчета об оценке реализуемого арестованного имущества.

Учитывая изложенное, данный довод Жалобы является необоснованным.

5. Согласно Жалобе Организатор торгов не обеспечил ознакомление Заявителя
с реализуемым на Аукционе имуществом.

Так, Заявитель неоднократно предпринимал попытки связаться
с Организатором торгов посредством электронной почты, телефонной связи с целью ознакомления с реализуемым на Аукционе имуществом, однако ознакомиться с ним
до подачи заявки на участие в Аукционе Заявителю не удалось.

Комиссией ФАС России в ходе изучения извещения о проведении Аукциона установлено, что в информации о лоте указано следующее: «Вся аукционная документация, характеризующая имущество, расположена во вкладке «Документы лота» данного извещения. Получить дополнительную информацию можно
по электронной почте <...> и по телефону +7 <...>».

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлено доказательств, свидетельствующих о неознакомлении Заявителя
с реализуемым на Аукционе имуществом (отказе в ознакомлении) Организатором торгов, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы
не доказан Заявителем и не находит своего подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу <...> от 07.06.2023 № 1275256 (вх. 86473-ИП/23 от 07.06.2023) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Тринта», оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при организации
и проведении аукциона по продаже арестованного имущества должника (извещение

23000017540000000019), необоснованной.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России: <...>

(ведущий заседание)

 

Члены Комиссии ФАС России: <...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Тринта"
ИНН 9703114978, ОГРН 1227700697289
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666