Решение №04/66402/22 Решение по делу № 04/10/18.1-427/2022 от 12 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-427/2022

по результатам рассмотрения жалобы ПАО «Сбербанк России»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 07.07.2022 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>,

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк России»: <...>;

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области: <...>;

АО «Сбербанк-АСТ»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ПАО «Сбербанк России» на действия (бездействие) заказчика – Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области (далее – Заказчик), оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по расширенному банковскому сопровождению договоров о проведении капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах, расположенных на территории Вологодской области,
в рамках реализации краткосрочного плана капитального ремонта на 2022 – 2024 г. региональной программы капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах, расположенных на территории Вологодской области (закупка
2030200000122000036), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу 22.06.2022 поступила
жалоба ПАО «Сбербанк России» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) заказчика – Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области (далее – Заказчик), оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) при проведении аукциона на право заключения договора
на оказание услуг по расширенному банковскому сопровождению договоров
о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Вологодской области, в рамках реализации краткосрочного плана капитального ремонта на 2022 – 2024 г. региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных
домах, расположенных на территории Вологодской области (закупка

№ 2030200000122000036) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Заказчик и Оператор нарушили положения законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика и Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

07.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы
в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
расположенном по адресу www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт ЕИС)
Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона, согласно
которому
Аукцион проводится на сайте Оператора, расположенном
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sberbank-ast.ru (далее – сайт Оператора), дата окончания приема (подачи) заявок 20.06.2022, дата проведения Аукциона – 22.06.2022, начальная (максимальная) цена контракта – 1,00 рубль.

Аукцион проводится в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 01.07.2016
615 (далее – Положение), Федеральным законом от 05.04.2013
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд
» (далее – Закон
о контрактной системе),
Едиными требованиями к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 08.06.2018 № 656 (далее – Единые требования).

1. Согласно доводу Жалобы 20.06.2022 Заявитель не смог подать заявку
на участие в Аукционе в связи с наличием технологического сбоя на площадке Оператора.

В подтверждение довода Жалобы Заявителем представлены скриншоты, сделанные 20.06.2022 в 06:25, в 08:16 и в 08:29, содержащие информацию
об ошибке: «Arithmetic overflow error converting numeric to data type varchar.
Ваш документ зарегистрирован как отвергнутый».

Кроме того, в составе Жалобы Заявителем приложено письмо от Оператора: «...В соответствии с реестром электронных документов, 17.06.2022 15:44 ч. заказчиком осуществлено изменение шага аукциона: минимальный шаг
аукциона – 0.0100000000000 (предыдущий – 0.0100000000000), максимальный шаг аукциона – 5000000.0000000000000  (предыдущий – 0.050000000000). В связи
с установлением максимального шага снижения в 5000000.0000000000000
при условии значения начальной максимальной цены контракта в значении
1.00 рубль, при подаче заявки на участие возникал блокирующий контроль. Информируем Вас, что функционал изменения значения шага снижения был предоставлен заказчику оператором ошибочно. Такое изменение использовалось
для электронных процедур, публикуемых до 01.01.2022 года...».

Исходя из содержания пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную
на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах», закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Законом о контрактной системе, в порядке, установленном указанным Законом
о контрактной системе.

Пунктом 219(1) Положения установлено, что заказчик вправе предусмотреть
в проекте договора о проведении капитального ремонта условие о банковском сопровождении договора о проведении капитального ремонта, предусматривающее обеспечение банком на основании договора, заключаемого с подрядной организацией и всеми привлекаемыми в ходе исполнения договора о проведении капитального ремонта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения договора
о проведении капитального ремонта, на счете, открытом в указанном банке,
и доведение результатов такого мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых заказчиком услуг и (или) работ (их результатов) условиям сопровождаемого договора о проведении капитального ремонта.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Единых требований
программно-аппаратными средствами электронной площадки, специализированной электронной площадки обеспечивается проведение в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (в том числе подача участниками закупок заявок
на участие в закупке) электронных процедур, закрытых электронных процедур соответственно.

Согласно части 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур, в том числе подача участниками закупок заявок
на участие в закупке, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.

Частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено,
что о
ператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных
процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

В ходе рассмотрения Жалобы представитель Заказчика пояснил,
что 07.06.2022 в адрес Заказчика поступило письмо от Оператора, в котором указано «...По аукциону на оказание финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетом при нулевой начальной цене контракта функционал электронной
площадки АО «Сбербанк-АСТ» позволяет заказчику самостоятельно установить верхнюю границу шага аукциона. Проведение таких аукционов осуществляется
в соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 г. №№ 44-ФЗ. Обращаем Ваше внимание, что роботы делают ценовые предложения с «шагом робота», установленным при активации робота из диапазона шага аукциона:
[0,5% 5%] от НМЦК. Инструкция для Заказчиков по самостоятельному изменению верхней границы шага аукциона размещена по ссылке ниже...». 17.06.2022 Заказчиком на основании указанного письма был изменен максимальный
«шаг аукциона» с 0.050000000000 на 5000000.0000000000000.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил,
что Оператором Заказчику была предоставлена возможность изменения величины верхней границы «шага аукциона», в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, которые в настоящий момент признаны утратившими силу и применялись
к процедурам, опубликованным до 01.01.2022, в частности пунктов 1, 4 части 23 статьи 68 Закона о контрактной системе. В связи с тем, что Заказчиком были внесены изменения в «шаг аукциона», которые в соответствии с действующими нормами Закона о контрактной системе установлены неизменно в размере от 0,5% до 5% от НМЦК, электронная площадка не давала возможности Заявителю корректно сформировать заявку на участие в Аукционе.

Таким образом, Оператор в нарушение части 1 статьи 24.1 Закона
о контрактной системе не обеспечил Заявителю возможность подать заявку
на участие в Аукционе.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если
в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией ФАС России установлено, что 17.06.2022 Заказчиком на основании указанного письма был изменен максимальный «шаг аукциона» с 0.050000000000
на 5000000.0000000000000.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта (далее - «шаг аукциона»).

Согласно пункту «в» части 9 статьи 49 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении процедуры подачи ценовых предложений подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, процедура подачи ценовых предложений проводится путем повышения текущего максимального ценового предложения на величину в пределах «шага аукциона», составляющего до пяти миллионов рублей.

Таким образом, Заказчиком установлен «шаг аукциона», который
не соответствует требованиям к порядку проведения Аукциона, установленным пунктом 1 части 3, пунктом «в» части 9 статьи 49 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы обоснован.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком на официальном сайте ЕИС
в извещении № 2030200000122000036 не указан идентификационный код закупки, что не позволяет, с учетом требований пункта 3 части 4 статьи 105 Закона
о контрактной системе и технических особенностей работы ЕИС, подать жалобу

на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля.

Исходя из содержания части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе
при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 статьи 105 Закона
о контрактной системе, исключительно с использованием единой информационной системы.

Вместе с тем Комиссия ФАС России обращает внимание, что Жалоба
принята к рассмотрению в порядке, установленным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, положения статьи 105 Закона о контрактной системе
в настоящем случае не применяется.

Учитывая изложенное, указанный довод Жалобы не обоснован.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ПАО «Сбербанк России» на действия (бездействие) заказчика – Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области (далее – Заказчик), оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг
по расширенному банковскому сопровождению договоров о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Вологодской области, в рамках реализации краткосрочного плана капитального ремонта на 2022 – 2024 г. региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных
домах, расположенных на территории Вологодской области (закупка

2030200000122000036), обоснованной в части действий АО «Сбербанк-АСТ», выразившихся в необеспечении Заявителю возможности подать заявку на участие
в Аукционе.

2. Установить на основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в действиях Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области нарушение, выразившееся в установлении «шага аукциона», несоответствующего требованиям к порядку проведения Аукциона.

3. Выдать Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области, АО «Сбербанк-АСТ» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области
ИНН 3525300835, ОГРН 1133500001007
ПАО Сбербанк России
ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441