Решение №04/20191/22 Решение по жалобе ООО "Специализированный застройщик "Центр ... от 14 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

04/10/18.1-38/2022 по результатам рассмотрения жалобы
ООО «Специализированный застройщик «Центр Строй»
о нарушении порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур

в сферах строительства

 

 

9 марта 2022 г. г. Москва

 

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в отношении уполномоченных органов
в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей в составе: <...> (далее — Комиссия ФАС России); при участии: представителя ООО «Специализированный застройщик «Центр Строй» <...>, действующего на основании доверенности
от
08.02.2022 № б/н, представителя АО «Анапа Водоканал» <...>, действующего на основании приказа от 27.01.2021 № 49, <...>., действующего на основании доверенности от 07.06.2021<...>, рассмотрев жалобу ООО «Специализированный застройщик «Центр Строй» от б/д б/н (вх. № 25629/22 от 17.02.2022) на действия (бездействие) АО «Анапа Водоканал» при осуществлении в отношении ООО «Специализированный застройщик «Центр Строй» процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), а именно: предоставление технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «Специализированный застройщик «Центр Строй» (далее — Заявитель, Застройщик) от б/д б/н (вх. № 25629/22 от 17.02.2022) на действия (бездействие) АО «Анапа Водоканал», адрес: 353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, д. 125, при осуществлении в отношении ООО «Специализированный застройщик «Центр Строй» процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур
в сфер
е жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» (далее — исчерпывающий перечень в сфере жилищного строительства).

Согласно доводам Заявителя АО «Анапа Водоканал» неправомерно предъявляет требования, не установленные действующим законодательством Российской Федерации, к документам и информации при продлении срока действия технических условий от 17.10.2018 № 1329 на водоснабжение
и водоотведение объекта: многоквартирные жилые дома со встроенными-пристроенными помещениями и многоуровневыми гаражами по адресу:
г. Анапа, Анапское шоссе,
д. 1 (далее, соответственно — Технические условия
№ 1329, объект капитального строительства)
.

В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ, в части:

- нарушения установленных сроков осуществления мероприятий
по реализации проекта по строительству;

- предъявления требований осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству, не предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству;

- незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

- предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ.

Согласно частям 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 01.07.2021
№ 275 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 275) до вступления в силу утвержденного Правительством Российской Федерации исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренн
ых частью 9 статьи 5.2 ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 275), федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы осуществляют полномочия, предусмотренные подпунктами «б» и «в» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до 01.09.2021), в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей до 01.09.2021).

Таким образом, антимонопольный орган рассматривает жалобы
на нарушение порядка осуществления процедур, включенных
в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России рассматривает жалобу на действия (бездействие) АО «Анапа Водоканад» при осуществлении
в отношении Заявителя процедур, предусмотренных пунктами 36, 38 исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства,

а именно: предоставление технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения, предоставление технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения, в части предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие), в том числе уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения, в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно доводам жалобы Застройщик обращался в АО «Анапа Водоканал» с заявлениями от 29.09.2021, 27.10.2021, 14.01.2022 о продлении срока действия Технических условий № 1329.

При этом, в соответствии с письмом АО «Анапа Водоканал» от 22.01.2018 № 153, направленным в адрес другого застройщика (ООО «СЗ «Гамма»), технические условия от 31.01.2017 № 44, после окончания их срока действия будут продлены до 30.12.2020.

Однако, АО «Анапа Водоканал» приостановил на неопределенный срок рассмотрение заявления Застройщика в связи с отсутствием, по мнению ресурсоснабжающей организации, в действующем законодательстве условий
и правовых оснований для продления срока действия технических условий.

Кроме того, АО «Анапа Водоканал» письмом от 25.01.2022 № 265 отказало в продлении срока ранее выданных технических условий.

Как следует из представленных возражений АО «Анапа Водоканал», Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 83 (далее — Постановление № 83),
не предусмотрены условия и правовые основания для возможности изменения (продления) срока действия технических условий.

При этом АО «Анапа Водоканал» представило справку от 28.02.2022
№ 679 об отсутствии свободной мощности, необходимой для подключения объектов капитального строительства к действующим системам водоснабжения и водоотведения.

Проанализировав доводы жалобы, возражения АО «Анапа Водоканал», представленные документы и сведения, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 8, 9 Постановления № 83, правообладателю земельного участка с кадастровым номером 23:37:0104015:3661 Баласаняну Г.С. были выданы АО «Анапа Водоканал» Технические условия № 1329 сроком на три года. Таким образом, срок действия технических условий истекал 17.10.2021.

Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа (далее — Администрация) в соответствии с нормами статьи 51 ГрК РФ Баласаняну Г.С. выдано разрешение на строительство № 23-301000-79-2019 объекта капитального строительства: «Многоквартирные жилые дома со встроено-пристроенными помещениями и многоуровневыми гаражами по адресу: г. Анапа, Анапское шоссе, д. 1 (далее — разрешение на строительство).

В последующем указанное разрешение на строительство было отменено постановлением Администрации от 04.12.2020 № 2396 об отмене разрешения
на строительство.

Указанный акт был обжалован в судебном порядке. Решением Анапского городского суда от 01.06.2021 и определением судебной коллегии
по административным делам Краснодарского краевого суда от 21.10.2021 по делу № 2а-1043/2021 действия Администрации признаны незаконными.

Кроме того, согласно представленному Комиссии ФАС России письму,
в течение срока действия технических условий АО «Анапа Водоканал» в адрес <...>. направлялось письмо от 10.09.2021 № 4396 о прекращении обязательств ресурсоснабжающей организации по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями № 1329, со ссылкой
на невыполнение правообладателем земельного участка предусмотренных
в технических условиях мероприятий и нарушением им норм пункта 7 статьи 48 ГрК РФ и пункта 16 Постановления № 83.

Вместе с тем прекращение ранее выданного разрешения
на строительство фактически означает невозможность осуществления деятельности, предусмотренной частью 1 статьи 51 ГрК РФ, по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства было невозможно с 04.12.2020 до 21.10.2021.

В рамках действия Технических условий № 1329 <...> обратился с заявлением от 29.09.2021 в АО «Анапа Водоканал» о продлении срока действия технических условий № 1329 или выдаче новых технических условий взамен ранее выданных.

Письмом от 11.10.2021 № 4782 АО «Анапа Водоканал» приостановило рассмотрение указанного заявления со ссылкой на отсутствие предусмотренных действующим законодательством правовых оснований для такого продления.

По истечении срока действия Технических условий № 1329 <...>, <...> обратились с заявлением от 27.10.2021 о продлении срока действия Технических условий № 1329.

Письмами от 12.11.2021 № 5113, № 5114 АО «Анапа Водоканал» приостановило рассмотрение заявления со ссылкой на отсутствие предусмотренных действующим законодательством правовых оснований для такого продления.

01.12.2021 между Застройщиком, <...> и <...> был заключен договор аренды земельного участка 23:37:0104015:3661.

В соответствии с требованиями пункта 18 Постановления № 83 Застройщик направил АО «Анапа Водоканал» уведомление от 23.12.2021
о смене правообладателя земельного участка.

14.01.2022 от Застройщика в адрес АО «Анапа Водоканал» поступило заявление о возобновлении рассмотрения заявления от 27.10.2021 и продлении срока действия Технических условий № 1329.

В ответ на указанное заявление АО «Анапа Водоканал» письмом
от 25.01.2022 № 265 отказало в продлении срока ранее выданных технических условий.

Согласно пункту 18 Постановления № 83 при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя.

Пунктом 10 Постановления № 83 установлено, что к обязательным данным, которые должны содержать технические условия, относится, в том числе срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи
и составляющий при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Таким образом, действующее законодательство содержит возможность
и правовые основания для продления ресурсоснабжающей организацией срока действия технических условий на водоснабжение и водоотведение.

При этом, поскольку <...> обращался к АО «Анапа Водоканал» в течение срока действия Технических условий № 1329 с заявлением
о продлении указанного срока, указанное гарантирует сохранение (резервирование) ресурсоснабжающей организацией мощностей для подключения объекта Застройщика к сетям до принятия решения о продлении технических условий.

Кроме того, Комиссии ФАС России представлено решение от 28.01.2022 № 2-602/2022 Анапского городского суда по иску <...>, <...>, Застройщика о понуждении АО «Анапа Водоканал» продлить срок действия технических условий, определение от 13.01.2022 № 2-602/2022
о принятии мер по обеспечению иска. Так, согласно определению, АО «Анапа Водоканал» запрещено распоряжаться техническими (производственными) мощностями, зарезервированными в соответствии с техническими условиями № 1329.

Также наличие технической возможности (необходимой мощности)
для подключения объекта капитального строительства Застройщика
к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения проверялось ресурсоснабжающей организацией при выдаче Застройщику технических условий.

Таким образом, техническая возможность не могла быть утрачена ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 83 установлено, что ресурсоснабжающая организация обязана в течение 7 рабочих дней с даты получения запроса предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных технических условий.

При этом, в соответствии с положениями Постановления № 83,
у ресурсоснабжающей организации отсутствуют полномочия
по приостановлению рассмотрения соответствующих заявлений.

Учитывая изложенное, АО «Анапа Водоканал» неправомерно предъявило требования, не установленные действующим законодательством Российской Федерации, к документам и информации при продлении срока действия технических условий № 1329.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи
Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать жалобу ООО «Специализированный застройщик «Центр Строй» на действия (бездействие) АО «Анапа Водоканал», выразившиеся
в
предъявлении к документам Заявителя требований, не предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обоснованной.

 

 

2. Выдать АО «Анапа Водоканал» обязательное для исполнения предписание в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Акционерное общество "Анапа Водоканал"
ИНН 2301078639, ОГРН 1112301009006
ООО "Специализированный застройщик "Центр Строй"
ИНН 2301102458, ОГРН 1202300057630