Решение №04/119167/22 Решение по делу № 04/10/18.1-620/2022 от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-620/2022
по результатам рассмотрения жалобы <...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 28.11.2022 г. Москва

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры
торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»: <...>;

ООО «АНТАРЕС»: <...>.

в отсутствие <...>, уведомленной надлежащим образом, представитель на рассмотрение жалобы не явился;

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> (вх. № 209021/22 от 19.12.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «АНТАРЕС», оператора электронной площадки – АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (далее – АО «АГЗРТ») при проведении аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества должника <...>: жилое помещение площадью 50,5 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Япеева, д. 10, кв. 18, кадастровый № 16:50:010324:172 (извещение № 22000124620000000020, лот № 2) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (вх. № 209021/22 от 19.12.2022) (далее – Заявитель) на действия (бездействие)
организатора торгов – ООО «АНТАРЕС», оператора электронной площадки
– АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (далее
– АО «АГЗРТ») при проведении аукциона в электронной форме по продаже
арестованного имущества должника <...>: жилое помещение площадью
50,5 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань,
ул. Япеева, д. 10, кв. 18, кадастровый № 16:50:010324:172 (извещение

№ 22000124620000000020, лот № 2, далее – Аукцион ).

Из Жалобы следует, что Оператором и Организатором торгов нарушены положения законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения
представителя Оператора и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

21.11.2022 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов опубликовано извещение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке Оператора, расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://etp.zakazrf.ru/ (далее – сайт Оператора), дата окончания приема (подачи) заявок на участие в Аукционе – 16.12.2022, дата проведения Аукциона – 23.12.2022, начальная цена имущества – 10 937 000,00 руб. (далее – Извещение о проведении Аукциона).

Аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), Регламентом функционирования электронной площадки sale.zakazrf.ru,
утвержденным призом Генерального директора АО «АГЗРТ»
Я.В. Геллера от 26.05.2022 (далее – Регламент).

Согласно доводу создание условий для взимания с участников торгов
со стороны Организаторов торгов и установление платы за участие со стороны Оператора торговой площадки в процентном соотношении – 10 % от конечной цены имущества является экономически неоправданным, и не соотноситься с целями реализации имущества должника, то есть получение максимальной суммы
за реализуемое имущество для погашения задолжности должника путем привлечения большего количества участников, так как лица, обладающие меньшими финансовыми возможностями, которые могут в силу различных обстоятельств оплатить только имущество и задаток (который предусмотрен законом), не смогут принять участие в торгах.

Комиссия ФАС России отмечает, что торги по реализации арестованного
имущества проводятся в соответствии с Законом об исполнительном производстве

и статьями 447-449 ГК РФ.

При этом указанными положениями не регламентируется порядок выбора оператора электронной площадки, удержания (взимания) оператором электронной площадки вознаграждения (комиссионного сбора), представляющего собой оплату услуг оператора, не устанавливается размер такой платы.

Вместе с тем, в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» предусматривается возможность взимания оператором электронной площадки с лица, с которым заключается
контракт, платы за участие в закупке в порядке, определенном постановлением
Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564.

По мнению Комиссии ФАС России, при проведении торгов по реализации
арестованного имущества в электронной форме взимание оператором электронной площадки вознаграждения (комиссионного сбора) с победителя торгов допустимо (по аналогии с законодательством о контрактной системе).

Поскольку в настоящее время законодательством об исполнительном производстве не урегулирован порядок проведения торгов в электронной форме
(не определены электронные площадки, на которых могут проводиться торги),
при проведении указанных торгов в целях достижения единообразия правоприменительной практики, повышения качества проводимых процедур, минимизации случаев нарушений при их проведении целесообразно проведение торгов
по реализации арестованного имущества на электронных площадках, включенных в Перечень операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», частью 11 статьи 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р в соответствии
с законодательством о контрактной системе (далее – Перечень).

В соответствии со статьей 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии
с законодательством Российской Федерации право проводить торги
по соответствующему виду имущества.

Между Организатором торов и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области заключен государственный контракт от 09.03.2021 №03/21-2А, в рамках которого реализует имущество должников
и организуются публичные торги.

Согласно Аукционной документации реализации на торах подлежит: жилое помещение площадью 50,5 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Япеева, д. 10, кв. 18, кадастровый № 16:50:010324:172. Начальная стоимость
10 937 000,00 руб.

Указанное имущество реализуется на основании Поручения Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан
и Ульяновской области от 09.11.2022 № 2390.

В соответствии с Извещением о проведении Аукциона Организатором торгов в качестве оператора электронной площадки выбрано АО «АГЗРТ», местом проведения Аукциона указан сайт Оператора.

АО «АГЗРТ» включено в Перечень.

Согласно Извещению о проведении Аукциона подача заявки на участие
в Аукционе, проведение Аукциона осуществляются в соответствии с Регламентом Оператора.

В соответствии с разделом № 1 «Термины и определения» Регламента
комиссионный сбор – сумма, взимаемая в качестве оплаты услуг оператора
площадки.

Согласно приказу АО «АГЗРТ» от 10.02.2022 № 5 «Информация о размере взимания АО «АГЗРТ» комиссионного сбора» при проведении торгов по реализации арестованного имущества на сайте Оператора размер комиссионного сбора составляет 10% от цены договора (итоговой цены торгов). В размер комиссионного сбора включен налог на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 5.32 Регламента комиссионный сбор взимается
с участников, признанных организатором: победителями, единственными участниками в несостоявшихся процедурах или уклонившихся от заключения договора.

Взимание платы за предоставление информации о проведении торгов
по реализации арестованного имущества как с потенциальных участников торгов, так и с лиц, подавших заявки (допущенных/недопущенных к участию) Регламентом (иными распорядительными документами Оператора) не предусмотрено.

Комиссией ФАС России установлено, что в настоящее время положениями законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов по продаже
арестованного имущества, не урегулирован порядок взимания и размер вознаграждения (комиссионного сбора), операторы электронных площадок самостоятельно определяют размеры тарифов в регламентах (иных распорядительных документах) электронных площадок.

На заедании Комиссии ФАС России представитель организатора пояснил,
что основным критерием выбора Оператора стало количество участников, а также количество проведенных торгов по реализации арестованного(заложенного) имущества. Все лица, имеющие регистрацию в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru), автоматически имеют регистрацию на указанной электронной площадке (на основании Постановления Правительства Российской Федерации №603 от 15.05.2019).

Кроме того Организатор реализует имущество должников, расположенное
в большей части на территории Республики Татарстан. АО «АГЗРТ» расположено
в г. Казани (420021, г. Казань, ул.Московская, д.55), что существенно облегчает взаимодействие с ней как Организатору торгов так и ее участникам, и привлекает большее количество участников торгов с территории Республики Татарстан,
что повышает количество поданных заявок.

Согласно письменным пояснениям представленным Организаторам, в ходе мониторинга и сравнительного анализа сайтов электронных площадок, имеющих опыт организации и проведения торгов, в том числе по реализации арестованного
(заложенного) имущества, а также имеющих наибольшее количество зарегистрированных участников, размещенных в общем доступе в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было установлено, что тарифы –
ООО «РТС Тендер», АО «РАД», АО «ЭТС», АО «АГЗРТ» составляют 10%
от стоимости реализованного имущества, при этом ЭТП Сбербанк –АСТ, ООО ЭТП ГПБ специализируются в основном на торгах проводимых в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно информацией, размещенной в открытой части официальных сайтов электронных площадок, включенных в Перечень, все указанные операторы могут проводить торги
по реализации арестованного имущества. При этом размер вознаграждения
за услуги оператора электронной площадки варьируется,
например:

- 9 900 руб. у ООО ЭТП ГПБ;

- 10% от начальной цены имущества, включая НДС 20%, но не менее
1 900 рублей, включая НДС 20%, у АО «ЭТС»;

- в случае если начальная цен лота до 20 000 000 руб. - 10% от начальной цены лота - но не более 500 000 руб; в случае если начальная цена лота от 20 000 000 руб. - 5% от начальной цены - не ограничен, у АО «РАД».

- 10% от начальной цены имущества, включая НДС 20%, но не менее
1 900 рублей, включая НДС 20%
у ООО «РТС Тендер».

При этом у АО «АГЗРТ» вознаграждение (комиссионный сбор) установлено
в размере 10% от итоговой цены договора.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено,
что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов
в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан
и организаций (далее - кредиторы), а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Целью реализации арестованного имущества посредством проведения торгов является получение максимальной суммы за реализуемое имущество для погашения задолженности должника путем привлечения большого количества участников торгов. Действия, касающиеся определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки.

Комиссией ФАС России установлено, что начальная цена Аукциона
– 10 937 000,00 руб., сумма задатка – 5 468 500,00 руб., шаг аукциона – 5 000,00 руб. Следовательно, потенциальный победитель Аукциона должен будет заплатить 10% от предложенный им цены, но не менее 109 370,00 руб.

Согласно протоколу определения участников Аукциона от 21.12.2022 размещенному на официальном сайте, заявок на участие в Аукционе подано
не было.

Установление вознаграждения в размере 10% от итоговой цены могло отрицательно повлиять на принятие потенциальными участниками торгов решения об участии в Аукционе.

На основании изложенного Комиссия ФАС России пришла к выводу,
что выбор Организатором торгов для проведения Аукциона оператора электронной площадки АО «АГЗРТ», устанавливающего один из максимальных размеров вознаграждения за услуги оператора электронной площадки – 10% от итоговой цены реализуемого на торгах имущества, может привести к сокращению количества участников (потенциальных участников) торгов по реализации арестованного имущества, к предложению такими участниками более низких цен за реализуемое имущество (с учетом того, что победителю торгов необходимо уплатить размер вознаграждения (комиссионного сбора) и, как следствие, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Как уже отмечалось ранее, в настоящее время положениями законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов по продаже арестованного имущества, не урегулирован размер вознаграждения (комиссионного сбора) оператора электронной площадки.

Заявителем в составе Жалобы не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что установленный Оператором размер вознаграждения (комиссионного сбора) является завышенным и экономически необоснованным
и приводит или может привести к ограничению конкуренции (нарушает требования статьи 17 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <...> на действия (бездействие) организатора (вх. № 209021/22 от 19.12.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «АНТАРЕС», оператора электронной площадки – АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» при проведении аукциона в электронной форме по продаже арестованного имущества должника <...>: жилое помещение площадью 50,5 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Япеева, д. 10, кв. 18, кадастровый № 16:50:010324:172 (извещение № 22000124620000000020, лот № 2) обоснованной в части действий ООО «АНТАРЕС» по выбору для проведения Аукциона в качестве оператора электронной площадки АО «АГЗРТ».

2. Выдать ООО «АНТАРЕС» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть
обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения
или выдачи предписания.

 

Связанные организации

ООО «АНТАРЕС»
ИНН 1655451895, ОГРН 1211600003944
АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
ИНН 1655391893, ОГРН 1171690094630