Решение №04/4681/23 Решение по делу № 04/10/18.1-20/2023 от 25 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-20/2023

по результатам рассмотрения жалобы ООО «РостТех»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 20.01.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «РостТех»: <...>, <...>;

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: <...>, <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «РостТех» от 28.12.2022 № б/н (вх. № 215336-ЭП/22 от 28.12.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края при организации и проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение № 220922/25833875/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «РостТех» (далее – Заявитель) от 28.12.2022 № б/н (вх. № 215336-ЭП/22 от 28.12.2022) на действия (бездействие) организатора торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее – Организатор торгов) при организации и проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение
№ 220922/25833875/01) (далее – Конкурный отбор, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

22.09.2022 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов размещено извещение о проведении Конкурсного отбора.

Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2022 № 77-2052-од в Документацию о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 20.09.2022 № 77-1424-од (далее – Конкурсная документация) внесены изменения, согласно которым
дата окончания подачи заявок09.01.2023, дата вскрытия конвертов с заявками – 10.01.2023, дата подписания протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсном отборе – 19.01.2023.

Конкурсный отбор проводится в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила),
Конкурсной документацией.

1. Согласно доводу Жалобы в соответствии с Приложением № 3 к Конкурсной документации «Сведения о расположении мест накопления ТКО (с разбивкой
по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора», сведения о местах накопления твердых коммунальных отходах
на территории Красноярской правобережной технологической зоны представлены
в Приложении А8 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016
№ 1/451-од (далее – Территориальная схема). При этом
данные в Приложении № 3
к Конкурсной документации противоречат показателям, приведенным в Приложении А8 Территориальной схемы, а именно в Конкурсной документации отражены сведения о местах накопления твердых коммунальных отходов, которые отсутствуют в Территориальной схеме.

Исходя из содержания пункта 2 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
в соответствии с документами территориального планирования.

Согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать сведения о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно Приложению 2 к Конкурсной документации основные источники образования отходов в Красноярской правобережной технологической зоне сосредоточены в:

1. го. Красноярск (правый берег);

2. г.о. Дивногорск;

3. Манский район;

4. Березовский район;

5. Минский сельсовет Партизанского района.

Приложением № 3 к Конкурсной документации установлено, что сведения
о местах накопления твердых коммунальных отходов на территориях Красноярской правобережной технологической зоны представлены в Приложении А8 Территориальной схемы.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что объем оказываемой услуги формируется на основании данных
о прогнозном образовании массы (объема) твердых коммунальных отходов

в указанной технологической зоне, данные о которой представлены
в Территориальной схеме и Конкурсной документации в полном объеме. Кроме того, представитель Организатора торгов пояснил, что актуальные
сведения
о расположении (планируемом расположении) мест накопления
твердых коммунальных отходов можно получить у органов местного самоуправления.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что Приложение А8 Территориальной схемы не содержит информации об местах накопления
в г. Дивногорске, Минском сельсовете, некоторых сельсоветах Манского района
и в пгт. Березовке Березовского района.

Таким образом, отсылка к Приложению А8 Территориальной схемы, содержащаяся в Приложении № 3 к Конкурсной документации, не соответствует требованию об указании сведений о местах накопления твердых коммунальных отходов, установленному подпунктом «г» пункта 12 Правил, поскольку в указанном приложении Территориальной схемы не содержится полная информация о местах накопления твердых коммунальных отходов.

Кроме того, Организатор торгов, располагая информацией о том,
что актуальные данные о всех местах накопления твердых коммунальных отходов можно получить на основании запроса у органов местного самоуправления,
не указал соответствующую информацию, предусмотренную законодательством.

На основании изложенного Комиссия ФАС России пришла к выводу,
что в Конкурсной документации фактически отсутствуют сведений о всех местах накопления твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, следовательно, Организатором торгов не соблюдены требования подпункта «г» пункта 12 Правил.

Таким образом, указанный довод Жалобы обоснован.

2. Согласно доводу Жалобы в Конкурсной документации установлено неисполнимое требование о представлении засвидетельствованной в нотариальном порядке копии лицензии, которую участники Конкурсного отбора, получившие такую лицензию после 01.01.2021, не смогут представить, поскольку после указанной даты лицензия в бумажном виде не выдается, можно получить только выписку из реестра лицензий, которая не может быть заверена нотариально.

Исходя из содержания пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011
99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон
о лицензировании), лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

С 01.01.2021 года вступили в силу изменения в Закон о лицензировании
в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг
по лицензированию отдельных видов деятельности, в соответствии с которыми территориальными органами Росприроднадзора с 01.01.2021 прекращено оформление лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности
на бумажном носителе.

Согласно пункту 119 Административного регламента Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги
по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденный приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 № 464

(далее – Административный регламент), в день принятия решения о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии руководитель (заместитель руководителя) Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) подписывает соответствующий приказ, исполнитель структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, вносит запись в реестр лицензий.

В соответствии с пунктом 120 Административного регламента в течение
3 рабочих дней со дня внесения записи в реестр лицензий о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии исполнитель структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, готовит уведомление о предоставлении лицензии или уведомление о переоформлении лицензии по выбору
заявителя на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора).

Таким образом, в случае получения лицензии после 01.01.2021, участник Конкурсного отбора может представить только уведомление о предоставлении лицензии или уведомление о переоформлении лицензии на бумажном носителе
или в форме электронного документа, а также участник может представить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росприроднадзора.

Согласно пункту 2.1.2 Конкурсной документации у участника конкурсного отбора должна быть действующая лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено конкурсной документацией, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемые участником конкурсного отбора.

При это пунктом 2.2.2 Конкурсной документации установлено, что копия указанной лицензии или иные подтверждающие документы о наличии лицензии, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.

В соответствии с абзацем 1 статьи 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее – Основы законодательства
о нотариате) нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок
из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.

Таким образом, Основы законодательства о нотариате не содержат запрета
на заверение выписок в реестра лицензий,
которая в силу положений Административного регламента может быть выдана, в том числе на бумажном носителе.

Учитывая изложенное, требование пункта 2.2.2 Конкурсной документации
не является неисполнимым.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 29 Правил все листы поданных
в письменной форме документов должны быть прошиты и пронумерованы, содержать опись документов, быть скреплены печатью и подписаны заявителем
или лицом, уполномоченным заявителем.

Исходя из содержания пункта 3 Конкурсной документации, все листы, поданные в письменной форме документов, должны быть прошиты
и пронумерованы, содержать опись документов с подписью уполномоченного представителя Заявителя, быть скреплены печатью и подписаны заявителем
или лицом, уполномоченным заявителем с указанием на обороте последнего листа количества листов экземпляра.

Таким образом, требование пункта 2.2.2 Конкурсной документации
о нотариальном заверении копии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности или иных подтверждающих документов о наличии лицензии не соответствует положениям пункта 29 Правил и пункта 3 Конкурсной документации.

Кроме того, ФАС России обращает внимание, что согласно части 1 статьи 21 Закона о лицензировании лицензирующие органы формируют открытый
и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Организатором торгов установлены требования, противоречащие пункту 29 Правил, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанный довод Жалобы обоснован.

3. Согласно доводу Жалобы в расчете необходимой валовой выручки содержатся ошибки, а именно: не учтены расходы на транспортировку, неверно исчислены расходы на обработку и захоронение, неверно указан индекс потребительских цен, неверно определена предпринимательская прибыль, неправильно указана ставка дисконтирования. Указанные ошибки, по мнению Заявителя, приводят к неправильному определения приведенной стоимости услуги регионального оператора.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.

Приложением № 8 к Конкурсной документации определен порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимая величина, а также указано, что при расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора в Красноярской правобережной технологической зоне должны использоваться значения показателей массы и (или) объема
твердых коммунальных отходов в части образования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения согласно Приложению Б2 Территориальной схемы.

В соответствии с пунктом 5(1) Правил определение и обоснование цены предмета аукциона осуществляется в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования), и производится с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг).

Пунктом 90 (1) Основ ценообразования установлено, что расходы
на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии Правилами, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии
с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования параметров, указанных в данном пункте.

При этом согласно пункту 2 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Правила регулирования тарифов), тарифы устанавливаются исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (далее – орган регулирования).

В силу пункта 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Таким образом, начальная цена предмета аукциона определяется региональным оператором в соответствии с Правилами и Основами ценообразования и может быть скорректирована исключительно органом регулирования в рамках установления тарифа

Соответственно, антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы
на нарушение процедуры аукциона в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не уполномочен осуществлять проверку
правильности произведенных Организатором торгов расчетов.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что указанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «РостТех» от 28.12.2022 № б/н
(вх. № 215336-ЭП/22 от 28.12.2022) на действия (бездействие) организатора
торгов – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края при организации и проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение № 220922/25833875/01)
обоснованной в части неуказания
в документации полной информации о местах накопления твердых коммунальных отходов, а также установления требований к заверению копий документов,
не соответствующих законодательству Российской Федерации.

2. Выдать Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

  

Связанные организации

ООО "РостТех"
ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
ИНН 2466187446, ОГРН 1172468071148