Решение №04/60805/19 Решение № 04/10/18.1-70/2019 по результатам рассмотрения жал... от 16 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-70/2019
по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

Дата принятия решения: 11.07.2019                                                                                              г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 27 в составе:

(далее – Комиссия ФАС России), при участии представителей:

рассмотрев жалобу ИП <…> на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области (Зона № 1) (извещение № 100419/1034757/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ИП <…> (далее – Заявитель) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области (Зона № 1) (извещение № 100419/1034757/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при проведении Конкурса были нарушены требования законодательства об обращении с отходами, в том числе Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах), Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Организатор торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

10.04.2019 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса (далее – Извещение), согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 10.04.2019, дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 01.07.2019; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 02.07.2019 10:00; срок оказания услуг региональным оператором — с 01.12.2019.

1. Согласно Жалобе разъяснения документации об условиях и порядке проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) на территории Владимирской области (зона № 1), утвержденной приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 10.04.2019 № 90/01-08 (далее - Конкурсная документация), данные Организатором торгов по вопросу внесения изменений в заявки на участие в Конкурсе, ограничивают конкуренцию.

В соответствии с пунктом 3.13 Конкурсной документации заявитель вправе изменить или отозвать заявку в любое время до вскрытия конвертов с заявками.

Согласно пункту 6 разъяснений Конкурсной документации от 10.04.2019 Организатором торгов указано, что при изменении заявки заявка будет считаться поданной в первоначальный день и время подачи. Подавать документы, которые в ранее поданной заявке отсутствовали при подаче изменений допустимо.

По мнению Заявителя, указанные разъяснения могут повлечь ограничение конкуренции в случае предложения лучших значений критериев качества оказания услуги региональным оператором несколькими участниками конкурсного отбора.

В соответствии с подпунктом «т» пункта 12 Правил документация об отборе содержит, в том числе состав заявки, включая исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены заявителями, порядок и срок отзыва заявок, порядок внесения изменений в заявки.

Согласно пункту 38 Правил непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками конкурсная комиссия объявляет заявителям, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности изменения или отзыва поданных заявок до вскрытия таких конвертов.

В соответствии с абзацем 4 пункта 52 Правил в случае если в результате сопоставления заявок установлено, что лучшие значения критериев качества оказания услуги региональным оператором предложены несколькими участниками конкурсного отбора, заявки ранжируются в порядке возрастания по дате и времени регистрации заявки. Победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок становится участник, направивший заявку раньше.

В соответствии с Конкурсной документацией заявитель вправе изменить или отозвать заявку в любое время до вскрытия конвертов с заявками.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что разъяснения Конкурсной документации, данные Организатором торгов, соответствуют требованиям абзаца 4 пункта 52 Правил и предполагают ранжирование заявок в порядке возрастания по дате и времени регистрации заявки без учета даты и времени внесения изменений в заявки.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Между тем документов и сведений, свидетельствующих об ограничении круга потенциальных участников Конкурса ввиду разъяснений Конкурсной документации, Заявителем представлено не было.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы является необоснованным.

2. Согласно Жалобе сведения, указанные в Приложении № 5 к Конкурсной документации, о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено территориальной схемой обращения с отходами (зона № 1), не соответствуют Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области, утвержденной постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 26.09.2016 № 02/01-132, с изменениями, внесенными постановлением от 31.12.2017 № 157/01-25 (далее – Территориальная схема).

Таким образом, по мнению Заявителя, Конкурсная документация составлена таким образом, что у участника Конкурса отсутствует возможность рассчитать затраты регионального оператора на осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с подпунктами «е», «з» пункта 12 Правил документация об отборе содержит сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению
твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами; обязанности регионального оператора по заключению договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 10 статьи статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Согласно Жалобе в Приложении № 5 к Конкурсной документации указаны сведения о существующих объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходах, в том числе:

Наименование территории (муниципального образования)

Наименование объекта приема / передачи твердых коммунальных отходов

Киржачский муниципальный район

Полигон ТБО Киржачского р-на (д. Храпки Киржачского р-на)

Кольчугинский муниципальный район

Кольчугинский полигон ТБО (в 2-х км. от г. Кольчугино)

Юрьев-Польский муниципальный район

Юрьев - Польская свалка ТБО (в 1 км. от г. Юрьев-Польский)

Кроме того, в Приложении № 5 к Конкурсной документации также указаны сведения об объектах обработки отходов (Мусоросортировочные, мусороперегрузочные станции, МСС):

Наименование объекта размещения отходов

Местоположение

Пло-щадь

(га)

Проектная мощность

Факти-ческий объем ТКО

Потребители

От-бор вторсырья

МСС «Александров»

г. Александров, Промышленный проезд, д. 19

0,2

60000 м3 (первое полугодие 2016 г.)

20000 м3

Александров-ский район

5%

МСС «Александров 2»

Александровский район, ур. Петрово село

2,5

150000 м3

20000 тонн

Александров-ский район

5%

Также в соответствии с изменениями, внесенными в Конкурсную документацию, утвержденными приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 30.05.2019 № 147/01-08 (далее — Изменения Конкурсной документации), Приложение № 5 к Конкурсной документации дополнено сведениями об объекте обработки отходов — прессе гидравлическом ПГП-24 МУ, расположенном по адресу 601655, Владимирская обл., г. Алескандров, ул. Красный пер., д. 25/1; сведениями о характеристиках объектов размещения отходов на территории Владимирской области, согласно которым год окончания эксплуатации Кольчугинского полигона ТБО и полигона ТБО Киржачского района — 2018, Юрьев-Польской свалки ТБО — 2019.

При этом раздел 7 Схема потоков отходов Территориальной схемы, содержащий сведения об объектах обработки отходов (мусоросортировочные, мусоропере), сведения о планируемых объектах обращения с ТКО по Владимирской области в соответствии с решением рабочей группы по разработке Территориальной схемы, сведения о потоках ТКО по зонам деятельности региональных операторов в первую очередь до 2019 года, во вторую очередь до 2026 года, не предусматривает при осуществлении деятельности регионального оператора использование в 2017-2019 гг. Кольчугинского полигона ТБО, с 2020 г. - Юрьев - Польской свалки ТБО, а также не предусматривает направление ТКО из Киржачского муниципального района на Полигон ТБО Киржачского р-на, из Кольчугинского муниципального района в Кольчугинский полигон ТБО, из Юрьев-Польского муниципального района на Юрьев - Польскую свалку ТБО.

Однако в соответствии с проектом соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (Приложение № 8 к Конкурсной документации) предметом данного соглашение является обеспечение региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в границах зоны деятельности регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что Организатором торгов осуществляется корректировка Территориальной схемы, в том числе в части сведений о движении отходов и сведений о существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов нарушены требования подпункта «е» пункта 12 Правил при указании в Конкурсной документации сведений о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых не предусмотрено Территориальной схемой.

3. Согласно Жалобе в Конкурсной документации содержатся сведения об отмене тарифа на 2019-2020 гг. для объекта захоронения у д. Машково Александровского района, принадлежащего ООО «Радуга». При этом прогнозный расчет на захоронение ТБО для указанного объекта, указанный в Изменениях Конкурсной документации, является произвольным и не позволяет Заявителю рассчитать затраты регионального оператора и сформировать ценовое предложение.

В Приложении № 6 к Конкурсной документации, содержащем сведения о тарифах в сфере захоронения ТКО на 2019-2020 гг., установленные Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области для объекта захоронения у д. Машково Александровского района, принадлежащего ООО «Радуга», указано: постановлением ДЦТ от 2103.2019 № 11/8 признано утратившим силу с 01.01.2019; постановлением ДЦТ от 30.11.2017 (с учетом редакций).

При этом Изменениями Конкурсной документации Приложение № 6 к Конкурсной документации дополнено следующими сведениями: прогнозный тариф на захоронение ТКО для объекта захоронения у д. Машково Александровского района с 01.07.2019 составляет 350,61 руб. за 1 тонну (без учета НДС).

Согласно подпункту «л» пункта 12 Правил документация об отборе содержит, в том числе информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с письмом Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 28.05.2019 № ДЦТ-2238-01-05, представленного Организатором торгов, прогнозная необходимая валовая выручка региональных операторов сформирована с учетом расходов региональных операторов на оплату услуг по захоронению ТКО исходя их прогнозного тарифа на захоронение ТКО в размере 350, 61 руб./тонну (без учета НДС) оператора объекта захоронения ТКО у д. Машково Александровского района ООО «Радуга» с 01.07.2019 как ранее осуществлявшего регулируемую деятельность на данном объекте захоронения ТКО и определена с учетом исполнения Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации <…> от 18.12.2018 об обращении с ТКО о пересмотре тарифных решений в области захоронения ТКО на 2019-2022 гг. в части изменения расходов, связанных с изменением ставок платы за НВОС при размещении ТКО IV класса опасности в соответствии с постановлением Правительетва Российской Федерации 16.02.2019 № 156.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что ООО «Радуга» прекратила эксплуатацию объекта захоронения у д. Машково Александровского района, права владения переданы ООО «Экоресурс», осуществляющей получение тарифа на захоронение ТКО, в связи с чем Организатором торгов указан в Конкурсной документации прогнозный тариф.

На основании изложенного, принимая во внимание указание в Конкурсной документации информации о прогнозном тарифе на захоронение ТКО, имеющимся у Организатора торгов в соответствии с информацией, представленной Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области, Комиссия ФАС России приходит к выоду о необоснованности данного довода Жалобы.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ИП <…> на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области (Зона № 1) (извещение № 100419/1034757/01) обоснованной в части указания в Конкурсной документации сведений о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых не предусмотрено Территориальной схемой.

2. Организатору торгов – Департаменту природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области выдать обязательное для исполнения предписание.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны