Решение №04/18360/24 РЕШЕНИЕ по делу № 04/10/18.1-143/2024 от 5 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-143/2024

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СитиКонсалтинг»

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 29.02.2024 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – <...> (ведущего заседание); членов Комиссии ФАС России: <...>
<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– ООО «СитиКонсалтинг»: <...> – доверенность от 16.01.2024 № б/н;

– конкурсного управляющего <...> – уведомлен надлежащим
образом, на рассмотрение жалобы не явился;

– АО «РАД»: <...> – доверенность от 01.01.2024 № Д-007, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «СитиКонсалтинг», направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 14.02.2024 № 78/3795/24 (вх. № 24126-М/24 от 14.02.2024), на действия (бездействие) организатора торгов – АО «РАД» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ОАО «Метрострой» (сообщения в ЕФРСБ № 13208492, лот № 5, № 13207459, лоты №№ 1-4) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «СитиКонсалтинг» (далее – Заявитель), направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 14.02.2024 № 78/3795/24 (вх. № 24126-М/24 от 14.02.2024), на действия (бездействие) организатора торгов – АО «РАД» (далее – Организатор торгов) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ОАО «Метрострой» (сообщения в ЕФРСБ № 13208492, лот № 5, № 13207459, лоты №№ 1-4) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации и проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу № А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, Организатора торгов и Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

14.12.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Организатором торгов было опубликовано сообщение № 13207459, лот № 1-4 о проведении Аукциона (с последующими изменениями), согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке Оператора, расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.lot-online.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие в Аукционе – 16.12.2023 в  09:00, дата и время окончания срока приема заявок на участие в Аукционе – 12.02.2024 в 23:00, дата и время проведения Аукциона – 14.02.2024 в 09:00.

14.12.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Организатором торгов было опубликовано сообщение № 13208492, лот № 5 о проведении Аукциона (с последующими изменениями), согласно которому Аукцион проводится на сайте Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие в Аукционе – 16.12.2023 в 09:00, дата и время окончания срока приема заявок на участие в Аукционе – 27.02.2024 в 23:00, дата и время проведения Аукциона – 29.02.2024 в 09:00.

Аукцион проводится в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок), Гражданским кодексом Российской Федерации.

1. Согласно доводу Жалобы Организатор торгов после возобновления проведения Аукциона 07.02.2024 сократил срок приема заявок на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 8 статье 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Согласно сообщению о проведении Аукциона по лотам №№ 1-4, размещенному 14.12.2023 (до внесения изменений) дата и время окончания подачи заявок – 30.01.2024 23:00, определение участников торгов – 31.01.2024 в 17:00, дата и время Аукциона – 01.02.204 в 09:00.

Сообщение № 13258100 об изменении сообщения о проведении Аукциона по лотам №№ 1-4 № 13258100 было опубликовано от 20.12.2023, согласно которому срок окончания приема заявок на участие в торгах был установлен 30.01.2024.

На основании определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2024 по делу № А56-432/2019 были приняты обеспечительные мер в виде запрета проводить Аукцион, о чем размещено сообщение в ЕФРСБ № 13511320 от 26.01.2023.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2024 по делу № А56-432/2019/разн.10/меры отменены обеспечительные мер в виде запрета проводить Аукцион, о чем размещено сообщение в ЕФРСБ № 13617032 от 07.02.2024.

После внесения последних изменений в сообщение о правоведении Аукциона 07.02.2024 ( в части возобновления Аукциона) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе по лотам №№ 1-4 12.02.2024 23:00, определение участников Аукциона по лотам №№ 1-4 13.02.2024 в 17:00, дата и время Аукциона по лотам №№ 1-414.02.204 в 09:00; дата и время окончания срока приема заявок на участие в Аукционе по лоту № 5 27.02.2024 в 23:00, определение участников Аукциона по лоту № 5 28.02.2024 в 17:00, дата и время проведения Аукциона по лоту № 5 29.02.2024 в 09:00.

На основании изложенного Комиссия ФАС России пришла к выводу, что общий срок приема заявок на участие в Аукционе составил более 25 рабочих (за вычетом времени действия обеспечительных мер).

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что довод Жалобы не находит своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заявитель полагает, что после получения уведомления ФАС России о поступлении Жалобы проведение Аукциона должно было быть приостановлено в целом, но Организатор торгов продолжил проведение Аукциона.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее – уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы.

Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Часть 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указывает, что в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 данной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Учитывая изложенное, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на конкретные действия организатора торгов в случае получения от антимонопольного органа уведомления, а именно на заключение договора по результатам торгов (последствия несоблюдения указанного запрета – признание договора ничтожным). При этом каких-либо иных положений (запретов), ограничивающих действия организатора торгов в период рассмотрения антимонопольным органом жалобы, а также правовых последствий несоблюдения данных запретов, статья 18.1 Закона о защите конкуренции не содержит.

Иной подход приводил бы к необходимости, например, отказывать в принятии заявок, в том числе направленных почтовой связью, или приостанавливать иные процедуры в момент получения уведомления от антимонопольного органа.

Соответственно, при поступлении уведомления о принятии жалобы к рассмотрению организатор торгов, исходя из стадии торгов и конкретных обстоятельств жалобы, вправе самостоятельно определить порядок действий, учитывая установленный частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции запрет на заключение договора по итогам торгов. При этом в случае выявления нарушений по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов антимонопольный орган уполномочен выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.

Таким образом, в действиях Организатора торгов по неприостановлению Аукциона в целом, а только в части заключения договоров, отсутствуют признаки нарушения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба поступила в ФАС России 12.02.2024 письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 09.02.2024 № 78/3491/24 (вх. № 22109-М/24 от 12.02.2024). Уведомление о поступлении Жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы оп существу было направлено Заявителя, Организатору торгов, Оператору 13.02.2024 письмом № 04/11388/24. Согласно данным Системы электронного документооборота ФАС России указанное письмо было направлено на электронную почту АО «РАД» 14.02.2024 в 12:05.

Согласно Протоколу об определении участников Аукциона по лотам №№ 1-3 от 13.02.2024 заявки на участие не были поданы, Аукцион по лотам №№ 1-3 признан несостоявшимся.

В соответствии с Протоколом об определении участников Аукциона по лоту №№ 4 от 13.02.2024 была подана 1 заявка АО «Метрострой Северной Столицы», которая была допущена до участия в Аукционе по лоту № 4.

Согласно Протоколу о признании Аукциона по лоту № 4 несостоявшимся от 14.02.2024 единственным участником, допущенным до участия в торгах, является АО «Метрострой Северной Столицы».

Организатор торгов пояснил, что 14.02.2024 в адрес АО «РАД» поступило уведомление Конкурсного управляющего о заключении договора купли-продажи с единственным участников по лоту № 4 Аукциона. При этом Организатор торгов указал, что уведомление ФАС России о поступлении Жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы оп существу от 13.02.2024 № 04/11388/24 было получено АО «РАД» 15.02.2024 (вх. № фас-0513), то есть после заключения договора купли-продажи по лоту № 4 Аукциона.

Доказательств обратного Заявителем не представлено.

На основании изложенного Комиссия ФАС России пришла к выводу, что довод Жалобы не находит своего подтверждения.

3. На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России Заявителем был заявлен довод о неразмещении в газете «Коммерсантъ» сведений о возобновлении Аукциона после отмены обеспечительных мер.

Согласно пункту 9 статьи 110 Закона о банкротстве не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1049-р газета «Коммерсантъ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве.

Пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве предусмотрено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.

Как уже отмечалось ранее на основании определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2024 по делу № А56-432/2019 были приняты обеспечительные мер в виде запрета проводить Аукцион, о чем размещено сообщение в ЕФРСБ № 13511320 от 26.01.2023.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2024 по делу № А56-432/2019/разн.10/меры отменены обеспечительные мер в виде запрета проводить Аукцион, о чем размещено сообщение в ЕФРСБ № 13617032 от 07.02.2024.

Организатор торгов в письменных пояснениях указал, что согласно условиям выхода газеты «Коммерсантъ» оплата сообщения осуществляется до 14:00 по средам, выход по субботам. Согласно опубликованному на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» газеты «Коммерсантъ» графику при оплате сообщения до 14:00 07.02.2024 дата выхода 10.02.2024. Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2024 по делу № А56-432/2019/разн.10/меры об отмене обеспечительных мер поступило от Конкурсного управляющего и было зарегистрировано 07.02.2024. В связи с тем, что указанные документы поступили после 14:00 в среду Организатор торгов не успел оплатить сообщение в газете «Коммерсантъ» для его выхода 10.02.2024. Таким образом, сообщение о возобновлении Аукциона вышло 17.02.2024 (объявление № 20302582048).

Кроме того, на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2024 по делу № А56-432/2019/разн.10/меры об отмене обеспечительных мер приводится в исполнение немедленно. Также Организатор торгов указал, что реквизиты указанного определения суда были размещены в сообщении о приостановлении Аукциона, информация о судебных актах находится в открытом доступе, любое заинтересованное лицо вправе самостоятельно отслеживать информацию.

Комиссией ФАС России установлено, что сообщение о возобновлении Аукциона было опубликовано в ЕФРСБ, на сайте Оператора 07.02.2024 (в день принятия определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2024 по делу № А56-432/2019/разн.10/меры об отмене обеспечительных мер.

Заявитель в Жалобе указал, что является конкурсным кредитором Должника, сведения о том, что он планирует подать заявку на участие в Аукционе не представил. Кроме того, Заявитель подал в суд заявление о притяни обеспечительных мер в виде запрета на провидение Аукциона, следовательно, был осведомлен о ходе судебного разбирательства. Также согласно протоколу об определении участников Аукциона по лоту № 4 заявка АО «Метрострой Северной Столицы» была подан 08.02.2024 после возобновления Аукциона и размещения соответствующей информации в ЕФРСБ и на сайте Оператора, но до публикации сообщения в газете «Коммерсантъ».

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что довод Жалобы не находит своего подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «СитиКонсалтинг», направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 14.02.2024 № 78/3795/24 (вх. № 24126-М/24 от 14.02.2024), на действия (бездействие) организатора торгов – АО «РАД» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ОАО «Метрострой» (сообщения в ЕФРСБ № 13208492, лот № 5, № 13207459, лоты №№ 1-4) небоснованной.

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России: <...>

(ведущий заседание)

 

Члены Комиссии ФАС России: <...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны