Решение №04/53889/22 Решение по делу № 04/10/18.1-408/2022 (по жалобе ООО "Фортун... от 2 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-408/2022

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Фортуна» на нарушение
процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 30.05.2022                                                г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «Фортуна»: <...>;

ООО «Антарес»: <...>;

АО «АГЗ РТ»: <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Фортуна», направленную письмом Татарстанского УФАС России
от 24.05.2022 № ВЧ-04/6772, на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «АГЗРТ» при организации и проведении торгов по продаже арестованного имущества (извещение № 140522/49240850/01, лоты №№ 1, 6, 17)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Фортуна»
(далее – Заявитель), направленная письмом Татарстанского УФАС России
от 24.05.2022 № ВЧ-04/6772, на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «АГЗРТ» (далее – Оператор) при организации и проведении торгов по продаже арестованного имущества (извещение № 140522/49240850/01, лоты
№№ 1, 6, 17) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из текста Жалобы следует, что Оператором при организации и проведении Аукциона нарушены положения действующего законодательства
Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также проанализировав пояснения представителя Заявителя, ООО «Антарес» (далее – Организатор торгов), Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

14.05.2022 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов размещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке Оператора, расположенной по адресу
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://etp.zakazrf.ru/ (далее – сайт Оператора), дата окончания приема (подачи) заявок на участие
в Аукционе – 21.05.2022 в 12:00, дата и время проведения Аукциона – 26.05.2022
в 12:00 (далее – Извещение о проведении Аукциона).

Аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), Регламентом функционирования электронной площадки sale.zakazrf.ru, утвержденным призом Генерального директора АО «АГЗРТ»
Я.В. Геллера от 06.05.2021 (далее – Регламент).

Из текста Жалобы следует, что Заявитель, имея намерение принять участие
в Аукционе, подал заявку. Однако она была отклонена Оператором ввиду отсутствия
на лицевом счету Заявителя денежных средств в размере задатка и комиссионного сбора за услуги Оператора в размере 10 (десяти) % от итоговой цены договора.
По мнению Заявителя, взимания Оператором указанного сбора противоречит положениям пункта 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Комиссия ФАС России отмечает, что торги по реализации арестованного имущества проводятся в соответствии с Законом об исполнительном производстве
и статьями 447-449 ГК РФ.

При этом указанными положениями не регламентируется порядок удержания (взимания) оператором электронной площадки с победителя торгов суммы обеспечительного платежа (комиссионного сбора), представляющего собой оплату услуг оператора, а также не устанавливается размер такой платы.

Вместе с тем в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривается возможность взимания оператором электронной площадки с лица, с которым заключается контракт, платы за участие в закупке в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 № 564.

По мнению Комиссии ФАС России, при проведении торгов по реализации арестованного имущества в электронной форме удержание (взимание) оператором электронной площадки платы (удержание суммы комиссионного сбора)
с победителя торгов допустимо (по аналогии с законодательством о контрактной системе).

В соответствии с разделом № 1 «Термины и определения» Регламента комиссионный сбор – сумма, взимаемая в качестве оплаты услуг оператора площадки. Комиссионный залог – сумма, служащая гарантией оплаты оператору площадки комиссионного сбора.

Согласно приказу АО «АГЗРТ» от 10.02.2022 № 5 «Информация о размере взимания АО «АГЗРТ» комиссионного сбора» при проведении торгов по реализации арестованного имущества на сайте Оператора установлены следующие размеры комиссионного залога и комиссионного сбора:

в размере 10% (десяти) от цены договора (итоговой цены торгов);

в размере 10% (десяти) от начальной цены торгов.

В размер комиссионного сбора включен налог на добавленную стоимость (НДС).

В пункте 11.26 Регламента указано, что комиссионный сбор за услуги оператора взимается из суммы комиссионного залога Участника аукциона, которому в протоколе об итогах аукциона в результате ранжирования по поданным ценам, присвоен первый номер, или единственного участника аукциона в течение одного рабочего дня с момента опубликования организатором протокола об итогах аукциона. Обеспечение комиссионного сбора остальных участников аукциона разблокируется в течение одного рабочего дня с момента опубликования организатором протокола об итогах аукциона.

В письменных пояснениях представитель Оператора пояснил, что площадка
не взимает плату с потенциальных участников за аккредитацию (регистрацию)
на сайте Оператора, за проведение торгов, в свою очередь, удержание денежных средств, предназначенных для оплаты услуг Оператора (комиссионный сбор), производиться только с счета победителя торговой процедуры.

Комиссией ФАС России установлено, что в настоящее время положениями законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов по продаже арестованного имущества, не урегулирован порядок взимания и размеры платы (комиссионного сбора), операторы электронных площадок самостоятельно определяют размеры тарифов в регламентах электронных площадок.

При этом Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что взимание платы в качестве обеспечительного (гарантийного) платежа (комиссионного сбора), представляющего собой оплату услуг оператора, осуществляется путем перечисления денежных средств на банковский счет Оператора. Вместе с тем взимание указанной платы Оператором с лица, не являющегося лицом, с которым заключается договор по итогам проведения торгов, Регламентом и иными актами
не предусмотрено.

Согласно пункту 3.3.7.2 Регламента в случае подачи заявки на участие в иных торгах, проводимых на электронной площадке, денежные средства в сумме задатка и/или комиссионного залога должны быть зачислены на лицевой счет участника
на площадки до подачи заявки на участие в торгах. В момент подачи заявки оператор программными средствами проверяет наличие денежной суммы в размере задатка и/или комиссионного залога на лицевом счете участника на площадке
и осуществляет блокирование необходимой суммы денежных средств.

Изучив заявки Заявителя на участие в Аукционе по лотам № 1, 6, 17, Комиссия ФАС России установила, что заявки по лотам № 1, 6, 17 отклонены Оператором, ввиду отсутствия на лицевом счету Заявителя денежных средств, предназначенных
для оплаты комиссионного сбора, по лоту № 1 в размере 1 000 000 руб., по лоту № 6 в размере 700 000 руб., по лоту № 17 в размере 630 000 руб.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Заявитель зарегистрировался на электронной площадке Оператора путем присоединения к Регламенту, а равно принял на себя обязанность
по соблюдению условий участия в процедурах, предусмотренных таким Регламентом, который распространяется в равной степени на всех заинтересованных лиц. При этом заявки Заявителя на участие в Аукционе в адрес Организатора торгов по оспариваемым лотам не поступили.

Кроме того, процедура Аукциона по лоту № 1 приостановлена на основании постановления судебного пристава – исполнителя Вахитовского РОСП г. Казани УФССП по Республике Татарстан от 19.05.2022, лот № 6 был отозван с торгов
на основании постановления судебного пристава – исполнителя Приволжского РОСП г. Казани УФССП по Республике Татарстан от 18.05.2022, соответствующая информация размещена Организатором торгов на официальном сайте. Процедура Аукциона по по лоту № 17 признана состоявшейся, к моменту получения уведомления ФАС России от 26.05.2022 № 04/51451/22 о принятии Жалобы
к рассмотрению Организатором торгов с участником-победителем подписан Протокол о результатах Аукциона.

Исходя из вышесказанного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что заявки Заявителя на участие в Аукционе по лотам №№ 1, 6, 17 отклонены Оператором правомерно, поскольку Заявителем не было обеспечено на лицевом счету денежных средств необходимых для оплаты комиссионного сбора за услуги Оператора.

Таким образом, довод Жалобы не находит своего подтверждения.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Фортуна», направленную письмом Татарстанского УФАС России от 24.05.2022 № ВЧ-04/6772, на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «АГЗРТ» при организации и проведении торгов
по продаже арестованного имущества (извещение
140522/49240850/01, лоты
№№ 1, 6, 17) необоснованной.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

АО «АГЗРТ»
ИНН 1655391893, ОГРН 1171690094630
ООО "Антарес"
ИНН 1655451895, ОГРН 1211600003944
ООО "Фортуна"
ИНН 1655447585, ОГРН 1201600081638