Решение №04/87679/23 23.10.2023 Решение по делу 04/10/18.1-530/2023 от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-530/2023

 

по результатам рассмотрения жалобы <...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 18.10.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – <...> (ведущего заседание); членов Комиссии ФАС России: <...>, <...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

– <...> – паспорт гражданина Российской Федерации;

– Администрации Прихолмского сельсовета Минусинского района Красноярского края – уведомлена надлежащим образом, представители
на рассмотрение жалобы не явились;

– ООО «РТС-тендер»: <...> – доверенность от 14.05.2023
№ 23-50,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...>, направленную письмом Красноярского УФАС России от 06.10.2023 № АГ/16685/23 (вх. № 153638-ЭП/23 от 09.10.2023), на действия (бездействие) организатора
торгов – Администрации Прихолмского сельсовета Минусинского района Красноярского края, оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер»
при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 23000029280000000003, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель), направленная письмом Красноярского УФАС России от 06.10.2023 № АГ/16685/23 (вх. № 153638-ЭП/23 от 09.10.2023), на действия (бездействие) организатора торгов – Администрации Прихолмского сельсовета Минусинского района Красноярского края (далее – Организатор торгов), оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 23000029280000000003, лот № 1) (далее – Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов, Оператором при проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

30.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было опубликовано извещение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке ООО «РТС-тендер», расположенной по адресу в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» www.rts-tender.ru
(далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие Аукционе – 31.08.2023 в 00:01 (МСК+4), дата и время окончания срока подачи заявок на участие
в Аукционе – 29.09.2023 в 19:59 (МСК+4), дата рассмотрения заявок на участие
в Аукционе – 02.10.2023, дата и время проведения Аукциона – 04.10.2023
в 00:00 (МСК+4), начальная цена – 20 700,00 руб., размер задатка для участия
в Аукционе – 4 140,00 руб., шаг Аукциона – 621,00 руб.

Аукцион проводится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), постановлением Администрации Прихолмского сельсовета Минусинского района Красноярского края от 30.08.2023 № 59-п
«О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка», Регламентом электронной площадки ООО «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденным приказом генерального директора
ООО «РТС-тендер» от 10.08.2023 № 50-П/23 (далее – Регламент).

1. Согласно Жалобе Заявитель не был допущен Организатором торгов
до Аукциона ввиду того, что заявка на участие в Аукционе не была подписана собственноручной подписью, при этом заявка была подана в электронной форме
и подписана электронной цифровой подписью Заявителя.

Таким образом, Заявитель не был допущен до участия в Аукционе
на основании пункта 1 части 8 статьи 39.12 ЗК РФ по причине непредставления необходимых для участия в Аукционе документов или непредставление сведений.

Согласно пункту 1 статьи 39.13 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 39.13 ЗК РФ.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение
о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о форме заявки
на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате
и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

Согласно пункту 4.5 Извещения о проведении Аукциона 4.5 заявки подаются путем заполнения формы, представленной в Приложении № 1, и размещения
ее электронного образа (заявка на бумажном носителе, преобразованная
в электронно-цифровую форму путем сканирования), с приложением электронных образов документов, предусмотренных разделом 5 Извещения о проведении Аукциона.

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что заявитель
не допускается к участию в аукционе в
случае непредставления необходимых
для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений.

Условия допуска и отказа в допуске к участию в Аукционе установлены
также разделом 8 Извещения от проведении Аукциона.

Согласно Протоколу о признании претендентов участниками Аукциона
от 02.10.2023 (далее – Протокол рассмотрения заявок) на участие в Аукционе было подано 3 заявки, в том числе заявка Заявителя. К участию в Аукционе был допущен 1 участник Аукциона. Заявитель не был допущен до участия в Аукционе
на основании
подпункта 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ по причине непредставления необходимых для участия в Аукционе документов или непредставления сведений. По такой же причине не был допущен до участие в Аукционе еще один участник.

В соответствии с письменными пояснениям Организатора торгов заявка Заявителя на участие в Аукционе была отклонена по причине отсутствия в заявке собственноручной подписью.

Пунктом 6 статьи 39.13 ЗК РФ предусмотрено, что заявка на участие
в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ. Заявка на участие в электронном аукционе,
а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ
«Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии
с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Таким образом, Организатором торгов в пункте 4.5 Извещения о проведении Аукциона установлено избыточное требование о необходимости заполнения формы, представленной в Приложении № 1, и размещения ее электронного образа (заявка
на бумажном носителе, преобразованная в электронно-цифровую форму путем сканирования) в связи с тем, что в заявка на участие в Аукционе
подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (при подаче заявки на участие в Аукционе на сайте Оператора).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению
или устранению конкуренции.

На основании изложенного, принимая во внимание установление Организатором торгов в пункте 4.5 Извещения о проведении Аукциона вышеуказанного избыточного требования о подписании заявки собственноручной подписью с последующим преобразованием ее в электронно-цифровую форму,
а также то, что указанное требование явилось основанием для отклонение заявки Заявителя,
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что в вышеописанные действия Организатора торгов приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, данный довод Жалобы является обоснованным.

2. Согласно Жалобе Оператор в нарушение требований пункта 7 статьи 39.13 ЗК РФ не разместил на официальном сайте протокол о признании претендентов участниками Аукциона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.13 ЗК РФ электронный аукцион проводится на электронной площадке ее оператором из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения
о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа
в допуске к участию в нем. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем
на следующий день после дня подписания протокола.

Согласно пункту 7 статьи 39.13 ЗК РФ протокол рассмотрения заявок
на участие в электронном аукционе подписывается не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени организатора аукциона, и размещается на электронной площадке не позднее чем на следующий рабочий день после дня подписания протокола. Данный протокол после размещения на электронной площадке в автоматическом режиме направляется оператором электронной площадки для размещения на официальном сайте.

В силу пункта 8 статьи 39.13 ЗК РФ заявителям, признанным участниками электронного аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет в электронной форме уведомления о принятых в отношении их решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 7 статьи 39.13 ЗК РФ.

В силу пункта 8 статьи 39.13 ЗК РФ заявителям, признанным участниками электронного аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет в электронной форме уведомления о принятых в отношении их решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 7 статьи 39.13 ЗК РФ.

Согласно пункту 8.1.10 Регламента сайт Оператора поддерживает автоматизацию и проведение торговых процедур в рамках правил: аренда земельных участков – процедуры торгов проводятся в соответствии с требованиями Законодательства, регулирующего земельные отношения, иных специализированных нормативных правовых актов, Регламента.

В соответствие с пунктом 10.4 Регламента рассмотрение заявок осуществляется организатором аукциона в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовым актом, регулирующим проведение аукциона, информационным сообщением (извещением) о проведении аукциона и аукционной документацией.

Согласно пункту 10.5 Регламента организатор аукциона в день рассмотрения заявок и документов претендентов подписывает протокол о признании претендентов участниками, в котором приводится перечень принятых заявок, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками,
а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске
к участию в аукционе, с указанием оснований отказа. Указанный протокол публикуется организатором на сайте Оператора и подписывается
его квалифицированной электронной подписью (без отображения в открытой части сайта Оператора).

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Оператора пояснил, что Протокол рассмотрения заявок опубликован на сайте Оператора
в надлежащий срок 02.10.2023.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России установлено,
что 02.10.2023 в 16:19 (МСК+4) на официальном сайте была опубликована карточка Протокола рассмотрения заявок, включающая информацию о дате его размещения, номере извещения, наименовании процедуры, наименовании электронной площадки, дате рассмотрения заявок, аукционной комиссии, предмете торгов, недопущенных до участия в Аукционе участниках, основания для их отказа
в допуске. Сведения о допущенном участнике отсутствуют. При этом сам Протокол рассмотрения заявок (файл) на официальном сайте в разделе «Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе» опубликован не был.
Кроме того, в прикрепленных к карточке Протокола рассмотрения заявок файлах содержится указание, что: «Просмотр протокола рассмотрения заявок доступен после размещения организатором/продавцом итогового протокола по процедуре».

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при неразмещении Протокола рассмотрения заявок на официальном сайте, Оператором был нарушен пункт 7 статьи 39.13 ЗК РФ.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <...> направленную письмом Красноярского УФАС России от 06.10.2023 № АГ/16685/23 (вх. № 153638-ЭП/23 от 09.10.2023),
на действия (бездействие) организатора торгов – Администрации Прихолмского сельсовета Минусинского района Красноярского края, оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при организации и проведении аукциона
на право заключения договора аренды земельного участка (извещение
№ 23000029280000000003, лот № 1) обоснованной.

 

2. Выдать организатору торгов – Администрации Прихолмского сельсовета Минусинского района Красноярского края, оператору электронной площадки –
ООО «РТС-тендер» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России: <...>

(ведущий заседание)

 

Члены комиссии ФАС России: <...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИХОЛМСКОГО СЕЛЬСОВЕТА МИНУСИНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИНН 2425001773, ОГРН 1022401539753