Решение №04/44101/23 РЕШЕНИЕ 04/10/18.1-252/2023 от 5 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 04/10/18.1-252/2023

по результатам рассмотрения жалобы <…>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 31.05.2023 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: <…> (далее – Комиссия
ФАС России),

при участии представителей:

– <…>: <…>;

– Конкурсного управляющего <…>: <…>;

– АО «Сбербанк-АСТ»: <…>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <…> 24.05.2023 № б/н, направленную письмами Челябинского УФАС России от 25.05.2023 № ВЛ/6645/23 (вх. № 78628-ЭП/23 от 25.05.2023), от 26.05.2023
№ ВЛ/6724/23 (вх. № 79419-ЭП/23 от 26.05.2023), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при организации
и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ЗАО ФССИ «КРАСНОДЕРЕВЩИК»: объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Механическая, д. 40 (сообщение
в ЕФРСБ № 11043975, лот № 7), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <…> (далее – Заявитель) 24.05.2023 № б/н, направленная письмами Челябинского УФАС России от 25.05.2023 № ВЛ/6645/23 (вх. № 78628-ЭП/23 от 25.05.2023), от 26.05.2023 № ВЛ/6724/23 (вх. № 79419-ЭП/23 от 26.05.2023), на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор) при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ЗАО ФССИ «КРАСНОДЕРЕВЩИК»: объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Механическая, д. 40 (сообщение в ЕФРСБ № 11043975, лот № 7) (далее – Торги, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Оператором при проведении Торгов были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу
№ А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Организатора торгов Комиссия ФАС России установила следующее.

22.03.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве организатором торгов – конкурсным управляющим Силицким П.В. (далее – Организатор торгов) было опубликовано сообщение о проведении Торгов, согласно которому Торги проводятся на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.sberbank-ast.ru (далее – сайт Оператора), дата начала подачи
заявок на участие в Торгах – 27.03.2023, дата окончания срока приема заявок
на участие в Торгах – 18.06.2023, начальная цена продажи имущества должника – 15 672 325,50 руб., размер задатка – 10%.

График снижения цены:

Дата и время начала периода

Дата и время окончания периода

Текущая цена

Размер задатка

27.03.2023 10:00

02.04.2023 18:00

15 672 325.50

1 567 232.55

03.04.2023 10:00

09.04.2023 18:00

14 750 424.00

1 475 042.40

10.04.2023 10:00

16.04.2023 18:00

13 828 522.50

1 382 852.25

17.04.2023 10:00

23.04.2023 18:00

12 906 621.00

1 290 662.10

24.04.2023 10:00

30.04.2023 18:00

11 984 719.50

1 198 471.95

01.05.2023 10:00

07.05.2023 18:00

11 062 818.00

1 106 281.80

08.05.2023 10:00

14.05.2023 18:00

10 140 916.50

1 014 091.65

15.05.2023 10:00

21.05.2023 18:00

9 219 015.00

921 901.50

22.05.2023 10:00

28.05.2023 18:00

8 297 113.50

829 711.35

29.05.2023 10:00

04.06.2023 18:00

7 375 212.00

737 521.20

05.06.2023 10:00

11.06.2023 18:00

6 453 310.50

645 331.05

12.06.2023 10:00

18.06.2023 18:00

5 531 409.00

553 140.90

 

Торги проводятся в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества
или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495
(далее – Порядок), Регламентом торговой секции «Продажа имущества (предприятия) банкротов универсальной торговой платформы АО «Сбербанк-АСТ», утвержденным Генеральным директором АО «Сбербанк-АСТ» 01.03.2022
(далее – Регламент).

Согласно Жалобе 21.05.2023 Заявитель принял решение принять участие
в Торгах, подал заявку на участие в Торгах с предложением цены 10 320 000,00 руб., предложение было зафиксировано Оператором. Однако, в последние минуты завершения периода приема заявок на участие в Торгах на сайте Оператора заявка Заявителя была отклонена.

21.05.2023 Заявитель посредством электронной почты незамедлительно обратился в службу технической поддержки сайта Оператора с указанием
на неправомерное отклонение заявки на участие в Торгах и просьбой считать заявку принятой.

22.05.2023 в 11:30 Заявителем был получен ответ от службы технической поддержки сайта Оператора, следующего содержания: «При подаче заявки
на участие в торгах Заявителем была допущена техническая ошибка, а именно: Раздел «Документы, подтверждающее соответствие Заявителя установленным требованиям» используется исключительно для закрытых Торгов. Участник прикрепил документ в данный раздел, такая заявка не может быть принята. Следующий период Торгов откроется 22.05.2023 в 10:00 (МСК) и Заявитель может подать заявку на участие в Торгах».

Однако, помимо Заявителя 21.05.2023 была подана еще одна заявка на участие в Торгах.

По мнению Заявителя, Оператор не вправе принимать решения об допуске,
об отказе в допуске заявителей к участию в торгах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Согласно пункту 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения
в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов
по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

В силу пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение о допуске заявителя к участию в торгах, решение об отказе в допуске заявителя к участию
в торгах принимается организатором торгов.

В соответствии с пунктом 6.1.3 Порядка торги посредством публичного предложения проводятся с учетом положений, предусмотренных указанным пунктом Порядка.

Представление и рассмотрение заявок, определение участников торгов
и принятие решений о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию
в торгах осуществляются в порядке, предусмотренном главами IV и V Порядка.

Согласно пункту 5.1 Порядка определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона
о банкротстве.

Пунктом 5.2 Порядка предусмотрено, что оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок
для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы
с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки.

Аналогичные положения содержатся в пункте 5.3.1 Регламента.

Согласно пункту 3.2.9 Регламента заявка на участие не может быть принята Оператором в случае:

а) подачи заявителем второй заявки в отношении одного и того же лота
при условии, что поданная ранее заявка таким заявителем не отозвана;

б) подачи заявки по истечении или ранее установленного срока подачи заявок;

в) некорректного заполнения формы заявки на участие, в том числе
незаполнения полей, являющихся обязательными для заполнения.

Если система не принимает заявку, Оператор уведомляет заявителя соответсвующим системным сообщением о причине непринятия заявки на участие.

В письменных пояснениях Оператор указал, что Заявителем была подана заявка 21.05.2023 17:59:26, которая была отклонена по причине: «Результат проверки документа: Раздел «Документы, подтверждающие соответствие Участника установленным требованиям» надо оставить пустым». Заявитель в заявке прикреплял документы в поле «Документы, подтверждающие соответствие Заявителя установленным требованиям только для закрытых торгов»,
при этом процедура является открытой. При заполнении формы Заявитель видел название поля, в которое прикреплял документ: «Документы, подтверждающие соответствие Заявителя установленным требованиям только для закрытых торгов». Оператор уведомил Заявителя соответствующим системным сообщением о причине непринятия заявки на участие при отклонении заявки: «Результат проверки документа: Раздел «Документы, подтверждающие соответствие Участника установленным требованиям» надо оставить пустым».

Согласно сообщению о проведении Торгов в ЕФРСБ, на сайте Оператора форма подачи заявок является открытой.

Комиссией ФАС России установлено, что Заявитель в заявке на участие
в торгах в строке (разделе) «Документы, подтверждающие соответствие Заявителя установленным требованиям только для закрытых торгов» прикрепил свой паспорт.

Законом о банкротстве и Порядком не предусмотрено право Оператора
на отклонение им заявки в случае включения в состав такой заявки дополнительных документов (сведений). Кроме того, решение о допуске заявителя к участию
в торгах, решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается исключительно организатором торгов (согласно пункту 12 статьи 110 Закона
о банкротстве).

В соответствии с пунктами 4.3 и 6.1.3 Правил заявка не может быть принята Оператором (должна быть отклонена) в случае подачи повторной заявки на участие в одних и тех же торгах (заявка в начале должна быть отозвана и подана повторно),
а также в случае подачи в составе заявки предложения о цене, которое ниже начальной цены продажи имущества или предприятия должника, установленной
для этого периода проведения торгов.

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Оператора по отклонению заявки Заявителя содержат признаки нарушения пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <…> 24.05.2023 № б/н, направленную письмами Челябинского УФАС России от 25.05.2023 № ВЛ/6645/23 (вх. № 78628-ЭП/23
от 25.05.2023), от 26.05.2023 № ВЛ/6724/23 (вх. № 79419-ЭП/23 от 26.05.2023),
на действия (бездействие) оператора электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» при организации и проведении торгов по продаже посредством публичного предложения имущества должника ЗАО ФССИ «КРАСНОДЕРЕВЩИК»: объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Механическая, д. 40 (сообщение в ЕФРСБ № 11043975, лот № 7), обоснованной.

2. Выдать обязательное для исполнение предписание.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может
быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны