Решение №04/82907/22 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-490/2022 от 5 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-490/2022
по результатам рассмотрения жалобы <...>
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

Дата принятия решения: 31.08.2022 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры
торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...> (далее – Комиссии ФАС России),

при участии представителей:

<...> – паспорт гражданина Российской Федерации;

ООО «АС Групп»: <...>;

ООО «РТС-тендер»: <...>;

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> (далее – Заявитель) на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» при проведении аукциона по продаже арестованного имущества (извещение 22000073510000000010, лот 6)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) (вх. № 141252-ИП/22 от 16.08.2022, далее – Жалоба)
на действия (бездействие) оператора
электронной площадки – ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор) при проведении аукциона по продаже арестованного имущества (извещение 22000073510000000010, лот 6, далее Аукцион ).

Из Жалобы следует, что Оператором нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, представителей Оператора, ООО «АС групп» (далее – Организатор) Комиссия ФАС России установила следующее.

15.08.2022 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов размещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке Оператора, расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://www.rts-tender.ru (далее – сайт Оператора), дата окончания приема (подачи) заявок на участие в Аукционе – 12.09.2022 в 10:00 (МСК), дата и время проведения Аукциона – 15.09.2022 в 12:00 (МСК), начальная цена имущества – 2 510 000 руб. (далее – Извещение о проведении Аукциона).

Аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), Регламентом функционирования электронной площадки https://www.rts-tender.ru, утвержденным приказом Генерального директора
ООО «РТС-тендер» №72-П/22 от 31.08.2022 (далее – Регламент).

Из Жалобы следует, что Заявитель, являющийся потенциальным участником торгов, считает, что необоснованно завышенный и объективно ничем
не подтвержденный размер платы за победу, взимаемый Оператором с участников торгов в размере 10% от начальной цены реализуемого имущества, включая НДС 20%, влечет за собой сужение круга потенциальных покупателей реализуемого имущества, поскольку рыночная стоимость последнего при наличии указанных условий несоразмерно увеличивается, что влечет за собой ущемление прав
как взыскателей и должников по исполнительному производству, так и возможных участников торгов, а также приводит к затягиванию процедуры принудительной реализации арестованного имущества.
Заявитель полагает, что размер платы
за победу, взимаемый Оператором, должен применяться по аналогии
с законодательством о контрактной системе, взимаемая с победителя торгов
в размере 10% чрезмерно завышена и не соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Кроме того, по мнению Заявителя,
в описанных действиях Оператора содержаться признаки нарушения статей 10,
14.1-14.8 Закона о защите конкуренции.

Комиссия ФАС России отмечает, что торги по реализации арестованного
имущества проводятся в соответствии с Законом об исполнительном производстве,
Законом об ипотеке, и статьями 447-449 ГК РФ.

При этом указанными положениями не регламентируется порядок удержания (взимания) оператором электронной площадки вознаграждения (гарантийного обеспечения), представляющего собой оплату услуг оператора, не устанавливается размер такой платы.

Вместе с тем, в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» предусматривается возможность взимания оператором электронной площадки с лица, с которым заключается
контракт, платы за участие в закупке в порядке, определенном постановлением
Правительства Российской Федерации от 10.05.2018
564.

По мнению Комиссии ФАС России, при проведении торгов по реализации
арестованного имущества в электронной форме взимание оператором электронной площадки вознаграждения (комиссионного сбора) с победителя торгов допустимо (по аналогии с законодательством о контрактной системе).

В пунктах 7.1, 7.2 Регламента определено, что размер вознаграждения
за услуги Оператора определяется в соответствии с тарифами на условиях разового оказания услуг. Разовое оказание услуг – оказание оператором услуг
по предоставлению доступа к функционалу электронной площадки, связанных
с участием в торговых процедурах, проводимых на электронной площадке
с возможностью однократного участия в торговой процедуре/лоте, предоставленное в соответствии с Регламентом, приобретается непосредственно в момент подачи заявки на участие в торговой процедуре/лоте (пункт 7.2 Регламента).

В соответствии с Соглашением о гарантийном обеспечении на электронной площадке «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденным приказом Генерального директора ООО «РТС-тендер» №72-П/22 от 31.08.2022
(далее - Соглашение), гарантийное обеспечение оплаты оказания услуг - денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства участника торговой процедуры по оплате вознаграждения за оказание услуг в соответствии
с Соглашением, Регламентом и тарифами электронной площадки «РТС-тендер» Имущественные торги, утвержденными приказом Генерального директора
ООО «РТС-тендер» №72-П/22 от 31.08.2022 (далее - Тарифы), блокирование которых Оператор производит при подаче заявки. Сумма средств гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг для каждой заявки рассчитывается отдельно, исходя из размера вознаграждения, установленного Тарифами.

Согласно статье 4 Соглашения и пункту 3 Тарифов гарантийное обеспечение взимается в случае признания участника победителем торговой процедуры либо лицом, с которым заключается договор по результатам соответствующей торговой процедуры.

Размер вознаграждения (гарантийного обеспечения), взимаемого Оператором
с победителя торгов по реализации арестованного имущества, установлен Тарифами
и составляет 10% от начальной цены имущества, включая НДС 20%, но не менее
1 900 рублей, включая НДС 20%.

Представитель Оператора сообщил, что ООО «РТС-тендер» является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Основанием для взимания Оператором вознаграждения
за оказываемые услуги фактически является договор оказания услуг, заключаемым
с клиентами. Порядок взимания Оператором за оказываемые им услуги клиентам
не урегулирован на уровне действующего законодательства и определяется Оператором самостоятельно как коммерческой организацией в рамках договоров

на оказание услуг, заключаемых с клиентами. При установлении тарифов на услуги Оператора в секции площадки Имущественные торги «реализация арестованного имущества» Оператор проводит анализ рынка в целях объективной оценки рыночной стоимости аналогичных услуг, оказываемых иными операторами площадок. Так, по имеющейся у ООО «РТС-тендер» информации, тариф 10% является рыночным.

Комиссией ФАС России пришла к выводу, что в настоящее время положениями законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов
по продаже арестованного имущества, не урегулирован порядок взимания и размер вознаграждения (гарантийного обеспечения), операторы электронных площадок самостоятельно определяют размеры тарифов в регламентах (иных распорядительных документах) электронных площадок.

Заявителем в составе Жалобы, а также на заседании Комиссии ФАС России
не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что установленный Оператором
размер вознаграждения (гарантийного обеспечения) является завышенным и экономически необоснованным и приводит или может привести
к ограничению конкуренции (нарушает требования статей 10, 14.1-14.8 Закона
о защите конкуренции.

Также Комиссией ФАС России установлено, что начальная цена Аукциона – 2 510 000 руб., сумма задатка – 125 000,00 руб., шаг аукциона – 25 000,00 руб., размер вознаграждения Оператора (гарантийного обеспечения) – 251 000, 00 руб. (10% начальной цены реализуемого имущества).

По состоянию на дату подачи Жалобы (16.08.2022) срок на подачу заявок
на участие в Аукционе не истек (до 12.09.2022).

Кроме того, согласно протоколу от 23.08.2022 № 334 в связи с указанием
МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 22.08.2022 № 33-МР-10/18315 Аукцион был отменен.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу <...> на действия (бездействие) оператора электронной площадки – ООО «РТС-тендер» при проведении аукциона по продаже арестованного имущества (извещение № 22000073510000000010, лот № 6) необоснованной.

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть
обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения
или выдачи предписания.

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666