Решение №04/16769/24 Решение по делу № 04/10/18.1-131/2024 / от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-131/2024
по результатам рассмотрения жалобы ИП Горячова А.А. на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 26.02.2024 г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России – <...> (ведущего заседание); членов Комиссии ФАС России: <...>, <...> (далее – Комиссия ФАС России),  при участии представителей:

– ИП Горячова А.А. – паспорт гражданина Российской Федерации;

– финансовый управляющий <...> – уведомлен надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явился;

– ООО «Аукционы Федерации» – уведомлено надлежащим образом, представители на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Горячова А.А. от 12.02.2024 № б/н (вх. № 22242-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника (извещение в ЕФРСБ № 13285988, лот № 1) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ИП Горячова А.А. (далее – Заявитель) от 12.02.2024 № б/н (вх. № 22242-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> (далее – Организатор торгов) при организациии проведении аукциона по продаже имущества должника (извещение в ЕФРСБ № 13285988, лот № 1) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации и проведении Аукциона были нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу № А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

При этом важно отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не относится к порядку возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (указанная позиция подтверждается судебными актами Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ20-632).

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В то же время проведение анализа состояния конкуренции статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено.

Таким образом, антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

22.12.2023 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве Организатором торгов было опубликовано сообщение о проведении Аукциона, согласно которому Аукцион проводится на электронной площадке ООО «Аукционы Федерации» (далее – Оператор), расположенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.alfalot.ru (далее – сайт Оператора), дата и время начала подачи заявок на участие в Аукционе – 25.12.2023 в 10:00 (МСК), дата и время окончания срока приема заявок на участие в Аукционе – 05.02.2024 в 18:00 (МСК), дата и время проведения Аукциона – 12.02.2024 в 11:00 (МСК), начальная цена продажи имущества должника – 250 000,00 руб.

Аукцион проводится в соответствии с Законом о банкротстве, Порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, Регламентом проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве на электронной площадке ООО «Аукционы Федерации».

Согласно Жалобе Заявитель принял решение принять участие в Аукционе.

04.02.2024 в 13:53 (МСК) Заявителем была подана заявка на участие в Аукционе с приложением необходимых документов.

Однако, 12.02.2024 в 09:51 (МСК) заявка Заявителя на участие в Аукционе была отклонена Организатором торгов с указанием причины: «Заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком».

При этом, по мнению Заявителя, заявка Заявителя на участие в Аукционе содержала все необходимые документы и сведения, предусмотренные Законом о банкротстве и Порядком, в связи с чем отказ в допуске Заявителя к участию в Аукционе является неправомерным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.

Согласно пункту 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах, порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования
к их оформлению.

В соответствии с пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

– фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

– номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов: документы, удостоверяющие личность (для физического лица), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения,
за исключением документов и сведений, предусмотренных статьей 110 Закона
о банкротстве.

Согласно пункту 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным

в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

– заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов;

– представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Согласно пункту 20 статьи 110 Закона о банкротстве для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным Законом
о банкротстве
. Оператор электронной площадки заключает с заявителями договоры о задатке.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о банкротстве и пунктом 4.1 Порядка, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

В силу пункта 4.2 Порядка в течение тридцати минут с момента представления заявки на участие в торгах такая заявка с помощью программно-аппаратных средств сайта автоматически регистрируется в журнале заявок на участие в торгах, при этом заявителю в форме электронного сообщения направляется подтверждение регистрации заявки с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.

Согласно пункту 5.1 Порядка не позднее тридцати минут после окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством программно-аппаратных средств сайта организатору торгов направляются все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки.

Аналогичные положения содержатся в Регламенте.

Комиссия ФАС России отмечает, что Организатор торгов документы и сведения в соответствии с уведомлением ФАС России о принятии Жалобы к рассмотрению на рассмотрение Жалобы Комиссией ФАС России не представил, письменную позицию не направил, на рассмотрение не явился, в связи с чем

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения представленных Заявителем и Оператором документов и сведений установлено следующее.

Организатором торгов в сообщении о проведении Аукциона, размещенном в ЕФРСБ, была указана следующая информация: «Правила подачи заявок: для участия в торгах заявитель представляет оператору ЭТП https://alfalot.ru/ заявку на участие в торгах. Заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, указанным в сообщении о проведении торгов, установленные п. 11 ст.110 Закона о банкротстве и Приказом Минэкономразвития от 23.07.2015 N 495, Положению о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества».

04.02.2024в 13:53:14 Заявителем посредством функционала сайта Оператора была подана заявка на участие в Аукционе. В составе заявки на участие в Аукционе Заявителем были представлены следующие документы (файлы): заявка на участие в Аукционе, проект договора о задатке, паспорт, ИНН, СНИЛС, задаток.

В заявке на участие в Аукционе (файле) были указаны следующие сведения: сведения об имуществе, начальная цена, размер задатка, сведения о заявителе, в том числе его ФИО, дата рождения, ИНН, СНИЛС, паспортные данные, место жительства, адрес регистрации и место фактического нахождения, банковские реквизиты, номер телефона, адрес электронной почты.

В заявке на участие в Аукционе (файле) также было указано, что Заявитель сообщает об отсутствии заинтересованности по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему. Заявитель сообщает об отсутствии участия в капитале арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.

Данная информация была также указана Заявителем в электронной форме заявки на участие в Аукционе (заполнена посредством функционала сайта Оператора).

Все приложенные к заявке документы были подписаны электронно-цифровой подписью Заявителя.

Таким образом, Комиссия ФАС России по результатам изучения представленной Оператором заявки Заявителя на участие в Аукционе приходит к выводу, что заявка Заявителя на участие в Аукционе соответствовала требованиям, установленным пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Вместе с тем согласно Протоколу №115401-1 об определении участников торгов от 12.02.2024 (далее – Протокол определения участников) Заявителю было отказано в допуске к участию в Аукционе по причине «Заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком».

Комиссия ФАС России также отмечает, что из Протокола определения участников также следует, что всего на участие в Аукционе было подано 10 заявок в том числе заявка Заявителя, к участию в Аукционе допущена 1 заявка, 9 заявок отклонены Организатором торгов.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Организатором торгов не представлена информация о конкретных причинах отклонения заявки Заявителя на участие в Аукционе, о несоответствии заявки Заявителя на участие в Аукционе требованиям пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при отклонении заявки Заявителя на участие в Аукционе Организатором торгов был нарушен пункт 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

Комиссия ФАС России также отмечает, что на момент рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России сведения о заключении договора по результатам Аукциона
в ЕФРСБ отсутствуют.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП Горячова А.А. от 12.02.2024 № б/н (вх. № 22242-ЭП/24 от 12.02.2024) на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <...> при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника (извещение в ЕФРСБ № 13285988, лот № 1) обоснованной.

2. Выдать организатору торгов – финансовому управляющему <...>, оператору  электронной площадки – ООО «Аукционы Федерации» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может
быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия
решения или выдачи предписания.

 

 

Заместитель председателя Комиссии ФАС России: <...>

(ведущий заседание)

 

Члены Комиссии ФАС России: <...><...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны