Решение №04/104383/22 Решение по жалобе АО "МЭК" на действия ПАО "ФСК-Россети" от 17 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

04/10/18.1-560/2022 по результатам рассмотрения жалобы

АО «Межрегиональная энергосервисная компания» о нарушении

порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства

 

«14» ноября 2022 г. г. Москва

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в отношении уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, в составе: заместителя председателя Комиссии <...> — заместителя начальника Управления контроля строительства и природных ресурсов; членов Комиссии: <...> (далее — Комиссия ФАС России); при участии: представителя АО «Межрегиональная энергосервисная компания» (далее — Заявитель, АО «МЭК») <...>, действующего на основании доверенности от 10.10.2022, представителя ПАО «Федеральная сетевая компания – Россети» (далее — ПАО «ФСК ЕЭС») <...>, действующего на основании доверенности от 01.06.2021 № 67-21, рассмотрев жалобу АО «МЭК» от 24.10.2022 № б/н (вх. от 24.10.2022 № 177084-ЭП/22) на нарушение ПАО «ФСК ЕЭС», адрес: 121353, г. Москва, ул. Беловежская, д. 4, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, в соответствии со статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба АО «МЭК» от 24.10.2022б/н (вх. от 24.10.2022 № 177084-ЭП/22) на действия (бездействие) ПАО «ФСК ЕЭС».

Согласно доводам Заявителя ПАО «ФСК ЕЭС» неправомерно предъявляет к документам и информации требования, не установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при осуществлении технологического присоединения объекта капитального строительства к электрическим сетям.

В соответствии со статьей 181 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) в том числе территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ‑ ГрК РФ), в части:

- нарушения установленных сроков осуществления мероприятий
по реализации проекта по строительству;

- предъявления требований осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству, не предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству;

- незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

- предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ.

В соответствии со статьей 5 ГрК РФ субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Согласно представленным материалам между ООО «Специализированный застройщик «Светлояр» и Заявителем заключен договор от 17.06.2021 № 15-ТП/21, согласно которому Заявитель принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения устройств ООО «Специализированный застройщик «Светлояр» — многоэтажных многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями и инженерными коммуникациями (строения №№ 4, 5, 6), расположенных по адресу: Ярославская область, Пестрецовский с/о, п. Красный Бор, кадастровые номера земельных участков: 76:17:107101:9700, 76:17:107101:9698, 76:17:107101:9699 (далее — Объекты).

Как следует из статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно статье 5.2 ГрК РФ реализация проекта по строительству объекта капитального строительства включает в себя в том числе утверждение или выдачу необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов (пункт 2 части 2 статьи 5.2 ГрК РФ).

Согласно статье 5.2 ГрК РФ утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов может включать в себя в том числе мероприятие по заключению договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 8 части 4 статьи 5.2 ГрК РФ).

Согласно представленным документам Заявителем планируется осуществить подключение (технологическое присоединение) РТП 10/0,4 кВ от ЗРУ 10кВ ПС 220 кВ Тверицкая для электроснабжения Объектов. Кадастровый номер земельного участка, на котором располагается РТП 10/0,4 кВ: 76:17:107101:11012.

Таким образом, Заявителем, являющимся субъектом градостроительных отношений, обжалуются действия (бездействие) ПАО «ФСК ЕЭС», при осуществлении в отношении Заявителя мероприятия по заключению договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусмотренного статьей 5.2 ГрК РФ, результатом которого является документ, предусмотренный пунктом 270 Исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2021 № 2490, а именно: договор об осуществлении технологического присоединения объекта капитального строительства к электрическим сетям и технические условия, являющиеся неотъемлемой частью к договору.

На основании изложенного Комиссия ФАС России рассматривает жалобу в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные документы и материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и ПАО «ФСК ЕЭС», Комиссия ФАС России установила следующее.

03.08.2022 Заявителем в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» подана заявка № 138 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «МЭК» к электрическим сетям филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Центра (далее - Заявка).

ПАО «ФСК ЕЭС» письмом от 05.08.2022 № М1/51/1710 направлены замечания, в которых указано об отсутствии сведений, необходимых для начала процедуры технологического присоединения и определения объема мероприятий, необходимых для осуществления планируемого присоединения:

1) в пункте 4 Заявки в наименовании энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, не указаны все существующие и присоединяемые энергосберегающие устройства;

2) в плане расположения энергопринимающих устройств не указаны все энергопринимающие устройства в том числе ЛЭП, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации с точными адресными ориентирами и привязкой к географическим объектам на местности;

3) об отсутствии копий документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитальном строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (буду располагаться) энергопринимающие устройства заявителя. В представленном договоре аренды земельного участка от 23.10.2019 77 в разрешении на использование земельного участка отсутствует разрешение на строительство энергопринимающих устройств. Согласно разделу 4 договор может быть расторгнут до истечения срока его действия при использовании земельного участка не в соответствии с его разрешенным видом функционального использования.

Кроме этого, в представленных Заявителю замечаниях ПАО «ФСК ЕЭС» указано, что по имеющейся информации у ПАО «Россети Центр»- «Ярэнерго» находится заявка на технологическое присоединение на те же энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «ФСК ЕЭС», полученная посредством личного кабинета, для реализации которой техническими решениями предусмотрено исполнение мероприятий по действующему договору от 30.06.2021 22-2021-14/ТП-М1 между МЭС Центра и ПАО «Россети Центр».

Данные замечания были направлены на доработку Заявителю с возможностью предоставления недостающих сведений в течении 20 рабочих дней с момента их получения.

В связи с тем, что Заявителем в указанный срок информация об устранении замечаний не поступила, письмом ПАО «ФСК ЕЭС» от 20.09.2022 № М1/51/2074 Заявка аннулирована.

По результатам рассмотрения представленных материалов, а также пояснений представителей Заявителя и ПАО «ФСК ЕЭС», Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводам Заявителя наименования энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации указаны в пункте 4 заявки: РТП 10/04 кВ от ЗРУ 10 кВ ПС 220кв, а также продублированы в пункте 7 КТП 10/04 Тверицы, которая в свою очередь будет передавать энергию на ТП 1189.

Вместе с тем в замечаниях ПАО «ФСК ЕЭС» указано, что в наименовании энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации отсутствует указание на все существующие и присоединяемые энергопринимающие устройства.

Кроме того, в представленных пояснениях ПАО «ФСК ЕЭС» сообщило о необходимости указания в наименовании энергопринимающих устройств в том числе линий электропередач.

Комиссией ФАС России установлено следующее.

В соответствии пунктом 9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила), в заявке, направляемой заявителем, должны быть, в зависимости от конкретных условий, указаны в том числе наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.

Согласно представленной информации АО «МЭК» планируется присоединить к сетям ПАО «Россети — МЭС» только ТП 1179, остальное оборудование не относится к строениям №№ 4, 5, 6, не будет использовано в схеме подключения, соответственно, не подлежит указанию в заявке.

Вместе с тем Правила не содержат требования об указании всех существующих энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.

Доказательств, подтверждающих необходимость указания каких-либо дополнительных существующих энергопринимающих устройств, ПАО «ФСК ЕЭС» не представлено.

Таким образом, замечание к Заявке о необходимости указания всех существующих и присоединяемых энергосберегающих устройств неправомерно, соответственно, к Заявителю, документам и информации предъявлены требования, не установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, довод Заявителя является обоснованным.

2. Согласно доводам Заявителя АО «МЭК» представлен в составе заявки План расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (далее - План), составленный самостоятельно, с указанием присоединяемого объекта, адресов рядом находящихся домов, наименованием улиц, на которых расположены энергопринимающие устройства.

Согласно представленным сведениям ПАО «ФСК ЕЭС» План, представленный Заявителем, не содержит указания всех энергопринимающих устройств, в том числе ЛЭП, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации с точными адресными ориентирами и привязкой к географическим объектам на местности.

Комиссией ФАС России установлено следующее.

Пунктом 10 Правил установлен перечень документов, который прилагается к заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Подпунктом «а» пункта 10 Правил предусмотрено, что к заявке прилагается план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.

Требования к Плану Правилами не предусмотрены, в связи с чем План может быть составлен Заявителем самостоятельно.

Так, из представленной ПАО «ФСК ЕЭС» Заявки и пакета документов установлено, что Заявителем План с местом расположения присоединяемых энергопринимающих устройств представлен.

Доказательств, подтверждающих несоответствие Плана установленным требованиям, ПАО «ФСК ЕЭС» не представлено.

Таким образом, к Заявителю, документам и информации предъявлены требования, не установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, довод Заявителя является обоснованным.

3. Согласно доводам Заявителя в составе Заявки представлен договор субаренды от 04.05.2022 на земельный участок с кадастровым номером: 76:17:107101:11012, на котором располагается РТП 10/0,4 кВ, подтверждающий владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитальном строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (буду располагаться) энергопринимающие устройства Заявителя.

Вместе с тем в замечаниях ПАО «ФСК ЕЭС» указано, что Заявителем не представлены копии документов, подтверждающих владение Заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитальном строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (буду располагаться) энергопринимающие устройства заявителя, а именно: в представленном договоре аренды земельного участка от 23.10.2019 77 в разрешении на использование земельного участка отсутствует разрешение на строительство энергопринимающих устройств. Согласно разделу 4 договор может быть расторгнут до истечения срока его действия при использовании земельного участка не в соответствии с его разрешенным видом функционального использования.

Комиссией ФАС России установлено следующее.

Согласно подпункту «г» пункта 10 Правил к заявке прилагается один из перечисленных ниже видов документов:

копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя;

копия разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах используемой территории);

копии документов, подтверждающих, что заявитель обладает сервитутом или публичным сервитутом, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации и предусматривают возможность использования земельного участка для целей размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах сервитута).

Согласно представленным материалам, в составе Заявки Заявителем представлен договор аренды земельного участка от 23.10.2019 № 77 с кадастровым номером: 76:17:107101:11012, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области от 25.11.2019 под номером: 76:17:107101:11012-76/023/2019-2, и договор субаренды от 04.05.2022 на земельный участок с кадастровым номером: 76:17:107101:11012, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области от 25.05.2022 под номером: 76:17:107101:11012-76/062/2022-5.

Таким образом, Заявителем представлен документ, предусмотренный абзацем 1 подпункта «г» пункта 10 Правил.

Относительно использования земельного участка с кадастровым номером: 76:17:107101:11012, не в соответствии с видом разрешенного использования, установлено, что согласно вышеуказанным документам, вид разрешенного использования земельного участка — многоквартирные жилые дома в 7 и более этажей.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 П/0412 (далее — Классификатор), указано, что одним из видов разрешенного использования земельных участков может быть жилая застройка (код 2.0).

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1 Классификатора.

Кодом 2.7 Классификатора предусмотрено размещение объектов капитального строительства, а именно: размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами (код 3.1).

Кодом 3.1.1 также предусмотрены виды зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега).

Таким образом, Заявителем представлены копии документов, подтверждающего владение Заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства, с видом разрешенного использования земельного участка, предусматривающим размещение энергопринимающих устройств.

Таким образом, к Заявителю, документам и информации предъявлены требования, не установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, довод Заявителя является обоснованным.

4. Согласно доводам Заявителя относительно имеющейся информации у ПАО «Россети Центр»-«Ярэнерго» заявки на технологическое присоединение на те же энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «ФСК ЕЭС», полученной посредством личного кабинета, для реализации которой техническими решениями предусмотрено исполнение мероприятий по действующему договору от 30.06.2021 № 22-2021-14/ТП-М1 между МЭС Центром и ПАО «Россети Центр», письмом от 24.06.2022 ЛВЮ/ЦА-МР1/1479 ПАО «Россети Центра» прямо указывает, что ООО «СЗ Светлояр» более не является контрагентом ПАО «Россети Центра», договор технологического присоединения расторгнут.

Вместе с тем, согласно сведениям ПАО «ФСК ЕЭС», у ПАО «Россети Центр»- «Ярэнерго» находится заявка на технологическое присоединение на те же энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «ФСК ЕЭС», полученная посредством личного кабинета, для реализации которой техническими решениями предусмотрено исполнение мероприятий по действующему договору от 30.06.2021 22-2021-14/ТП-М1 между МЭС Центром и ПАО «Россети Центр».

Так, по адресным ориентирам c кадастровым номером земельного участка 76:17:107101:9700, указанным в заявке на технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «МЭК», у МЭС Центра находится на исполнении действующий договор об осуществлении технологического присоединения с ПАО «Россети Центр» от 30.06.2021 № 22-2021-14/ТП-М1 на объекты с теми же адресными ориентирами (Ярославская область, п. Красный Бор) на тот же земельный участок (к.н. 76:17:107101:9700).

Письмом от 24.06.2022 № ВЮ/ЦА-МР1/1479 ПАО «Россети Центр» была предоставлена информация о том, что посредством личного кабинета получена на исполнение заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «МЭК» в интересах конечного потребителя ООО «Светлояр», расположенных на земельном участке с кадастровым номером: 76:17:107101:9700.

Комиссия ФАС России установила следующее.

03.08.2022 Заявителем в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» подана заявка № 138 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «МЭК» к электрическим сетям филиала ПАО «ФСК ЕЭС».

Вместе с тем, согласно представленным Заявителем материалам, предыдущая заявка АО «МЭК», поданная в ПАО «Россети» - Филиал «Ярэнерго» посредством личного кабинета, была аннулирована 08.08.2022.

Вместе с тем пунктом 8(3) Правил подача в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств одновременно двух и более заявок в разные сетевые организации не допускается, за исключением случаев технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых применяется категория надежности электроснабжения, предусматривающая использование двух и более источников электроснабжения.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 181 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «МЭК» на действия (бездействие) ПАО «ФСК ЕЭС», выразившиеся в предъявлении к Заявителю, документам и информации требований, не предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, частично обоснованной.

2. Предписание не выдавать.

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

АО "Межрегиональная энергосервисная компания"
ИНН 7604217739, ОГРН 1117604022040
ПАО "Россети"
ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336