Решение №04/9563/22 РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-19/2022 по результатам рассмотрения жал... от 9 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 04/10/18.1-19/2022

по результатам рассмотрения жалобы «Байрики Инк.»,

«Трафальгар Трафхолд Лимитед» на нарушение процедуры торгов
и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 04.02.2022                                                г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Заместителя председателя Комиссии ФАС России: <....> (далее – Комиссия
ФАС России),

при участии представителей:

<....>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
от заявителей «Байрики Инк.», «Трафальгар Трафхолд Лимитед» на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <....>
при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника
<....> (сообщение № 8016395) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
от заявителей «Байрики Инк.», «Трафальгар Трафхолд Лимитед» (далее – Заявители)
на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <....> (далее – Организатор торгов) при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника <....> (сообщение № 8016395) (далее – Аукцион, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором при организации Аукциона нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Заявителей, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

13.01.2022 на официальном сайте Единого федерального реестра сведений
о банкротстве и на сайте электронной площадки ООО «Сервис-Консалт», расположенном по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://etpugra.ru/ (далее – сайт Оператора), Организатором торгов размещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому дата и время начала срока подачи заявок на участие в Аукционе – 14.01.2022 в 18:01, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 17.02.2022 в 00:10; дата
и время проведения Аукциона – 18.02.2022 в 17:00 (далее – Сообщение
о проведении Аукциона).

Аукциона проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), Порядком проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле
о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 23.07.2015 № 495 (далее – Приказ № 495).

1. Согласно доводу Жалобы в нарушение пункта 1 статьи 213.26 Закона
о банкротстве Организатором торгов 13.01.2021 объявлено о проведении Аукциона
в отсутствие утвержденного судом Положения о порядке организации и проведения торгов по реализации не обремененного залогом имущества должника <....>, находящегося на территории Российской Федерации (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение
о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 указанного закона. Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Закон о банкротстве не содержит нормы, запрещающей Организатору торгов объявлять о проведении Аукциона до вынесения судом определения
об утверждении Положения. Кроме того, представитель Организатора торгов сообщил, что определением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2022
по делу № А55-15192/21 Положение было утверждено.

Согласно пункту 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном указанным законом.

Пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве установлен закрытый перечень функций организатора торгов, согласно которому организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение
о результатах проведения торгов; принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия; определяет участников торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия; определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов; уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

На основании изложенного представление в арбитражный суд положения
о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина не входит
в перечень функций финансового управляющего, выступающего в качестве организатора торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие у финансового управляющего, как у Организатора торгов, функции по представлению
в арбитражный суд положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина, данный довод не может быть рассмотрен Комиссией
ФАС России.

Кроме того, согласно пункту 6 статьи 213.26 Закона о банкротстве
о проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов
и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов. В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего
в арбитражном суде
.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России оставляет указанный довод Жалобы без рассмотрения.

2. Исходя из довода Жалобы, Организатор торгов в нарушение пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве и пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации не отразил в Сообщении о проведении Аукциона информацию о наложенных арестах продаваемого имущества должника.

Согласно Сообщению о проведении Аукциона реализации на торгах подлежат следующие ценные бумаги:

акции обыкновенные именные Публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН: 1026302004409, адрес: 445045, Самарская область, город Тольятти, Поволжское шоссе, 32), государственный регистрационный номер выпуска 1-04-00014-E (номинальная стоимость одной ценной бумаги выпуска
225 326 рублей), в количестве 68 163979/225326 штук, учет и хранение осуществляется АО «Тольяттихимбанк» на счете депо № 55010750002 депонента Trafalgar Trafhold Limited (ДУ) / Трафалгар Трафхолд Лимитед (ДУ);

акции обыкновенные именные Публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН: 1026302004409, адрес: 445045, Самарская область, город Тольятти, Поволжское шоссе, 32), государственный регистрационный номер выпуска 1-04-00014-E (номинальная стоимость одной ценной бумаги выпуска
225 326 рублей), в количестве 69 69657/225326 штук, учет и хранение осуществляется АО «Тольяттихимбанк» на счете депо № 55010740003 депонента
Bairiki Inr. (ДУ) / Баирики Инк. (ДУ) (далее – Имущество).

В пункте 10 статьи 110 Закона о банкротстве указано, что в сообщении
о продаже предприятия должны содержаться, в том числе сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления
с предприятием.

Согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов,
об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества
и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно доводам Жалобы приговором Комсомольского районного суда
г. Тольятти от 05.07.2019 по уголовному делу № 1-1/2019, а также постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.05.2021 № 21/278448 наложен арест
на вышеуказанное Имущество, о чем отсутствует информация в Сообщении
о проведении Аукциона.

Согласно письменным пояснениям Организатора торгов по ходатайству финансового управляющего Комсомольский районный суд г. Тольятти постановлением от 17.12.2021 отменил арест на имущество <....>, наложенный приговором Комсомольского районного суда г. Тольятти от 05.07.2019 по уголовному делу № 1-1/2019.

Кроме того, постановлением судебного пристав-исполнителя от 03.02.2022
№ 7922070/19/99001-СД/СВ снят арест на Имущество, наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.05.2021 № 21/278448.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что вышеуказанный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Организатором торгов созданы преимущественные условия участия в Аукционе определенным лицам. В Сообщении о проведении Аукциона Организатором торгов установлена обязанность предоставления в составе заявки на участие в Аукционе копии предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы на осуществление сделки, направленной на приобретение обыкновенных акций. До объявления процедуры Аукциона данное согласие было получено АО «Химактивинвест» и ООО «Актум». По мнению Заявителей, ввиду длительного срока получения указанного согласия антимонопольного органа «независимые» покупатели не смогут принять участие в Аукционе, что создает преимущественные условия участия в Аукционе определенным лицам и, как следствие, нарушает положения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В силу пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений
или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В письменных пояснениях Организатор торгов указал, что Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2021 по делу № А55-15192/21 гражданин <....> признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев. Кроме того, результаты инвентаризационной описи имущества должника были опубликованы на сайте ЕФРСБ 25.11.2021 (сообщение № 7747609). По мнению Организатора торгов, с даты признания гражданина несостоятельным (банкротом) заинтересованные в приобретении имущества должника лица имели право обратиться в антимонопольный орган для получения предварительного согласия на осуществление сделки, направленной на приобретение обыкновенных акций. Таким образом, у всех потенциальных участников Аукциона имелось достаточное количество времени для получения данного согласия.

Комиссия ФАС России отмечает, что сама по себе процедура получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок
с акциями (долями)
, предусмотренная главой 7 Закона о защите конкуренции, непосредственно не связана с фактом подачи заявки на участие в торгах, проводимых в соответствии с Законом о банкротстве.

На основании изложенного, принимая во внимание, что Заявителями
не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о создании Организатором торгов отдельным лицам преимущественных условий участия
в Аукционе
, а также не указано какие конкретно лица не смогли принять участие
в Аукционе в силу необходимости получения согласия антимонопольного органа,
Комиссия ФАС России признает данный довод Жалобы необоснованным.

4. Согласно доводу Жалобы представитель Заявителей 25.01.2022 направил
в адрес Организатора торгов телеграмму с просьбой предоставить возможность ознакомиться с имуществом, документами, а также условиями проведения Аукциона. Данная телеграмма направлена Организатору торгов по адресу, указанному в Сообщении о проведении Аукциона. Также с целью согласования даты и времени ознакомления представитель Заявителей направил аналогичный запрос
на адрес электронной почты Организатора торгов: <....>. Однако

на дату рассмотрения Жалобы (04.02.2022) никакого ответа от Организатора торгов
не поступило. По мнению представителя Заявителей, вышеуказанные действия (бездействие) Организатора торгов нарушают требования абзаца 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве.

Согласно части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.

В Сообщении о проведении Аукциона указано, что «ознакомиться
с имуществом, документами, условиями торгов можно у организатора торгов
в рабочие дни в период приема заявок по предварительной договоренности посредством телефона, либо уведомления телеграммой или заказным письмом. Адрес для направления корреспонденции финансовому управляющему: <....>.

Абзацем 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве установлено,
что организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Комиссией ФАС России установлено, что согласно Инвентаризационной описи имущества должника <....>, размещенной на сайте ЕФРСБ (сообщение
№ 7747609 от 25.11.2021) (далее – Инвентаризационная опись), Имущество является собственностью должника и находится на счетах депо (доверительное управление) «Байрики Инк.», «Трафальгар Трафхолд Лимитед» (Заявители). Следовательно, Заявители обладают сведениями о реализуемом на торгах Имуществе.

Кроме того, согласно Инвентаризационной описи должник является бенефициарным владельцем иностранных компаний «Байрики Инк.», «Трафальгар Трафхолд Лимитед» (100% долей принадлежит <....>).

В силу положений части 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина,
и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи.

В соответствии с частью 5 статьи 213.25 Закон о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации
от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что всем имуществом должника, признанного банкротом (за исключением имущества, не входящего в конкурсную массу), распоряжается финансовый управляющий.

В части 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве указано, что финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина, в том числе осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, а также голосует на общем собрании участников.

В Определении Верховного суда Российской Федерации от 17.05.2018
№ 305-ЭС17-20073 указано, что «предоставление финансовому управляющему такого объема прав в отношении признанного банкротом гражданина-должника направлено, в том числе на обеспечение защиты имущества последнего
и предотвращение ситуаций, когда должник с учетом принадлежащей ему доли
в обществе, используя свое право на управление его делами, совершает недобросовестные действия по отчуждению имущества этого общества, направленные на уменьшение конкурсной массы и причинение вреда своим кредиторам».

Согласно пункту 5 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
в публичных торгах не могут участвовать должник, организации, на которые возложены оценка и реализация имущества должника, и работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия
и результаты торгов, а также члены семей соответствующих физических лиц.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заявители в силу положений статьи 213.25 Закона о банкротстве по итогам проведения Аукциона не смогут приобрести Имущество в собственность. Следовательно, непредоставление Заявителям Организатором торгов информации
об Имуществе не повлечет нарушения цели проведения публичных торгов, а именно привлечения наибольшего количества потенциальных покупателей
для последующей реализации имущества должника по наиболее высокой цене.

Таким образом, довод Жалобы не находит своего подтверждения

На основании изложенного в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Оставить без рассмотрения жалобу заявителей «Байрики Инк.», «Трафальгар Трафхолд Лимитед» на действия (бездействие) организатора
торгов – финансового управляющего <....> при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника <....> (сообщение № 8016395)
в части довода об объявлении торгов до утверждения судом положения о порядке
и сроках реализации имущества должника.

2. Признать жалобу заявителей «Байрики Инк.», «Трафальгар Трафхолд Лимитед» на действия (бездействие) организатора торгов – финансового управляющего <....> при организации и проведении аукциона по продаже имущества должника <....> (сообщение № 8016395) необоснованной в части доводов об отсутствии в сообщении о проведении торгов информации о наложенных арестах продаваемого Имущества должника; о создании преимущественных условий участия в торгах определенным лицам; о непредоставлении организатором торгов возможности ознакомления с Имуществом должника.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны